В.Толькоглазамиокружающихлюдей
Склонен постоянно обороняться
Слишком контролирует себя и свое поведение
Пасует перед обстоятельствами Заранее предрекает неудачу Склонен жалеть самого себя
Не вызывает желания обратиться к нему за сове-том или помощью.
Мало интересуется противоположным полом.
ОДИНОЧЕСТВОИНЕЗАВИСИМОСТЬ
Парадокс застенчивости заключается в том, что застен-чивые люди гораздо больше, чем другие, не любят одиноче-ства и нуждаются в других, для того чтобы как-то развлечься
и развеять скуку. Мы конечно же ни в коем случае не призы-ваем к изоляции детей, но напоминаем, что дети не должны бояться одиночества и должны уметь наслаждаться своим собственным обществом. Мы хотим, чтобы наши дети были независимыми, а следовательно — они должны уметь сами себя развлекать, когда это понадобится. Кроме того, чтобы их любили и ценили окружающие, необходимо, чтобы, в первую очередь, они полюбили себя сами. Поэтому обяза-тельно научите своего ребенка наслаждаться одиночеством.
Другой парадокс застенчивости заключается в том, что некоторые застенчивые люди настолько зависят от других и так сильно нуждаются в общении с ровесниками, что, несмот-ря на свой вечный страх, они все же пытаются наладить кон-такт с другими и проявляют при этом такую напористость, что сразу же отпугивают людей. Нам конечно же не хочется, чтобы их рвение отпугивало потенциальных друзей, а чтобы этого не происходило, необходимо развивать личность ребен-ка, чтобы он мог быть интересным для окружающих.
Можно научить детей независимости, поощряя про-гулки в одиночестве, походы в музеи или библиотеки, а
также туристические походы и походы в кино. Конечно же это — далеко не полный список того, как ребенок мо-жет сам себя развлечь.
Недавно проведенное исследование в Чикагском университете показало, что студенты университета про-водят в полном одиночестве около четверти всего своего времени (исключая время на сон). Одиночество помогает сконцентрироваться и повышает уровень внимания. Это же исследование, кстати, доказало, что, научившись це-нить одиночество, подростки начинают чувствовать себя болееуверенноикомфортноивкомпаниидругихлюдей.
НЕЗАВИСИМОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Будьте начеку и не пропустите то время, когда ваш ребенок уже сможет справиться с определенной долей от-ветственности за себя. Предоставьте ему эту возможность. Как узнать, когда он уже «готов»? Наблюдайте за ним, за-давайте вопросы, намеками пытайтесь подвести его к же-лаемой модели поведения — маленькими шажками дви-гайтесь навстречу большой конечной цели. Например, уже двухлетних детей можно потихоньку учить готовить, по-ручая им такие несложные дела: добавить специи и травы
в соус, бросить сыр в омлет, обвалять рыбу в сухарях и т.д. Кроме того, они могли бы вам помочь сделать уборку и получили бы от этого большое удовольствие, если вы не будете преподносить это как «домашние обязанности» и если всегда будете помнить о том, что представления ре-бенка о порядке могут не совпадать с вашими представле-ниями.
Начинать лучше с предоставления ребенку возмож-ности самому заботиться о себе. Вы сможете привить ре-бенку чувство ответственности и самостоятельности (по-вышая тем самым самооценку), побуждая его:
• Самостоятельно одеваться и убирать свою одежду на место. Позволяя ребенку совершать ошибки в выборе одежды, вы тем самым побуждаете его к принятию ини-циативных решений и развиваете его независимость. Вы, конечно же, можете объяснить, что обычно люди не но-сят одновременно на одной ноге красный носок, а на дру-гой — синий, но если ваш ребенок все же настаивает на таком сочетании, пусть попробует — извлеченный налич-ном опыте урок дорогого стоит. Кроме того, за ребенком всегда должно оставаться право выбора из двух предло-женных вами вариантов при покупке одежды. А в конеч-ном счете, ребенок должен вообще научиться самостоя-тельно выбирать одежду. (Выясните сразу, в чем не совпа-дают ваши вкусы, что может стать причиной никому не нужных столкновений: например, вам хочется, чтобы ре-бенок одевался разнообразно, а ему хочется день за днем носить одни и те же любимые джинсы и т.д.)
