Модернизация педагогического процесса
Рабочая программа
дисциплины: Инновационные процессы в образовании
Уровень основной образовательной программы:магистратура
Рекомендуется для направления подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
профиль Информационные технологии в образовании
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование
профиль «Информационные технологии в образовании» (утвержден от 21.11.2014 г. № 1505) и учебного плана по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
(профиль Информационные технологии в образовании), утвержденного Ученым советом ГАГУ (от 30.03.2015, протокол № 3).
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры социальной педагогики 26.06.2015 года, протокол № 10
Рабочая программа дисциплины
«Инновационные процессы в образовании»
1. Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Инновационные процессы в образовании» рассматривает на основании стратегии модернизации образования парадигмальные изменения в целях, содержании, методах, технологиях обучения и воспитания на основе инновационных подходов. К процессным инновациям относятся новые технологии и новые методы образования. Инновационные процессы в образовании взаимодействуют, что связано с интеграционными процессами.
1. Цель дисциплины:содействовать становлению базовой профессиональной компетентности магистра для теоретического осмысления, решения образовательных, исследовательских и практических задач по использованию инновационных процессов для модернизации образования.
Задачи дисциплины:
- осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования инновационных процессов;
- создание образовательной среды, обеспечивающей работу по новым технологиям;
- обладание методами получения современного научного и эмпирического знания;
- активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Достижение целей изучения дисциплины обеспечивается связью с программами общенаучного цикла подготовки магистров по направлению: «Инновационные технологии в науке» (ОК-5; ПК-1), «Инновационные образовательные системы и комплексы» (ОК-4; ОПК-2).
Изучение дисциплины необходимо для освоения дисциплин общенаучного цикла: «Методика проведения педагогических исследований», «Педагогика и психология высшей школы»; «Практика и научно-исследовательская работа».
Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
Теория и технологии инновационных процессов в образовании | Инновационные проекты в российском образовании и модернизация педагогического процесса | Компетентностный подход к результатам образования как парадигмальная инновация | Управление инновационными процессами в образовании | |||
1. | Методика проведения педагогических исследований | + | + | + | + | |
2. | Педагогика и психология высшей школы | + | + | + | + |
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами вариативной части дисциплина «Инновационные процессы в образовании» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:
- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
• современные проблемы науки и образования при решении профессиональных;
• теоретические основы инновационных процессов, основные понятия инноватики в образовании;
• традиционные и инновационные подходы к результатам образования;
• особенности образовательной среды с целью использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики
уметь:
• анализировать современные проблемы науки и образования при решении профессиональных;
• интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
• использовать свои знания, навыки, умения при формировании образовательной среды.
владеть:
• готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;
• способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | 16/0,4 | 16/0,4 |
В том числе: | - | - |
Лекции | 6/0,1 | 6/0,1 |
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Семинары (С) | 10/0,3 | 10/0,3 |
Самостоятельная работа (всего) | 88/2,6 | 88/2,6 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой |
Общая трудоемкость: часы / зачетные единицы | 108/3 | 108/3 |
Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины
Наименование раздела (темы) дисциплины | Всего часов | Компетенция | Сумма компетенций | |
ОПК-2 | ПК-2 | |||
Теория и технологии инновационных процессов в образовании | + | + | ||
Инновационные проекты в российском образовании и модернизация педагогического процесса | + | + | ||
Компетентностный подход к результатам образования как парадигмальная инновация | + | + | ||
Управление инновационными процессами в образовании | + | + |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Теория и технологии инновационных процессов в образовании
Цель, содержание, функции и классификации инновационных процессов в образовании (Инновация как объект и предмет изучения инноватики. Основные понятия инноватики в образовании. Классификация образовательных инноваций. Функции инноваций. Инновации и процесс интеграции (сближения) российской системы высшего образования с европейским образовательным пространством. Диффузия инноваций. Риски внедрения инновационных проектов).
Инновационные процессы как основа современных изменений в образовании (Анализ основных образовательных парадигм в мировой и отечественной научной мысли (Я.А. Коменский, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский и др.). Причины, условия и целесообразность инновационных процессов в современных условиях развития российского образования. Основные направления модернизации системы образования в Российской Федерации).
Технологии инновационных процессов в образовании (Сущность технологического подхода в сфере образования, особенности его реализации в современных условиях. Технологии выбора образовательных инноваций, их проектирования и реализации на практике. Критерии оценки эффективности инноваций в образовании).
