Результаты практического применения методики обучающего тестирования в учебном процессе.
Впервые методика обучающего тестирования применялась одним из авторов настоящего пособия в 2000 году в Политехническом университете (СПбГПУ). По дисциплинам «Предпринимательское право» и «Коммерческое право» были подготовлены электронные комплекты методического обеспечения, включающие и курсы лекций и систему обучающих тестов. Группа студентов очной формы образования прошла обучение по дисциплине «Предпринимательское право», а группа вечерников – по дисциплине «Коммерческое право» с применением новой методики. В процессе обучения применялись как оперативное тестирование, так и рубежный контроль. Студентами новая технология была принята с полным одобрением. Уже со второго лекционного занятия посещаемость студентами занятий существенно повысилась. Большинство из них, освоив лекционный курс, досрочно прошли тестовый контроль по всем составляющим курса, продемонстрировав весьма хороший уровень знаний и навыков их применения на практике.
Первое масштабное применение данной технологии имело место в 2001 – 2002 учебном году в Морском техническом университете (СПбГМТУ).
В связи с изменением учебного плана, связанного с принятием нового Государственного образовательного стандарта, преподавание дисциплины «Правоведение» было перенесено с третьего на второй курс. В данном учебном году третий курс изучал «Правоведение» еще по старому стандарту, а второй также изучал эту дисциплину уже по новому стандарту. Нагрузка на преподавателей дисциплины удвоилась. К решению возникшей проблемы подключилась кафедра права. Было необходимо в течение одного семестра силами одного преподавателя, оформленного на 0,5 ставки, обучить данной дисциплине более 400 студентов (18 учебных групп). По принятым в вузе правилам в нагрузку преподавателя включалось только чтение поточных лекций (по 100 человек в потоке) и прием зачетов. Работа по выдаче задания для самостоятельной работы и проверке выполненных заданий в нагрузку преподавателя не включалась и, следовательно, не оплачивалась. Чтобы принять зачет у такого количества студентов при нормативе 15 минут на одного студента требовалась не одна зачетная неделя (как было предусмотрено планом), а 2,5 недели непрерывной работы. В указанных условиях традиционная организация учебного процесса не могла обеспечить необходимого качества обучения. В короткий срок был создан электронный комплект методических материалов, включающий новую программу, отвечающую требованиям стандарта, структурированный курс лекций, практикум по составлению основных видов правовых документов (завещаний, доверенностей, исковых заявлений, кассационных жалоб и т.п.) и комплект обучающих тестов. Все студенты были обеспечены электронными учебниками, а для небольшой части студентов, не владеющих персональным компьютером, силами студентов были изготовлены компактные распечатки текстов данного курса.
Учебный процесс с самого начала был организован на принципах сочетания очной и заочной форм обучения с применением обучающего тестирования, как это изложено в предыдущем разделе. Это позволило обеспечить качественное усвоение за один учебный семестр всеми четырьмя сотнями студентов учебного материала, содержащего основы 15-ти юридических дисциплин, полный и объективный контроль этих знаний с персональным обсуждением ошибок каждого студента и устранением этих ошибок. Все студенты выполнили задания по самостоятельному составлению правовых документов, представили выполненные задания в электронном виде на дискетах, которые были проверены преподавателем и допущенные ошибки студентами устранены.
Данная работа была выполнена в пределах отведенного преподавателю ресурса времени и с высоким качеством усвоения студентами учебного материала, что стало возможным исключительно благодаря использованию информационной технологии с применением обучающего тестирования.
Аналогичным образом было организовано обучение студентов второго курса в 2002 – 2003 учебном году по дисциплинам «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран». Применение данной технологии позволило поднять степень усвоения учебного материала большинства студентов до отличной оценки. Средний показатель качества был доведен до 100% по всем трем учебным группам.
В процессе подготовки вуза к министерской проверке в 2002 году были созданы комплекты групповых обучающих тестов по дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право» и «Конституционное право России». Студенты, обучающиеся специальности «Юриспруденция», выдержали контрольное испытание по этим тестовым заданиям и положительные результаты тестирования были учтены комиссией министерства при вынесении решения об аттестации данной специальности в вузе.
На основании указанной технологии был создан и издан консорциумом «Кодекс» электронный учебник по дисциплине «Правоведение» для неюридических специальностей, в 2004 году третья редакция этого учебника включала электронные обучающие комплексы уже по пяти учебным дисциплинам: «Правоведение», «Сравнительное правоведение», «Философия права», «Финансовое право», «Налоговое право». В 2005 году вышла его 4-я редакция. Каждый из этих курсов оснащен обучающей тестовой системой на основе изложенной технологии.