Вопрос №45 Сущность мировоззрения и его структура. Виды, функции, факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Термин мировоззрение (миросозерцание) возник в конце 18 века и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии.

Определённые представления о самом мировоззрении стали складываться намного раньше и выражались они через такие понятия как: Мудрость, Философия, Религия. Это были представления, о каком то высшем обобщённом знании. Наиболее ценном и трудно постижимом. Обладание, которого делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои действия и поведение с требованиями общества.

МИРОВОЗРЕНИЕ состоит из двух слов мир и воззрение (сознание).

В основе понимания современного понятия мировоззрение лежат такие понятия как: Знания, Взгляды, Убеждения, Идеалы. Они позволяют выражать личные определённые отношения к явлениям окружающей деятельности и занимают в нём определённую позицию

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая форма сознания человека, включающая в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которое определяет его поведение в различных сферах жизни.

Структурные компоненты мировоззрения.

Система знаний – представляет собой систему научных институтов которые имеют форму описательно-констатирующего суждения личности.

Взгляды – это суждения, субъективные выводы человека, которые связанны с объяснением тех или иных явлений и объяснением своего отношения к этим явлениям.

Убеждения – это совокупность глубоко осмысленных и эмоциональных переживаний идей, которые определяют прочность жизненной ориентации личности, характер её деятельности и поведения.

Идеал – это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким человек хочет стать и каким человек может стать (и какой он есть на самом деле).

Основные виды мировоззрения, характеристика.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями выделяют три основных вида мировоззрения:

1. Научное: оно опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения которые сделаны на основе научного анализа и осмысления причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений.

2. Религиозное: в его основе лежит религиозный опыт личности и вера человека в существование Бога или других сверх естественных сил.

3. Житейское: оно формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение. В форме духовного опыта здравого смысла, стихийных и не всегда систематических представлений о мире.

Функции мировоззрения:

- методологическая функция - выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека;

- гносеологическая функция - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания;

- аксиологическая функция - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя;

- социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе;

- критическая функция - выражается в критическом осмыслении окружающего мира и самого себя;

- прогностическая функция - выражается в прогнозировании развития окружающего мира и самого себя;

- интеграционная функция - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей,

- воспитательная функция - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.

Методологическая функция.

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Гносеологическая функция.

Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Аксиологическая функция.

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

Критическая функция.

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Прогностическая функция.

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Интеграционная функция.

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Воспитательная функция.

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

Необходимо учитывать, что все функции мировоззрения находятся в единстве и действуют одновременно. Вместе с тем, в конкретных жизненных ситуациях отдельная функция или их совокупность может стать доминирующей. Что же касается так называемой ведущей функции, то в качестве таковой, на наш взгляд, может выступать любая из функций, перечисленных в соответствующей классификации. Ее роль определяется характером проблем, которые для человека становятся первостепенными в конкретной ситуации.

Наши рекомендации