Инновационные проекты в российском образовании и
Самостоятельная работа
№ | Наименование темы | Содержание работы | Кол-во часов | Форма отчетности | Срок контроля |
1. | Современное образование – сущностные характеристики и тенденции развития. Общая характеристика инновационных процессов. | Найдите в периодической печати 2-3 статьи о современных актуальных образовательных проблемах. Напишите аннотацию к одной из них. Работа с педагогической литературой, периодической печатью. | Опрос. Обсуждение проблемных вопросов. Аннотация. | Зачет. | |
2. | Нормативные документы системы образования | Работа с педагогической литературой, периодической печатью (заполнение таблицы). | Таблица. | Зачет. | |
3. | Государственные инициативы в современном российском образовании | Доклад, сообщение Работа с педагогической литературой, периодической печатью. | Опрос. Обсуждение проблемных вопросов. Доклад, сообщение. | Семинарское занятие. Зачет. | |
4. | Традиционные и инновационные подходы к результатам образования человека | Составьте таблицу «Традиционные и инновационные подходы к результатам образования человека». | Таблица. | Семинарское занятие. Зачет. | |
5. | Компетентностный подход как условие повышения качества образования | Подготовка к дебатам | Дебаты | Семинарское занятие. Зачет. | |
6. | Обоснование педагогических инноваций | Подготовка кластера | Кластер. | Зачет. | |
7. | Технологии инновационных процессов в образовании | Подготовка конспекта | Конспект. | Зачет. | |
Другие виды самостоятельной работы | |||||
8. | Штудирование учебного материала, работа с электронным образовательным ресурсом. | Конспектирование теоретического материала | Конспект. | Зачет. | |
Итого |
7. Рекомендуемая литература
Основная
1. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Электронный ресурс]: /В.А. Красильникова.- М.: Директ-Медиа, 2013.-231с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209292 (дата обращения 28.05.2014).
2. Инновационная технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]: / Е.Н., Горячева, Е.В. Конеева, А.И. Малахова.-М.:Издательство «Прометей», 2012.-228с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271639 (дата обращения 28.05.2014).
Дополнительная
1. Рубанцова, Т.А. Инновационные методики для улучшения качества образования: учебное пособие [Электронный ресурс]: / Т.А. Рубанцова, О.В. Зиневич.-Новосибирск: НГТУ,2010.-120с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228983 (дата обращения 28.05.2014).
2. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: / И.В. Сыромятников.-М.: Издательство СГУ, 2010. №10.-144с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209423 (дата обращения 28.05.2014).
3. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: / И.В. Сыромятников.-М.: Издательство СГУ, 2010. №11.-148с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209424 (дата обращения 28.05.2014).
4.Инновации в образовании [Электронный ресурс]: / И.В. Сыромятников.-М.: Издательство СГУ, 2013. №3.-168с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209510 (дата обращения 28.05.2014).
5. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: / И.В. Сыромятников.-М.: Издательство СГУ, 2014. №5.-156с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209512 (дата обращения 28.05.2014).
6. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: / И.В. Сыромятников.-М.: Издательство СГУ, 2014. №2.-164с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228898 (дата обращения 28.05.2014).
7. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: / И.В. Сыромятников.-М.: Издательство СГУ, 2014. №5.-176с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237341 (дата обращения 28.05.2014).
Образовательные технологии
Рабочая программа
дисциплины: Инновационные процессы в образовании
Уровень основной образовательной программы:магистратура
Рекомендуется для направления подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
профиль Информационные технологии в образовании
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование
профиль «Информационные технологии в образовании» (утвержден от 21.11.2014 г. № 1505) и учебного плана по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
(профиль Информационные технологии в образовании), утвержденного Ученым советом ГАГУ (от 30.03.2015, протокол № 3).
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры социальной педагогики 26.06.2015 года, протокол № 10
Рабочая программа дисциплины
«Инновационные процессы в образовании»
1. Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Инновационные процессы в образовании» рассматривает на основании стратегии модернизации образования парадигмальные изменения в целях, содержании, методах, технологиях обучения и воспитания на основе инновационных подходов. К процессным инновациям относятся новые технологии и новые методы образования. Инновационные процессы в образовании взаимодействуют, что связано с интеграционными процессами.
1. Цель дисциплины:содействовать становлению базовой профессиональной компетентности магистра для теоретического осмысления, решения образовательных, исследовательских и практических задач по использованию инновационных процессов для модернизации образования.
