Высота облаков и базы облаков
Вершина грозового облака встречает наверху ветер, улетучивается и охлаждается так, что возможны очень мощные нисходящие потоки. С большей высотой базы облаков дождь под облаком должен пройти большее расстояние, испаряется и охлаждает окружающий воздух, увеличивая потенциал потоков вниз.
РАЗМЕР ОБЛАКА
Грозовое облако распространено над большей территорией, больше на нее влияет и создает опасные ветры. Чем обширнее гроза, тем меньше шансов на благополучный выход из нее.
ЦВЕТ, ФОРМА, ПОЛОЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ ОБЛАКОВ
Более темные облака - более насыщены влагой и более расположены к грозе и осадкам. Когда облако с наковальней, то гроза интенсивней. Когда туча с полкой (рис. 216), то это признак сильного ветра. Если грозовое облако наклонено, это указывает на очень суровую грозу и бурю. Движение, дрейф грозы над новыми территориями приводит к подъему новых порций воздуха, иногда более влажного, чем в месте ее образования, что может привести к более быстрому ее росту, созреванию. Стационарная гроза часто самолимитируется, она разрушается, выбрав весь теплый воздух вокруг себя.
ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА
В условиях влажного воздуха грозы имеют тенденцию быть менее суровыми. Но они часто вставные и поэтому более опасны, потому что трудноузнаваемы. Большая влажность снижает базу облаков и есть вероятность выпадения осадков до достижения облаком больших размеров.
В сухих районах грозы формируются более медленно и достигают огромных размеров до того, как капли в облаке превращаются в осадки. Автор книги наблюдал на западе США, как башни кучевых облаков поднимались на высоту более 9 км и постепенно размывались сверху из-за недостатка влажности. Но это скорее исключение из правила, потому что в более сухих районах бывают грозы, которые формируются более длительное время, но оказываются более мощными, чем на большинстве влажных территорий.
МОЛНИИ И ВЫПАДЕНИЕ ОСАДКОВ
Присутствие молний в туче является признаком того, что приближается вторая стадия развития грозы, что в скором времени последуют осадки и фронт порывистости как отмечалось ранее.
Первые шесть разделов этой главы готовят нас к пониманию всей серьезности гроз. Первый и последний помогают определить, когда эта опасность наиболее серьезна.
ВЫХОД ИЗ ГРОЗОВОЙ ТУЧИ
Мы все люди, и можем заблуждаться, или хуже того, сознательно испытывать судьбу. Наивные, мы можем радоваться подъему в термическом потоке под облаком, которое быстро и иногда для нас незаметно перерастает в грозу. Во всяком случае, мы это можем вообразить и хотелось бы иметь представление, как выкрутиться из этого положения.
Чем раньше мы обнаружим грозовую ситуацию, тем проще принять необходимые меры. Если мы столкнулись с очень широким восходящим потоком 1 м/сек во влажных районах или 2,5 м/сек в сухих, можно заподозрить формирование грозы. В это время необходимо наблюдать за ростом кучевого облака и начать движение к его передней наветренной кромке. Это место - лучшая позиция для покидания облака.
Когда настанет время покинуть грозу, лучше всего двигаться в направлении поперек ветру, как показано на рисунке 219. Это направление выхода из грозы лучшее для того, чтобы избежать фронта порывистости, нисходящих потоков, очень мощных осадков и молний на наветренной стороне тучи. Самое неприятное в этом случае если гроза разрастается в стороны, как бывает во влажном воздухе. В этом случае лучшее направление для выхода из грозы в сторону, пересекая нисходящие потоки, как показано на рисунке.
В самом неприятном случае, когда вас засосало в грозовую тучу, лучшее, что вы можете сделать, это лететь на умеренной скорости прямо к ближайшей кромке тучи до тех пор, пока не увидите землю. Иногда это занимает несколько минут.
УРАГАНЫ
Спортивные полеты, руководствующиеся хоть небольшим количеством здравого смысла, никогда не будут проводиться, если существует хоть ничтожный шанс встретить торнадо. Здесь мы о них только упомянем потому, что они сродни грозам. Ураганы могут зарождаться мощной грозой, сильной конвекцией, но все-таки очень часто они ассоциируют с проходом холодного фронта.
