Повышение качества контроля обучения
Повышение качества контроля освоения студентами учебных дисциплин и их аттестации обеспечивается за счет:
- осуществления регулярного оперативного (ежедневного) контроля учебной работы студентов очной формы обучения;
- обеспечения рубежного (ежемесячного) контроля освоения студентами учебных разделов дисциплины с рейтинговой аттестацией;
- обеспечение итоговой проверки освоения студентами учебной дисциплины и их аттестации с применением тестирования и иных новых методов эффективного контроля;
- обеспечение группового и комплексного контроля качества освоения студентами учебных дисциплин при аттестации их образовательных уровней (неполного высшего образования, бакалавра, дипломированного специалиста, магистра).
Традиционный контроль знаний студентов осуществляется обычно по завершении учебного семестра в форме ответов студента на 2 – 3 экзаменационных вопроса, охватывающих не более 3 – 4-х процентов всего учебного материала. При этом требуется, чтобы студент знал и мог достаточно подробно изложить учебный материал (по крайней мере, все основные его положения). Оценочный балл ставит экзаменующий преподаватель единолично (в редких случаях – комиссия) на основании собственной субъективной оценки по 4-х бальной системе (отлично – хорошо – удовлетворительно – неудовлетворительно).
Экзаменационный процесс в большинстве случаев имеет высокую степень нервной напряженности и конфликтности. На выставляемую оценку зачастую влияют не только фактические знания студента, но также и регулярность посещения им учебных занятий, степень активности на учебных семинарах, личные симпатии и антипатии. В большинстве случаев такое влияние является фактором отрицательным, но в отдельных случаях к чисто объективной оценке целесообразно вводить определенные корректировки, учитывающие, не только интеграл (сумму знаний) но и его производную - динамику изменения отношений студента к учебе (положительную или отрицательную).
Общепринятая технология контрольного тестирования, применяемая как в «бумажной», так и в электронных методиках, предусматривает следующие принципы:
- каждый тест содержит одно высказывание и одинаковое для всех тестов количество утверждений (как правило, в пределах от 3 до 6);
- из вариантов утверждений только одно является верным, остальные неверные.
Для обеспечения достаточного качества тестовой проверки знания студентов тесты должны отвечать следующим требованиям:
1. Тестовые задания должны создаваться в основном не на формальной информации (даты, номера статей, фамилии), а на фрагментах учебного курса наиболее важных по своему смыслу (принципы, идеи, теории, содержательные факты), и охватывать наибольший объем информации предпочтительной для остаточных знаний.
2. Каждое верное утверждение должно быть очевидно достоверным, что должно вытекать из текста изучаемого курса, либо непосредственно из него выводиться. Должна быть исключена возможность двоякого толкования и неоднозначной оценки.
Очевидная достоверность должна проявляться только после изучения учебного материала, а студент, не владеющий учебным материалом, с большей вероятностью признавал бы данное утверждение неверным, либо равным со всеми остальными.
3. Каждое неверное утверждение должно быть очевидно неверным, что должно вытекать из текста изучаемого курса. Должна быть исключена возможность двоякого толкования и неоднозначной оценки.
Очевидная недостоверность должна проявляться только после изучения учебного материала, а студент, не владеющий учебным материалом, с большей вероятностью признавал бы данное утверждение верным, либо равным с утверждением верным. Каждое неверное утверждение должно быть очень похожим на правду.
Пример такого теста:
Коммерческое право регулирует деятельность:
а) посреднических торговых предприятий;
б) коммерческих поликлиник;
в) коммерческих банков;
г) коммерческих вузов;
д) коммерческих электросетей.
В данном случае верным является ответ а), остальные – неверные.
Для того чтобы тест отвечал приведенным требованиям при схеме построения теста 1 – 4 (один верный, 4 неверных) для каждого тестового задания необходимо придумать 4 неверных утверждения очень похожих на правду.
Эта задача является чрезвычайно сложной интеллектуально и практически никогда качественно не решается.
Тест строится либо на формальной информации, либо из 4-х неверных утверждений достаточно похожим на правду оказывается один. При статистической вероятности угадывания ответа равной 20% некачественное создание теста увеличивает эту вероятность до 50%. А это значительно снижает эффективность тестового контроля.
В случае выполнения вышеуказанных требований при данной схеме (1-4) возникает новый существенный недостаток тестовой системы. В этом случае на сотню тестов будет приходиться сто верных утверждений, соответствующих содержанию учебного материала и 400 неверных утверждений очень похожих на верные, которые также остаются в памяти тестируемого, засоряя ее неверной информацией.
Разработанная в рамках нашей Программы и применяемая в учебном процессе СПбГМТУ Методика обучающего тестирования (МОТ) использует иные принципы построения теста, и она уже не имеет вышеприведенных недостатков традиционных тестовых методик.
Ниже Методика обучающего тестирования будет рассмотрена подробно.
Контроль на принципах МОТ обеспечивает проверку знаний всех вопросов учебного курса и охватывает практически весь учебный материал на уровне необходимых остаточных знаний. Поэтапный метод контроля обеспечивает возможность неоднократного повторного контроля и доведения уровня усвоения учебного материала до отличной оценки практически всеми студентами. Методика также позволяет осуществить рейтинговую оценку с любой степенью детализации.
Методика тестового контроля является беспристрастной, исключает влияние на оценку указанных выше субъективных обстоятельств и поэтому фактически бесконфликтна, но она и не позволяет преподавателю учитывать определенные психологические факторы.
В отличие от традиционного тестирования МОТ дополнительно оснащена инструментом частичной вариативности на усмотрение преподавателя. Так как в ней оценка правильности ответа на каждое тестовое задание не двоична (верно – неверно), а имеет три варианта (верно - 1 оценочный балл; частично верно – 0,5 балла; и неверно – 0 баллов). Причем решение о присвоении ответу оценки «0» или «0,5» принимает преподаватель
К недостаткамперестройки учебного процесса на информационные технологии можно отнести:
1) Уменьшение живого общения преподавателя со студентами, возможностей передачи не только своих знаний, но и своей культуры, своего жизненного и профессионального опыта делает получаемое образование несколько «сухим», требует от студента повышенного уровня самодисциплины.
2) Для получения образования по данной технологии необходим свободный доступ студента к персональному компьютеру, что пока еще реализуется не в полном объеме.
3) Широкое внедрение информационных технологий составит серьезную конкуренцию традиционным методам обучения и ухудшит положение тех преподавателей, которые не смогут перестроиться, которые не смогут или не захотят опубликовать то, что они читают студентам, которые не владеют навыками работы с персональным компьютером, не владеют навыками методической и научной работы. Следовательно, перевод учебного процесса на данные технологии встретит значительное сопротивление с их стороны.
Для преодоления первого недостатка, хотя бы частично, необходимо включать в электронные комплексы аудио и видео записи лекционных курсов и практических занятий, дополнять обучение специальными дисциплинами воспитательного характера, таких как семейная педагогика, детская (возрастная) психология, политическая социология и специальных авторских курсов ведущих ученых и педагогов.
Преодоление второго недостатка трудностей больших не составляет, так как имеющийся нефтедолларовый финансовый ресурс можно направить на оснащение учебных заведений компьютерной техникой в необходимом объеме. Данное направление расходования финансовых резервов инфляционным не является.
Третий недостаток не столько относится к информационным технологиям, сколько к существующей системе высшего образования, ее кадровому обеспечению. Устранению данного недостатка и посвящена, в частности, настоящая публикация, как составная часть курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
.
Тема 7. Предпосылки и условия модернизации учебного процесса