Задачи дисциплины:
- осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования инновационных процессов;
- создание образовательной среды, обеспечивающей работу по новым технологиям;
- обладание методами получения современного научного и эмпирического знания;
- активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Достижение целей изучения дисциплины обеспечивается связью с программами общенаучного цикла подготовки магистров по направлению: «Инновационные технологии в науке» (ОК-5; ПК-1), «Инновационные образовательные системы и комплексы» (ОК-4; ОПК-2).
Изучение дисциплины необходимо для освоения дисциплин общенаучного цикла: «Методика проведения педагогических исследований», «Педагогика и психология высшей школы»; «Практика и научно-исследовательская работа».
Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
Теория и технологии инновационных процессов в образовании | Инновационные проекты в российском образовании и модернизация педагогического процесса | Компетентностный подход к результатам образования как парадигмальная инновация | Управление инновационными процессами в образовании | |||
1. | Методика проведения педагогических исследований | + | + | + | + | |
2. | Педагогика и психология высшей школы | + | + | + | + |
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами вариативной части дисциплина «Инновационные процессы в образовании» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:
- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
• современные проблемы науки и образования при решении профессиональных;
• теоретические основы инновационных процессов, основные понятия инноватики в образовании;
• традиционные и инновационные подходы к результатам образования;
• особенности образовательной среды с целью использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики
уметь:
• анализировать современные проблемы науки и образования при решении профессиональных;
• интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
• использовать свои знания, навыки, умения при формировании образовательной среды.
владеть:
• готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;
• способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | 16/0,4 | 16/0,4 |
В том числе: | - | - |
Лекции | 6/0,1 | 6/0,1 |
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Семинары (С) | 10/0,3 | 10/0,3 |
Самостоятельная работа (всего) | 88/2,6 | 88/2,6 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой |
Общая трудоемкость: часы / зачетные единицы | 108/3 | 108/3 |
Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины
Наименование раздела (темы) дисциплины | Всего часов | Компетенция | Сумма компетенций | |
ОПК-2 | ПК-2 | |||
Теория и технологии инновационных процессов в образовании | + | + | ||
Инновационные проекты в российском образовании и модернизация педагогического процесса | + | + | ||
Компетентностный подход к результатам образования как парадигмальная инновация | + | + | ||
Управление инновационными процессами в образовании | + | + |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Теория и технологии инновационных процессов в образовании
Цель, содержание, функции и классификации инновационных процессов в образовании (Инновация как объект и предмет изучения инноватики. Основные понятия инноватики в образовании. Классификация образовательных инноваций. Функции инноваций. Инновации и процесс интеграции (сближения) российской системы высшего образования с европейским образовательным пространством. Диффузия инноваций. Риски внедрения инновационных проектов).
Инновационные процессы как основа современных изменений в образовании (Анализ основных образовательных парадигм в мировой и отечественной научной мысли (Я.А. Коменский, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский и др.). Причины, условия и целесообразность инновационных процессов в современных условиях развития российского образования. Основные направления модернизации системы образования в Российской Федерации).
Технологии инновационных процессов в образовании (Сущность технологического подхода в сфере образования, особенности его реализации в современных условиях. Технологии выбора образовательных инноваций, их проектирования и реализации на практике. Критерии оценки эффективности инноваций в образовании).
Инновационные проекты в российском образовании и
модернизация педагогического процесса
Государственные инициативы в современном российском образовании (Нормативно-правовое обеспечение, особенности государственного регулирования и поддержки инноваций в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование». Развитие дошкольного образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Поддержка инновационных проектов в системе среднего профессионального образования. Особенности функционирования федеральных университетов и национальных исследовательских университетов как крупных корпораций в инновационном секторе экономики. Изменения в системе послевузовского профессионального образования). Необходимость и основные направления модернизации целостного педагогического процесса (Объективная необходимость разработки современной педагогической теории и совершенствования практики целостного педагогического процесса в образовательных учреждениях различных видов и типов. Оптимизация целей и задач образования. Гуманизация субъект-субъектных отношений участников педагогического процесса. Обновление содержания, совершенствование программно-методическогои материально-технологического обеспечения педагогического процесса. Создание действенного мониторинга, использование современных технологий диагностики и оценивания качества педагогического процесса. Совершенствование управления педагогическим процессом (образовательными (педагогическими) системами).
Компетентностный подход к результатам образования