Вопрос №9 Социальные и профессиональные функции педагога
Во все времена выдающиеся деятели науки, искусства, образования высоко отзывались о роли учителя в жизни общества. Например, выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824—1870), характеризуя общественное значение профессии учителя, подчеркивал, что его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории; на этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения». Социальные функции профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, но в них можно выделить нечто общее и постоянное для разных исторических эпох (см. схему 1).
Все эти социальные функции проявляются в комплексе и конкретизируются в профессиональных функциях педагога. Профессиональные функции педагога — это те, которые имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. К ним относятся:
- Образовательная (воспитательная и обучающая) функция, которая в свою очередь реализуется через информационную функцию (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую функцию (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т. д.), ориентирующую функцию (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т. д.).
- Коммуникативная функция, выражающая сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.
- Организаторская функция. Педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся, а значит, и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность (уроки, внеклассные дела и т. д.).
- Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовывать и осуществлять педагогическое исследование.
- Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.
- Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т. д.
- Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т. п.
Все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.
Вопрос №10 Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами (по В. А. Сластенину):
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- гуманистическая направленность, любовь к детям;
- духовная культура, интеллигентность;
- инновационный стиль Научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;
- физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
- потребность и готовность к постоянному самообразованию.
Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражены вегопрофессиограмме.
Профессиограмма педагога — идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т. д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Профсссиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.
Компетентность — личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А. С. Роботова и др.). Важнейшими составляющими профессиональной компетентности являются технологическая грамотность, профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.
Педагогическая компетентность - единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные (см. схему 2).
Схема 2.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая (см. схему Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, професионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам,в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.
Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.
Ценовой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.
Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагоги. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.
Вместе с тем, чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образованным человеком. Психологи включают в профессиограмму педагога педагогические способности. Подпедагогическими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких v результатов в педагогической деятельности. Назовем основные (базовые) педагогические способности.
- Гностические способности — способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т. п.
- Академические способности — способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.
- Дидактические способности — способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.
- Коммуникативные способности — способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.
- Речевые способности — способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.
- Перцептивные способности — способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия — способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника,
- Суггестивные способности — способности эмоционально-волевого влияния на личность; способности к внушению.
- Конструктивные способности — способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие).
- Организаторские способности — способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.
- Творческие способности — способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.
- Педагогическая интуиция — способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.
- Способности к саморегуляции — дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.
Педагогические способности проявляются интегрированно, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.