• Самостоятельно собирать свои игрушки. Хорошо, если у ребенка в комнате будет специальный шкаф для этих целей.
• Самостоятельно заправлять постель. Не бойтесь того, что в итоге постель окажется еще более смятой и скомканной — люди учатся на своих ошибках. Выполняя за ребенка все его обязанности, вы ничему его не научите.
• Самостоятельно причесываться, чистить зубы, заш-нуровывать ботинки — все, что угодно. Как только вы за-метите, что ребенок готов к определенной самостоятель-ности и независимости, предоставьте ему возможность вы-полнять все эти несложные процедуры самостоятельно.
• Делать уборку в своей комнате. Однако родители все-гда должны помнить о том, что их стандарты, как правило, на порядок выше стандартов ребенка. Например, если вы просите восьмилетнего ребенка прибраться в комнате, под-разумевая именно то, что вы называете порядком, это мож-
но приравнять к тому, как если бы взрослого человека вы попросили построить дом. Что же касается совсем малень-ких детей, нужно сначала научить их выполнять ту или иную процедуру, показать на своем примере. Можно попробовать заниматься домашними делами «в командном составе». В данном случае важно дать ребенку почувствовать ответствен-ность за порядок на своей территории. Научите ребенка:
• Стирать свои вещи. Уже начиная с восьми лет, мож-но учить ребенка пользоваться стиральной машиной. По-кажите какие кнопочки нужно нажимать и напоминайте, чтобы он не забывал вытаскивать выстиранное белье. Од-нако помните о разнице стандартов и не надейтесь, что ваш ребенок, собравшийся вдруг постирать, будет всерьез озабочен тем, насколько чистым получится в итоге белье.
• По утрам готовить для себя завтрак и собирать па-кет с едой в школу.
• Начиная с десяти лет, самостоятельно записывать-ся на приемы к врачам, на осмотры к стоматологу.
• А как только ребенок станет достаточно взрослым, пусть самостоятельно добирается до больниц и стомато-логических клиник, используя для этого либо обществен-ный транспорт, либо велосипед.
• То же самое касается и таких мероприятий, как спортивные занятия, танцы, уроки музыки, а также само-стоятельного заполнения и отправки поздравительных открыток.
• Пользоваться телефоном для получения различно-го рода информации.
Дайте ребенку возможность почувствовать свою пользу в доме. Даже самым маленьким детям важно по-нимать, что их вклад в ведение домашнего хозяйства очень важен и полезен.
Подумайте, какие из ваших привычных домашних обязанностей вполне могли бы взять на себя дети? Может
быть, они могли бы кормить домашних животных? Вы-носить мусор? Загружать посудомоечную машину? Под-стригать газон? Пылесосить ковры? Загружать стиральную машину бельем?
Составьте список всех этих обязанностей и затем рас-пределите их между детьми, исходя из возможностей и способностей каждого ребенка. И будьте готовы к обсуж-дению этой проблемы, в случае если возникнет несогла-сие. Распределяя домашние обязанности, боритесь с ис-кушением просто «спихнуть* на детей все самые непри-ятные и скучные занятия.
На наш взгляд, детей легче приучить к домашнему труду на своем собственном примере — причем в процесс выполнения домашних обязанностей непременно долж-ны быть вовлечены оба родителя. Точно так же оба роди-теля должны участвовать в распределении обязанностей среди детей. Особенно это важно в тех случаях, когда всю основную домашнюю работу выполняет мама, поскольку папа целыми днями пропадает на работе. В такой ситуа-ции у ребенка возникает впечатление, что папа почти ни-чего не делает дома или абсолютно ничего не делает, а толь-ко смотрит футбол по телевизору и читает газеты.
А еще лучше, если вы все вместе будете выполнять работу по дому. Сначала выполняйте те или иные обязан-ности совместно, а затем постепенно полностью поручи-те их выполнение детям.