Современные исследования показывают, что ураганы возникают когда в сильный ветер образуются крупные грозы, так что туча наклоняется, и в этом случае нисходящие потоки не разрушают восходящие. Срез ветра является причиной вращения, в результате чего вращающийся цилиндр воздуха сжимается, вытягиваясь, как столб восходящего потока (механизм аналогичен смерчу). Характерные свойства торнадо - вращение и своеобразная форма.
Внутри торнадо скорость ветра достигает 320 км/час. Он имеет тенденцию двигаться над землей в северо-восточном направлении, большая скорость является причиной разрушений.
Торнадо очень часто проходят на среднем западе США, где воздух теплого Мексиканского залива встречает холодный полярный воздух из Канады. Но ни одно место в мире не застраховано от торнадо.
Итоги
Теперь мы понимаем, почему грозы не вызывают энтузиазма у пилотов всего мира. Они владеют невероятной энергией, и любой полет в грозе или даже рядом приятным назвать трудно, в идеале, пилотам надо избегать гроз. Однако, каждый год фиксируются случаи попадания в грозу с последствиями различной тяжести. Мы можем только надеяться, что эта книга кому-нибудь поможет, а лучше предостережет.
Грозы приходят различные по размерам и типам. Любому пилоту важно знать основные характеристики условий, в которых он или она собираются лететь. Ровная поверхность или горы, сухой или влажный район, фронт в движении или нет - это те параметры, которые определяют тип гроз и с которыми вам надо определиться.
ГЛАВА 12
Наблюдение погоды
До XIX века человек не имел представления о том, что определенные, циклы, влияющие на погоду, короче, чем сезоны времен года. В то время фронты и силы, приводящие их в движение не рассматривались и не обсуждались. Постепенно наблюдение и изучение процессов привело к пониманию и даже достаточно достоверным прогнозам погоды на короткий период времени в местных масштабах. Для долгосрочных прогнозов не хватало связи на длинные расстояния, а также необходимых глобальных наблюдений погоды. Теперь с использованием космических спутников земли и метеорологических станций, оснащенных коротковолновыми радиостанциями, мы можем получить общую картину погоды на планете. Даже, если учесть, что предсказания погоды верны не на 100%, все равно это уже не тайна за семью замками.
В последние пару десятилетий информация о погоде стала доступна любому в наиболее развитых странах. Информацию о погоде можно получить, не выходя из дома по компьютерной сети или даже в последних телефонных системах. В этой главе мы сделаем обзор источников информации о погоде, а также рассмотрим основные принципы прогнозирования погоды, основываясь на личных наблюдениях, знаниях и по картам погоды.
Чем больше мы изучаем погоду, тем лучше и точнее мы можем предсказать ее. Для пилотов высочайшего класса это привычный процесс. Информация в этой главе поможет вам преодолеть последнюю ступень в вашем мастерстве как пилота.
Циклы погоды
Одна из очень важных вещей, которую должен сделать пилот для того, чтобы стать мудрым в смысле погоды, надо часто просматривать карты погоды и сравнивать, какие условия сейчас и что прогнозируют. После нескольких месяцев таких занятий вы станете способны самостоятельно работать в этом направлении. После нескольких сезонов вы сможете выбирать лучшие летные дни, не выходя из дома.
Наблюдение за погодой в течение длительного периода времени даст нам понятие о циклах. Нельзя надеяться, что погода строго регулярно повторяется, но в течении шести или семи дней цикличность существует, а некоторые более крупные процессы следуют друг за другом в течение месяца или двух. Например, холодный фронт будет проходить во вторник, за ним следует теплый в субботу, за ним другой холодный в следующий вторник и так далее. Узнавать такие циклы, если они есть, можно с помощью метеорологов.
На территориях, характеризующихся проходом фронтов, полезно понимать природу постфронтальных условий. Например, после теплого фронта, скорее всего в северном полушарии, мы встретим южные ветры и теплый, влажный воздух. После холодного фронта, северные или западные ветры и ясный, прозрачный воздух. Рисунок 220 показывает, как в холодном секторе за фронтом меняются условия. Наблюдая за изменением условий в предполагаемом районе полетов, мы уже на что-то можем надеяться.
