Проектирование описательного учебного текста лекции

Приступая к педагогическому проектированию дисциплины и ее теоретической лекционной части, т.е. курса лекций, преподаватель прежде всего отбирает из соответствующей науки (физики, математики, гуманитарных, отраслевых наук) ту необходимую и достаточную информацию, без которой чтение курса невозможно, - так называемый базис дисциплины.

Для большинства учебных дисциплин федерального компонента базисные требования изложены в Государственном образовательном стандарте, как «Требования к обязательному минимуму содержания»учебной дисциплины. Соблюдение этих требований обязательно, а их несоблюдение является правонарушением.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: «Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности), определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующим государственным образовательным стандартом».

После определения базиса пишется тематический план лекций в логической последовательности. Далее составляется рабочая программа в соответствии с требуемыми профессиональными умениями и навыками, которые необходимо сформировать у студентов в процессе изучения дисциплины, в ней планируются и практическая часть курса (формы, содержание) и формы контроля.

Курс может разбиваться на модули. В каждый модуль целесообразно включать лекции и практические занятия. Число лекций и практических занятий может быть произвольным и зависит от специфики предмета, но каждый модуль заканчивается одной из форм контроля. Внутри модуля как такового различают познавательный модуль, т.е. лекционную часть, и профессиональный модуль, т.е. практическую часть.

В основу методологии проектирования лекционного курса в виде текста лекций положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.

В начальных разделах дисциплины рекомендуется рассмотреть такие вопросы, как понятие и предмет учебной дисциплины, ее структура и история, ее место в системе наук и связь с пограничными отраслями знаний; для отраслевой юридической дисциплины важными являются также вопросы нормативных источников, принципов, методологии и сравнительного анализа с правовыми системами других стран.

Для экономических и юридических курсов особую важность имеет проблема их актуальности, соответствия самым последним изменениям законодательства, поэтому актуализация курса – не разовая акция, а непрерывный процесс, реализовать который позволяет именно электронная форма его представления.

Не менее важным требованием к учебному курсу является его соответствие последним достижениям науки и практики в изучаемой области. В нем должны быть учтены, в первую очередь последние издания, рекомендованные Министерством образования и науки в качестве учебника, а также все наиболее значимые публикации в научных журналах.

В процессе исследования и обработки нормативных и научных источников при создании текста учебного курса целесообразно одновременно формировать системно организованную электронную библиотеку с выделением той ее части, которая будет включаться в состав электронного УМК, формировать и постоянно дополнять хрестоматию, словарь терминов и определений, подборку нормативных источников, научных статей и комментариев.

Структура текста учебного курса должна быть приспособлена к учебному процессу, содержать дозированное представление учебных материалов, включать все необходимое и достаточное и не перегружать неоправданно обширными комментариями и отступлениями. В случае необходимости такие комментарии лучше выносить в приложения, организуя вызов их из основного текста через гипертекстовые ссылки или активные кнопки. Таким же образом целесообразно включать в учебный комплект сложные графики, схемы, таблицы, что позволит избежать неприятностей при переводе текста в другие форматы, их копировании и распечатке.

Соблюдение требований образовательного стандарта совсем не исключает возможности реализовать в создаваемом курсе индивидуальные научные предпочтения преподавателя, отразить его профессиональный и житейский опыт, наполнить курс воспитательным содержанием, сделать его вариативно глубоким и всесторонним.

Применение информационных технологий позволяет преподавателю перевести часть лекционного материала из аудитории на самостоятельное изучение студентами. В этом случае собственно чтение лекций в студенческой аудитории может быть построено на той части лекционного курса, который для преподавателя наиболее интересен, наиболее сложен для изучения и требует личного общения преподавателя с аудиторией. Остальной материал изучается студентами самостоятельно, и главной функцией преподавателя здесь будет контроль его усвоения.

Завершая оформление электронного текста учебного курса целесообразно проставить в нем акценты: выделить наиболее важные понятия и определения, обозначить структурные элементы. В электронном варианте для этих целей можно использовать целый ряд полезных функций операционной системы Windows:

- преобразование обычного шрифта в полужирный или курсив;

- изменение вида или размера шрифта;

- изменение цвета шрифта;

- применение инструмента цветной заливки текста через меню «Формат»;

- выделение цветом из панели инструментов «Форматирование»;

- применение анимации через: «Формат» - «Шрифт» - «Анимация»;

- применение различных стилей оформления списков через «Формат» - «Список»;

- применение для заголовков инструмента WordArt из панели инструментов «Рисование» и ряд других.

При этом следует соблюдать меру и не злоупотреблять разнообразием приемов выделения.

Наши рекомендации