Какие бы обязанности в итоге вы ни поручили детям
и какой бы метод их выполнения ни выбрали, помните главноеправило:будьтереалистичнывсвоихтребованиях. И не забывайте, что у ребенка всегда уходит больше вре-мени на выполнение любого задания, чем у взрослого че-ловека. Кроме того, детям необходимо много часов прак-тики, поэтому вторым правилом, о котором вам следует помнить, является терпение.
НАУЧИТЕСВОИХДЕТЕЙ БРАТЬНАСЕБЯОТВЕТСТВЕННОСТЬЗАДРУГИХ
Также дети учатся ответственности и самостоятель-ности, когда они отвечают за других людей. Например, им можно поручить заботу о младших братишках и сестрен-ках, пусть помогают им выполнять домашнее задание и работу по дому. Помимо всех остальных преимуществ, ответственность за других людей является надежной за-щитой от излишней застенчивости. Ведь концентрируя свое внимание на других людях, они таким образом от-ключаются от своих собственных внутренних проблем.
Для детей младшего возраста разница в возрасте в один год уже способна создать конфликт поколений. Воз-раст — очень важный аспект, влияющий на выбор друзей, поскольку ребенок каждый год переживает сложные пе-ремены, отражающие процесс его развития. Предпочти-тельно, чтобы ваши дети дружили со своими ровесника-ми, поскольку такие отношения всегда предполагают рав-ноправие и здоровую справедливую конкуренцию (в плане способностей, возможностей, взглядов, эмоций и чувств). Однако, несмотря на то, что застенчивым детям свой-ственно преуменьшать свои способности, можно очень многое сказать о разновозрастной дружбе.
Антропологи, изучавшие культуры, где дети привыкли общаться с братьями и сестрами, атакже приятелями различ-ных возрастных групп, утверждают, чтотаким детям в гораздо большей степени свойственна забота об общем благополучии крупной социальной общности, они менее эгоцентричны. Еще одно преимущество их независимости и готовности по-ложиться на друзей и приятелей заключается в том, что они предъявляют меньше требований своим родителям.
Психологи провели достаточно серьезное исследование по изучению достоинств и недостатков дружбы между раз-
новозрастными детьми как по отношению к страшим, так и по отношению к младшим детям. Для старших детей такие контакты идут только на пользу, они способствуют разви-тию лидерских наклонностей. Младшие дети, в свою оче-редь, в такой ситуации выказывают непомерное обожание и восхищение по отношению к старшим товарищам (ведь им льстит, что с ними играют такие большие ребята). Для стар-ших детей такие контакты с более молодым поколением со-здают атмосферу соперничества. Младшие же дети тоже вы-игрывают во многих отношениях. Улучшаются их коммуни-кационные навыки, они учатся следовать инструкциям и руководству других. Кроме того, они привыкают общаться в среде своих ровесников.
Поскольку маленькие дети не могут сами диктовать пра-вила игры, им приходится полагаться на тактичность товари-щей и дипломатию. Тонкости межличностных отношений, помогающие лавировать и идти на компромиссы в ситуаци-ях, грозящих конфликтом, — самое ценное приобретение че-ловека за всю его жизнь. Результаты исследований доказыва-ют, что младшие дети в семье обычно имеют меньше проблем
в общении с друзьями, нежели их старшие братья и сестры. Возможно, это обусловлено тем, что младшие дети с самого своего рождения учатся выживать в мире старших братьев и сестер, подавляющих их своим физическим превосходством.
В следующей главе мы рассмотрим некоторые дета-ли исследования, проведенного Университетом детского развития в Миннесоте, которое убедительно продемонст-рировало нам влияние разновозрастной дружбы на пре-одоление застенчивости и робости. Застенчивый ребенок, Подружившийся с детьми младшего возраста, становится более общительным и открытым в социальном плане и более уверенным в общении с ровесниками.
В качестве первого шага на пути преодоления детс-кой застенчивости мы рекомендуем вам обеспечить детям
возможность общения с детьми младшего возраста. Воз-можно, вы даже захотите понаблюдать за их играми со сто-роны. Позже спросите младшего ребенка, понравилось ли ему играть с вашим сыном или дочерью (почему?). Эта информация поможет вам конструктивно подойти к раз-витию навыков общения вашего ребенка.