Вопрос № 13 Структура педагогической науки, её основные отрасли

Об уровне развития науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по многообразию связей этой науки с другими науками, благодаря чему возникают новые пограничные научные дисциплины. В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей. Назовем основные из них.

1. Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие законо­мерности педагогического процесса (образования, воспитания, обучения) человека, развития и формирования личности, разрабатывающая общие основы организации иосуществления педагогического процесса. Общая педагогика является базой теоре­тическихданных для всех других отраслей педагогики.

2. Теория обучения (дидактика)изучает процесс обучения, а именно закономер­ности этого процесса, его содержание, принципы, формы, методы и средства.

3. Теория воспитания- научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива.

4. Теория управления изучает процесс управления педагогическими (образовательными, воспитательными) системами, его закономерности.функции, условия развития.

5. Частные дидактики или методики преподавания различных учебных дисцип­лин, изучаемых в школе, ССУЗе. ВУЗе, а также методика воспитания. Частные методики исследуют закономерности, содержание, методы, средства, формы преподавания и изучения конкретных учебных предметов, а также организации внеучебной воспитательной деятельности (например, методика преподавания русского языка и литературы).

6. История педагогикиизучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи.

7. Сравнительная педагогикаизучает состояние и основные тенденции развития образовательных систем в различных странах в сопоставительном плане.

8. Возрастная педагогика изучает процесс образования (воспитания, обучения) человека в различные возрастные периоды его развития. Включает педагогику преддошкольную, дошкольную, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагоги­ку взрослых (андрогогику).

9. Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий. Включает производственную, профессиональную, в том числе военную, правовую, спортивную, медицинскую, инженерную, исправительно-трудовую педагогику (воспитание несовершеннолетних правонарушителей) и др.

10. Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т. е. воспитательную функцию семьи.

11. Этнопедагогика сформировалась как теоретическое осмысление народной пе­дагогики. Изучает закономерности и специфику народного воспитания, т. е. тради­ции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной практике воспитания.

12. Информационная педагогика — молодая, перспективная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием информационных процессов в системе образования и управлении образованием.

13. Социальная педагогика — довольно динамичная отрасль педагогики, теория которой находится в стадии научной разработки. В самом общем виде социальную педагогику можно определить «как науку о воспитательных влияниях среды" (В. Семенов). Социальная педагогика изучает влияние на педагогический процесс конкретных условий среды, занимается ее преобразованием, созданием благоприят­ных условий в социуме (семье, учреждениях образования, культуры, досуга, здраво­охранения.общественных организациях, на предприятиях и т. д.) для развития, социализации, самореализации и самоутверждения личности. Таким образом, основ­ная задача социальной педагогики — раскрывать пути использования социокультур­ного потенциала среды в образовательных (воспитательных) целях. Именно для это­го в школах вводится должность социального педагога. Социальная педагогика содер­жит также теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

14. Коррекционная педагогика (дефектология, специальная педагогика) — груп­па педагогических наук, которые изучают теорию и практику образования лиц с отклонениями в физическом, психическом или умственном развитии, а также детей и подростков, проявляющих девиации в поведении.

Наши рекомендации