Мы можем перенести эту логику на другие территории и другие погодные системы. Главное, что необходимо помнить: погода до некоторой степени циклична и широкомасштабные характеристики повторяются. Запомните, результаты прошлой погодной ситуации помогают нам понять условия сейчас. Мы должны также помнить, что ветры под барической системой высокого давления, в основном, слабые, а в циклонах более сильные.
ПОГОДА И БАРОМЕТР
Для серьезных пилотов, изучающих погоду, барометр является потенциальным помощником в прогнозах, когда он используется вместе с указателем ветра. Пилоты часто используют высотомер с функциями барометра для этого, поэтому они всегда оснащены для предсказания погоды. Таблица ниже дает вам достаточно информации практически по любой ситуации. Но всегда надо учитывать местные эффекты, такие как морские бризы и долинные ветры.
Эта таблица разработана для северного полушария на уровне моря. Для южного полушария меняются направления ветров южный и северный, а вот западное и восточное направления не меняются. Для высоты отличной от 0 к показаниям вашего барометра добавляется 10 гПа на каждые 100 м высоты над уровнем моря.
Смысл этой таблицы в том, что барометр показывает приближение или проход барических систем и фронтов. Направление ветра указывает, где мы находимся относительно циклонов и антициклонов, которые определяют здесь погоду. Например, первая строка в нашей таблице с высоким и стабильным давлением и западным ветром говорит о том, что мы в ячейке с высоким давлением и в дальнейшем ветер довернет до юго-западного и принесет нормальную ясную погоду.
Если показания барометра изменяются быстрее или медленнее, чем указано в таблице, но в других отношениях уровень давления и ветер согласуются, то предсказания погоды раньше или позже исполняться в соответствии с указанными в таблице. Мы должны всегда учитывать такие предсказания с долей остроумия конечно, ведь для прогнозирования погоды используются вычислительные машины с огромным количеством данных и то небольшой нюанс может многое изменить. Ячейка давления может увеличиваться, фронт может остановиться или вулкан может закрыть солнце. Но в основном, эта таблица чаще права и помогает.
ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ
Очень давно, когда еще не было науки метеорологии, люди прогнозировали погоду только опираясь на личные наблюдения и опыт поколений. Некоторые из них включены в главу 3, другие, такие как поведение насекомых, например, не приводятся здесь. Ниже перечислены приметы, только базирующиеся на основных метеорологических принципах.
Приметы погоды
Ожидайте неустойчивую погоду и дождь когда:
Давление понижается.
Ночная температура необычно высока.
Облака движутся на различных уровнях в различных направлениях.
Присутствует гало вокруг солнца или луны.
Присутствуют неупорядочные перистые (Ci) облака.
Гроза развивается в западный ветер.
Летом после обеда темные облака.
Кучевые (Си) облака развиваются очень быстро.
Облака (кучевые или слоистые) становятся ниже.
Ожидайте затяжные осадки когда:
Погода неустановившаяся (см. выше) и ветер южный иди юго-восточный (север, северо-восток в южном полушарии) с падением давления.
Ветер юго-восточный, северо-восточный с падением давления.
Грозы развиваются при южном - юго-восточном (север - северо-восток южнее экватора) ветре.
Ожидайте ясную погоду когда:
Давление поднимается или остается постоянным. Ветер меняется на западный или северо-западный (юго-западный в южном полушарии). Температура падает.
Облачность уменьшается после 15-00 или 16-00. Утренний туман пропадает в течение двух часов после восхода солнца.
Легкий бриз с запада или северо-запада (юго-запада южнее экватора): Красный закат.
Большинство из этих основных правил вы сами можете объяснить, руководствуясь материалами предшествующих глав.
Добавим здесь, что причиной гало вокруг солнца или луны является высокий, тонкий слой перисто-слоистых (Cs) облаков, преломляющий свет. Этот слой облаков сигнализирует о приближении теплого фронта. С его приближением облака опускаются и делают гало меньше. Чем ближе и больше закрывается гало, тем скорее пойдет дождь.