Предложно-падежные конструкции со значением образа действия.
Предложно-падежная форма — это не только объединение имени и предлога, но и компонент конструкции — словосочетания, которое состоит из главного слова (чаще глагольного), разрешающего выбор предложно-падежной формы.
Глагольное управление — это подчинительная связь, при которой зависящее от глагола имя стоит в форме косвенного падежа и при этом создаются объектные отношения. Некоторые глаголы требуют особых предлогов, с которыми всегда употребляются и иногда составляют предложно-падежные словосочетания. В таких случаях, предлоги в предложении определяются управлением глаголов, с которыми они сочетаются, т.е. предлоги в таких ситуациях стоят между глаголом и именем.
Например, существительные, которые обозначают объект мысли или речи, должны стоять в предложном падеже с предлогом «о».
Практическая работа.
Задание №1. Выписать глаголы, указать способ их образования.
Слушаю, как деревья переговариваются, будто шепчутся. Это значит, погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А в другой раз они так загудят, заволнуются- жди ненастья. Им сверху видней, что на небе делается. Издали увидят тучку и начинают друг другу весть подавать, а самые старые заохают, будто страшно им.
Задание№2.Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания. Начертить схемы предложений. Определить способ образования глаголов.
1) Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает вцепляется в кукан мертвой хваткой висит на нем и старается оторвать рыбу. 2) По утрам солнце пробивается в беседку сквозь пурпурную лиловую зеленую и лимонную листву. 3) Рояль мог рассказать обо всем о порыве человеческого духа к великому и о любви.
Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова рассказать.
Задание №3.Тест по теме «Словообразование глаголов»
1. В каком слове нет суффикса -К-?
А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) Улыбка
2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?
А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.
3. В каком слове нет приставки?
А) примерка, Б) прищепка, В) принцесса, Г) пришелец.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать, Б) преодолеть, В) походить, Г) веселить.
5. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.
6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) постукивать, Б) новизна, В) охотник, Г) отнести
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть, Б) управлять, В) распланировать, Г) белеть.
Ответы.
1- Б
2- А
3- В
4- Г
5- Г
6- А
7- В
Задание №4.«»Перевод текста на казахский язык. Выделить глаголы.
Типы трансформаторов
Электрический трансформатор - это устройство, предназначенное для изменения величины напряжения в сети переменного тока. Принцип действия трансформаторов основан на явлении электромагнитной индукции. При подключении первичной обмотки к источнику переменного тока, в обмотках генерируется магнитное поле, которые взывает ЭДМ во вторичных обмотках. Данная ЭДС пропорциональна числу витков в первичных и вторичных обмотках. Отношение электродвижующей силы в первичной обомотке/вторичной называется коэффициентом трансформации.
Основными элементами конструкции трансформатора являются первичные и вторичные обмотки и ферромагнитный магнитопровод (обычно замкнутого типа). Обмотки расположены на магнитопроводе и индуктивно связаны друг с другом. Использование магнитопровода позволяет саккумулировать большую часть магнитного поля внутри трансформатора, что повышает КПД устройства. Магнитопровод обычно состоит из набора металлических пластин, покрытых изоляцией, для предотвращения возникновения «паразитных» токов внутри магнитопровода.
Зачастую часть вторичной обмотки служит часть первичной и наоборот. Данный тип трансформаторов называют автотрансформаторами. В этом случае концы первичных обмоток подключаются к сети переменного напряжения, а концы вторичной присоединяются к потребителям электроэнергии.
Модуль №13.
Тема: Бессоюзные сложные предложения с отношениями одновременности, последовательности, быстрой сменой событий
Теоретическая работа.
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей. Различаются:
1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями). По выражаемым ими значениям (одновременность
Или последовательность событий, сопоставление или противопоставление действий и т. д.) и по некоторым структурным признакам (перечислительная интонация или интонация противопоставления, однотипность
Видо - временных форм глаголов-сказуемых, возможность вставки сочинительных союзов) предложения этого типа могут быть соотнесены со сложносочиненными предложениями; ср.:
Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят. многие цветы еще не раскрыли венчиков (Пришв.).— Не раны, не больное легкое мучило его — раздражало сознание ненужности (Павл.);
2) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с
Разнотипными частями). По выражаемым ими значениям (отношения
Обусловленности, причинно-следственные, изъяснительные и др.) и по
Некоторым структурным признакам (интонация, порядок следования
Предикативных частей единого целого, лексический состав первой части и др.)
