Как парадигмальная инновация
Традиционные и инновационные подходы к результатам образования человека (Ценностный (аксиологический) подход. Знаниевый подход. Прагматический подход. Личностно-оринтированный подход. Задачный подход. Компетентностный подход и изменение парадигмы развития российского образования. Понятия «компетенция» и «компетентность». Специфика федеральных государственных образовательных стандартов, особенности их реализации и обеспечения высокого качества образования).
Педагогические технологии реализации компетентностного подхода к результатам образования (Сущность, содержание и особенности реализации технологий модульного, рейтингового, проблемного, контекстного обучения, поэтапного формирования умственных действий и понятий, коллективного взаимообучения, актуализации мотивационного потенциала, тренингов, разбора кейсов, коучинговая, тьюторская технология и др. Технологии дистанционного обучения. Технологии самостоятельной работы обучающихся).
Управление инновационными процессами в образовании
Особенности управления инновационными образовательными процессами (Цель и задачи, субъекты и объекты, функции, уровни и результаты управления инновациями в образовании. Права, обязанности и ответственность субъектов управления инновациями. Координация функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления инновациями в образовании. Особенности управления инновационными образовательными процессами на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательного учреждения. Развитие общественной составляющей в системе управления инновациями в образовании. Наблюдательные и попечительские советы с участием работодателей).
Оценка эффективности инновационных процессов в образовании (Методология оценивания и система оценочных показателей эффективности инноваций в образовании. Преодоление закрытости и ведомственности в управлении инновациями. Экспертные оценки инновационных проектов (программ). Международные системы оценки инновационных процессов. Инновационные процессы и обеспечение качества образования. Технологии оценки качества инновационной деятельности педагога образовательного учреждения).
5.2 Темы дисциплины и виды занятий
(технологическая карта)
№ п/п | Темы | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. Работа | |||
лекции | семин. занятия | практ. занятия | лабор. работы | ||||
СЕМЕСТР – 1 | |||||||
1. | Цель, содержание, функции и классификация инновационных процессов в образовании. | - | - | - | |||
2. | Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образования. | - | - | - | - | ||
3. | Подходы к организации педагогического процесса | - | - | - | |||
4. | Технологии инновационных процессов в образовании | - | |||||
5. | Государственные инициативы в современном российском образовании. | - | |||||
6. | Традиционные и инновационные подходы к результатам образования человека | - | |||||
7. | Особенности управления инновационными образовательными процессами | - | |||||
8. | Методология и система оценочных показателей эффективности инновационных процессов в образовании | - | |||||
9. | Международные системы оценки инновационных процессов | - | |||||
Форма итогового контроля | Зачет с оценкой |
Перечень вопросов по практическим занятиям
Тема 1. Подходы к организации педагогического процесса
1. Системный подход в образовании.
2. Гуманистический подход к организации педагогического процесса.
3. Информационный подход к обучению.
4. Дифференцированный подход к обучению.
5. Деятельностный, технологический, компетентностный, интегрированный, кластерный.
Тема 2. Государственные инициативы в современном российском образовании
1. Нормативно-правовое обеспечение, особенности государственного регулирования и поддержки инноваций в образовании.
2. Приоритетный национальный проект «Образование». Развитие дошкольного образования.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
4. Поддержка инновационных проектов в системе среднего профессионального образования