Вопрос №12 Основные категории педагогики
Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат, который определяется, и частности, ее предметом. Понятие — это форма мысли, обобщённо отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств».
Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процесса. Категория — это общее, фундаментальное понятие, выражающее наиболее существенные свойства, связи, отношения того или иного явления реальной действительности. Определить понятие - значит выделить его основные существенные признаки. Понятия (их много) и категории (их немного) педагогики выражаются в терминах. Термин — слово, точно определяющее понятие. Научная терминология отличается точностью, однозначностью, краткостью, определенностью, системностью. Не вся педагогическая терминология обладает этими свойствами. Поэтому она постоянно пополняется, обновляется, уточняется, совершенствуется.
Большинство современных ученых-педагогов склонны называть в качестве основных категорий педагогики следующие: развитие, образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят педагогический процесс, социализацию личности, формирование личности, педагогическое общение и др. Педагогика оперирует и такими понятиями, как индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания и т. д.
Определим названные категории.
Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку. Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание; групповая деятельность, общение и т. п.) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, т. е. задатки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.
Таким образом, развитие происходит как в результате саморазвития, так и в результате внешнего влияния на личность. Если коротко, развитие — это общий процессстановлений человека в физическом, психическом, интеллектуальном, духовном плане. Соответственно, говорят о физическом, психическом, интеллектуальном, духовном развитии.
Термин «формирование»применяется в педагогике в двух смыслах. С одной стороны, формирование – процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности. С другой стороны.формирование – это некий этап относительной завершенности процесса развития. Например, этап ранней юности. Путь развития, в процессе которого происходит формирование, называют периодом. Иначе говоря, период — это время, которое необходимо для наступления очередного, более высокого этапа (стадии) развития человека. Например, говорит о развитии ребенка в период дошкольного детства, а период младшего школьного возраста и т. д.
Развитие человекапод воздействием социальной среды происходит в результате социализации. Под социализацией понимают процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Иначе говоря, это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности или группе и воспроизводство им этого СОЦИАЛЬНОГО опыта.Социализация происходит как в условиях стихийного воздействии на развивающегося человека социальных факторов окружающей среды, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий. В последнем случае речь идет о воспитании.
Воспитание организуется обществом с целью создания благоприятных условий для развития личности. Это процесс целенаправленный и контролируемый. Дать определение такой категории, как воспитание, сложно. Это категория не только педагогики, но и других антропологических наук. Основная трудность заключается в том, что под воспитанием понимают и социальное явление, и явление общечеловеческой культуры, и педагогический процесс, и воспитательную деятельность.
В широком социальном значении воспитание — это объективно-закономерное, социокультурное явление, протекающее на макросоциальном уровне. В этом широком смысле воспитание призвано обеспечить передачу опыта, накопленного человечecтвоми различных видах жизнедеятельности, от старших поколений младшим. Именно о воспитании в широком смысле говорят, когда анализируют историю педагогической теории и практики, идеалы и цели воспитания, присущие конкретному обществу, народу, общественным движениям.
Вместе с тем воспитание - это педагогический процесс, протекающий на микросоциальном уровне (под воздействием семьи или другой детской группы).
Иначе говоря, это процесс формирования личности в условиях специально организованнойпедагогической системы,которая обеспечивает взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Ha этом уровне уже конкретизированы субъекты воспитания, направления воспитания, в общем виде определены технологии воспитания и т. д. На межличностномуровне воспитание - это педагогическое взаимодействие двух личностей (педагога и воспитанника, двух воспитанников, ребенка и одного из родителей и т. п.). На этом уровне цели и задачи воспитания предельно индивидуализированы, а потому диагностичны; на их основе констатируется предельно конкретная педагогическая технология. На личностном уровне воспитание есть самовоспитание, самосовершенствование личности.
В узком педагогическом значении под воспитанием понимают специальную воспитательную деятельность, имеющую целью формирование личности в целом, ее сдельных качеств, свойств, отношений и т. д.
С учетом вышесказанного, дадим общее описательное определение воспитания как категории педагогики.
Воспитание –это процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры.Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования, в педагогике называют педагогическим процессом. Следовательно, воспитание — педагогический процесс. С категорией воспитания тесно связана еще одна категория — обучение.
Обучение — это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления деятельности. Из этого определения следует, что обучение — также педагогический процесс. Вообще, понятие педагогический процесс исполняет роль центрального, стержневого понятия, оно выражает сущность предмета педагогики, которым, как мы уже знаем, выступает образование.
Образование – многозначная категория. Первоначально под образованием понимали передачу важнейших жизненно необходимых сведений и навыков. В современной трактовке им определяется и сфера социокультурной практики, и специально организуемый процесс, и его результат, и отраслевая система. Иначе говоря, образование — это процесс и результат воспитания, обучения, развития личности.
Данный термин употребляется в трех смыслах:
- образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) т. е. усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе;
- образование как результат обучения и воспитания, т. е. достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
- образование как система — совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
Один из смыслов понятия «образование» заключается в строительстве самим человеком своего образа «Я». Самообразование — получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели, задачи, содержание, средства, методы, формы и результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре.
Другие, не менее важные понятия педагогики определим в соответствующих темах.
Проблема взаимосвязи основных категорий и понятий педагогики в истории педагогики решалась по-разному. Ранее понятие «воспитание» включало в себя понятия «обучение» и «образование». Иногда отождествляли понятия «воспитание» и «образование». Как следует из определений, которые приведены выше, взаимосвязь категорий педагогики можно представить в виде последовательности, в которой каждая последующая составляющая включает предыдущую, а именно: развитее (саморазвитие) — воспитание и обучение — образование как педагогический процесс — социализация.