Предложения этого типа могут быть соотнесены со сложноподчиненными
Предложениями; ср.: Печален я: со мною друга нет (П.).— Вдруг я чувствую:
Кто-то берет меня за руку а толкает (Т.). В зависимости от значений частей бессоюзных сложных предложений и типа интонации как важнейшей формальной стороны их построения выделяются различные виды бессоюзных сложных предложений:
1) бессоюзные сложные предложения со значение» перечисления: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист (Гонч.);
2) бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления или противопоставления: Семь раз отмерь — один отрежь (Поел.); Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего (Сим.);
3) бессоюзные сложные предложения со значением обусловленности: А убьете — ничего не получите (Л. Т.); Любишь кататься — люби и саночки возить (Поел.). (О бессоюзных предложениях типа И будь не я, коптел бы ты в Твери, в которых условно-следственные отношения выражены наличием в первой части сказуемого в форме повелительного наклонения;
4) бессоюзные сложные предложения со значением изъяснительных отношений: С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.); Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант (Фад.); Федор понял: речь шла о связи (Фурм.); Алексей решил: довольно тянуть (Б. Пол.). В этих примерах во второй части обозначается объект, относящийся к сказуемому в первой части, выраженному глаголом речи, мысли, восприятия и т. п. Вторая часть может также выполнять функцию субъекта по отношению к первой части: Так решено: не окажу я страха... (П.); Мне пришло в голову: отчего же так крепко спит матушка? (Дост.).
5) бессоюзные сложные предложения со значением определительных отношений: Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами... (Гр.); Сквозь сон стала тревожить неотступная мысль: обворуют лавку, сведут лошадей (Бун.);
6) бессоюзные сложные предложения со значением причинно-следственных отношений: Я не мог гаснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами (Л.); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Фад.); Богатому не спится: богатый вора боится (Посл.);
7) бессоюзные сложные предложения со значением временных отношений: Победим—каменный дом построишь (А. Н. Т.); Ехал сюда—рожь начонала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (Пришв.); Пашню пашут — руками не машут (Посл.);
бессоюзные сложные предложения со значением сравнения: Молвит слово—соловей поет (Л.); ...Посмотрит—рублем подарит (Н.);
9) бессоюзные сложные предложения со значением следствия, результата, быстрой смены событий: .Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Кр.); Я Умираю — мне не к чему лгать (Т.); Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.), Метелица был уже совсем близко от костра —- вдруг конское ржаное раздалось во тьме (Фад.);
10) бессоюзные сложные предложения со значением пояснения; С ранней молодости Татьяну держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Т.); Поведение Нагульнова все расценивали по- разному: одни ободряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали (Шол.);
11) бессоюзные сложные предложения со значением присоединения: Я все это уже знаю наизусть — вот что скучно (Л.); Она сидела неподалеку на скамье под покосившимся деревянным грибом,— такие делают в лагерях для часовых (Пауст.); Он всегда любил поболтать—это было мне отлично известно (Кав.);
Практическая работа.
Задание 3№1.Спишите БСП, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в следующем порядке: а)предложения со значением одновременности; б)предложения со значением последовательности действий.
1.За селом с...нел далёкий лес рожь к...чалась колос созр...вал.
2.Жёлтые листья роня...т осень красные летят по лесам.
3.Блеснули лиловые глаза выскочил кот.
4.Иртыш кипел в крутых берегах вздымались крутые волны.
5.На этом острове стоит тесно несколько ёлок под ними я сел отдохнуть.
Задание №2.Замените, где возможно , сложносочиненные предложения бессоюзными с отношениями одновременности и последовательности. Объясните расстановку знаков препинания.
1.Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась.
2. Солнце давно уже село, и на всей земле лежала сплошная серая тень.
3. Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.
4. Природа на спала, и ночь нельзя было назвать тихой.
5. Деревья не заслоняли простора, и можно было видеть небо и даль.
6. Жужжали шмели, и порхали яркие бабочки.
Задание №3.Переведите текст на казахский язык.«Приборы электрического освещения»
При освещении не должно быть заметных неприятных отблесков в поле зрения, например наличия в поле зрения слишком яркого бокового света или слишком яркого света от светильников (непосредственный блеск) или отраженного блеска от блестящих поверхностей. Основным требованием к качеству освещения в первую очередь является устранение неприятных отблесков. Для этого в первую очередь должно быть обращено внимание на непосредственные источники света и на арматуру, с которой они используются, в частности на яркость источников света и их экранирование. Характер стен и потолков оказывает большое влияние на качество освещения, например: источник света может давать неприятную яркость на темном дальнем фоне и быть очень приятным для глаз на светлом фоне. На качество освещения также оказывает влияние расположение источников света, дающих общее освещение всех работ, и расположение источников света, освещающих отдельные рабочие места.
Отношение яркостей должно быть минимальным между степенью освещенности всех работ и степенью освещенности отдельных рабочих мест. Высказываются мнения о том, что существуют определенные оптимальные теоретические соотношения между степенью освещенности рабочих мест и дальнего фона, однако по физиологическим соображениям не следует иметь такое различие в освещенности
Модуль №14.