Вопрос №12 Основные категории педагогики

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат, который определяется, и частности, ее предметом. Понятие — это форма мысли, обобщённо отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств».

Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процес­са. Категория — это общее, фундаментальное понятие, выражающее наиболее суще­ственные свойства, связи, отношения того или иного явления реальной действитель­ности. Определить понятие - значит выделить его основные существенные призна­ки. Понятия (их много) и категории (их немного) педагогики выражаются в терминах. Термин — слово, точно определяющее понятие. Научная терминология отличается точностью, однозначностью, краткостью, определенностью, системностью. Не вся педагогическая терминология обладает этими свойствами. Поэтому она постоянно пополняется, обновляется, уточняется, совершенствуется.

Большинство современных ученых-педагогов склонны называть в качестве основ­ных категорий педагогики следующие: развитие, образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят педагогический процесс, социализацию личности, формирование личности, педагогическое общение и др. Педагогика оперирует и такими понятиями, как индивид, личность, индивидуаль­ность, субъект воспитания и т. д.

Определим названные категории.

Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы при­суще и человеку. Это процесс количественных и качественных изменений в организ­ме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание; групповая деятельность, об­щение и т. п.) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, т. е. задатки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (вос­питание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние сре­ды) факторов.

Таким образом, развитие происходит как в результате саморазвития, так и в ре­зультате внешнего влияния на личность. Если коротко, развитие — это общий процессстановлений человека в физическом, психическом, интеллектуальном, духовном пла­не. Соответственно, говорят о физическом, психическом, интеллектуальном, духов­ном развитии.

Термин «формирование»применяется в педагогике в двух смыслах. С одной стороны, формирование – процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности. С другой сторо­ны.формирование – это некий этап относительной завершенности процесса разви­тия. Например, этап ранней юности. Путь развития, в процессе которого происходит формирование, называют периодом. Иначе говоря, период — это время, которое необходимо для наступления очередного, более высокого этапа (стадии) развития человека. Например, говорит о развитии ребенка в период дошкольного детства, а период младшего школьного возраста и т. д.

Развитие человекапод воздействием социальной среды происходит в результате социализации. Под социализацией понимают процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Иначе говоря, это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное вре­мя данному обществу, социальной общности или группе и воспроизводство им этого СОЦИАЛЬНОГО опыта.Социализация происходит как в условиях стихийного воздей­ствии на развивающегося человека социальных факторов окружающей среды, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий. В последнем случае речь идет о воспитании.

Воспитание организуется обществом с целью создания благоприятных условий для развития личности. Это процесс целенаправленный и контролируемый. Дать определение такой категории, как воспитание, сложно. Это категория не только педагогики, но и других антропологических наук. Основная трудность заключается в том, что под воспитанием понимают и социальное явление, и явление общечеловеческой культуры, и педагогический процесс, и воспитательную деятельность.

В широком социальном значении воспитание — это объективно-закономерное, социокультурное явление, протекающее на макросоциальном уровне. В этом широ­ком смысле воспитание призвано обеспечить передачу опыта, накопленного человечecтвоми различных видах жизнедеятельности, от старших поколений младшим. Именно о воспитании в широком смысле говорят, когда анализируют историю педагогической теории и практики, идеалы и цели воспитания, присущие конкретному обществу, народу, общественным движениям.

Вместе с тем воспитание - это педагогический процесс, протекающий на микросоциальном уровне (под воздействием семьи или другой детской группы).

Иначе говоря, это процесс формирования личности в условиях специально организованнойпедагогической системы,которая обеспечивает взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Ha этом уровне уже конкретизированы субъекты воспитания, направления воспитания, в общем виде определены технологии воспитания и т. д. На межличностномуровне воспитание - это педагогическое взаимодействие двух личностей (педагога и воспитанника, двух воспитанников, ребенка и одного из родителей и т. п.). На этом уровне цели и задачи воспитания предельно индивидуализированы, а потому диагностичны; на их основе констатируется предельно конкретная педагогическая технология. На личностном уровне воспитание есть самовоспитание, самосовершенствование личности.

В узком педагогическом значении под воспитанием понимают специальную воспитательную деятельность, имеющую целью формирование личности в целом, ее сдельных качеств, свойств, отношений и т. д.

С учетом вышесказанного, дадим общее описательное определение воспитания как категории педагогики.

Воспитание –это процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры.Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования, в педагогике называют педагогическим процессом. Следовательно, воспитание — педагогический процесс. С категорией воспитания тесно связана еще одна категория — обучение.

Обучение — это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления деятельности. Из этого определения следует, что обучение — также педагогический процесс. Вообще, понятие педагогический процесс исполняет роль центрального, стержневого понятия, оно выражает сущность предмета педагогики, которым, как мы уже знаем, выступает образование.

Образование – многозначная категория. Первоначально под образованием понима­ли передачу важнейших жизненно необходимых сведений и навыков. В современной трактовке им определяется и сфера социокультурной практики, и специально организуемый процесс, и его результат, и отраслевая система. Иначе говоря, образование — это процесс и результат воспитания, обучения, развития личности.

Данный термин употребляется в трех смыслах:

- образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) т. е. усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе;

- образование как результат обучения и воспитания, т. е. достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

- образование как система — совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Один из смыслов понятия «образование» заключается в строительстве самим чело­веком своего образа «Я». Самообразование — получение образования в ходе самосто­ятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели, задачи, содер­жание, средства, методы, формы и результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре.

Другие, не менее важные понятия педагогики определим в соответствующих темах.

Проблема взаимосвязи основных категорий и понятий педагогики в истории педагогики решалась по-разному. Ранее понятие «воспитание» включало в себя понятия «обу­чение» и «образование». Иногда отождествляли понятия «воспитание» и «образование». Как следует из определений, которые приведены выше, взаимосвязь категорий педаго­гики можно представить в виде последовательности, в которой каждая последующая составляющая включает предыдущую, а именно: развитее (саморазвитие) — воспита­ние и обучение — образование как педагогический процесс — социализация.

Наши рекомендации