Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального сопровождения ребенка
Силкина Светлана Васильевна
(педагог-психолог МБОУ СОШ г. Зернограда)
«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ(синдром Дауна) как часть адаптированной образовательной программы».
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год.
Содержание:
Стр.
1. Введение. 2 - 5
2. Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального
сопровождения ребенка с ОВЗ.
1.1. Анализ научной и методической литературы по проблеме инклюзивного образования в общеобразовательной школе. 5-10
1.2. Теоретические подходы индивидуального сопровождения
детей с синдромом Дауна. 11-12
3. Глава 2. Технологическое проектирование программы
инклюзивного сопровождения детей с синдромом
Дауна.
2.1. Структура программы в части индивидуального психолого –
педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна. 13-16
2.2. Рекомендации педагогам – психологам по проектированию
программы индивидуального сопровождения детей с 17
синдромом Дауна.
4. Заключение. 18-19
5. Список литературы. 20-22
Введение.
С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. На начало 2003 г. в стране насчитывалось 620,3 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по сравнению с 1996 г. рост составил – 158 тысяч человек. Министерство образования и науки РФ определяет число детей с ограниченными возможностями здоровья в 1,6 млн., это – 4,5% от общего количества детей (30 млн.), но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
Инклюзия как социальная идея стала принципом государственной политики во многих странах. В России, как и во многих других странах, присоединившихся к концепции инклюзивного образования, идея инклюзии была воспринята в уже сложившейся форме, и закреплена на государственном уровне рядом документов. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46–ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125–ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181–ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124–ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 № 26–ЗС, дают надежду на совершенствование системы инклюзивного образования.
В Ростовской области стабильно функционирует разветвленная дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, незрячих и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различной степенью интеллектуальных нарушений. В учреждениях обучается свыше 4,5 тыс. детей.
Организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. В настоящее время функционирует 145 специальных (коррекционных) классов для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1 581 человек. В обычных классах общеобразовательных школ обучается свыше 5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с синдромом Дауна. Получению качественного образования детьми с синдромом Дауна препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Образование детей с синдромом Дауна в нашей школе определило целью программы индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (синдром Дауна) «Разработать рекомендации по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна», как части адаптированной образовательной программы школы.
Задачи, поставленные для достижения цели:
– конкретизация особенностей психического состояния ребенка;
– изучить особенности дезадаптации;
– выявить особые образовательные потребности ребенка;
– обосновать содержание индивидуальной программы сопровождения
учащегося;
– подготовить рекомендации для участников образовательного процесса (ребенок, учитель, родитель).
Методы, используемые в работе:
Диагностика, наблюдение, игры, упражнения.
Практическая значимость данной работы в том, что она может быть эффективно использована в инклюзивной школе педагогами – психологами, социальными педагогами.
С ОВЗ.
Дауна.
Рекомендации педагогам – психологам по проектированию
Заключение.
Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу специального образования, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования. Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей, а не только детей с инвалидностью.
Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ детей-учеников школы.
Я пришла к выводу, что люди с синдромом Дауна могут развиваться, как и обычные дети, и некоторые из них достигают небывалых высот: становятся всемирно известными музыкантами, актерами и спортсменами. Так природой устроено, что разные особенности бывают у людей, и вообще все люди разные.
Проблемные вопросы реализации направления.
– несовершенство нормативно – правовой базы для сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;
– отсутствие в ОУ полноценных материально-технических условий для внедрения ФГОС (проектом приспособленного здания не предусмотрены пандусы, сенсорные комнаты, спортивный зал, специальные оборудования для работы с детьми ОВЗ).
Инклюзия в образовании – это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.
Это изменение образовательной системы, и принятие ребёнка на уровне всей школы. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие – то особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
5. Список используемой литературы:
1.Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова Образовательная интеграция детей-инвалидов// интернет ресурс книга Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России/ режим доступа.
http://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidnosti_2006/03_obrazovatelnaa.htm
2.Елена КузнецоваМосква обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения – Бунимович// интернет ресурс РИА Новости/ режим доступа http://www.rian.ru/edu_analysis/20090903/183486517.html
3.Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/398
8/document4052.shtml
4.Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.
sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm
5.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
6.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.
livejournal.com/2188.htm
7.Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru/flow/theme/1000.
8.По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children»).
9.Лекции МГПУ http://edu-pmpk.ru
10. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
11. Материалы международной научно=практической конференции (20—
22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
12. Болезнь Дауна/ ред. Е.Ф. Давиденкова, - Л.: 1966. - 453 с.
13. Давиденкова, Е.Ф. Клиническая генетика/ Е.Ф. Давиденкова, И.С.
Либерман, - Л.: 1975 – 657 с.;
14. Большая медицинская энциклопедия. Гипотиреоз-Дегенерация/ред. Б.В.
Петровский, – 3-е издание, т.6 -М.: Советская энциклопедия - 1977- 632с.;
15.Большая Медицинская энциклопедия. Кабаков - Коалесценция/ред. Б.В.
Петровский, – 3-е издание, т. 10, с.423-425 - М.: Советская энциклопедия -
528 с. , 1979 г.
16. Большая Медицинская энциклопедия. Криохирургия - Ленегр/ ред. Б.В.
Петровский,– 3-е издание, т. 12, стр.140-141 - М.: Советская энциклопедия;
1980 – 536 с.
17. Большая Медицинская энциклопедия. Остеопатия-Переломы/ ред. Б.В.
Петровский,– 3-е издание, т. 18, с.394-395 - М.: Советская энциклопедия;
1982– 528 с.
18. Большая Медицинская энциклопедия. Теннис-Углекислота/ ред. Б.В.
Петровский,– 3-е издание, т. 25, с.41-43 - М.: Советская энциклопедия ; 1985–
544 с.
19. Большая Медицинская энциклопедия. Хлоракон - Экономика
здравоохранения/ред. Б.В. Петровский,– 3-е издание, т. 27, стр.543 - М.:
Советская энциклопедия;1986– 576 с.
20. Зимина, Л. Солнечные дети с синдромом Дауна/Л. Зимина, - М.: Эксмо;
2010- 176 с.
21. Комаровский. Справочник доктора Комаровского [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://spravka.komarovskiy.net/ - (Дата обращения:
26.10.2012).
22. Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы
коррекционной педагогики и специальной психологии/Е.М. Мастюкова,А.Г.
Московкина, Гуманитарный издательский центр Владос-М.: 2003- 367 с.;
23. Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи/Е.М. Мастюкова, А.Г.
Московкина - М.:-1991- 354 с.;
24. Медицинский портал Мед312.ру [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.med312.ru/ - (Дата обращения: 25.10.2012)
25. Многотомное руководство по педиатрии/ ред. Ю.Ф. Домбровская, - т.10, -
М.: 1965- 572 с.
26. Основы цитогенетики человека/ ред. А.А. Прокофьева-Бельговская, -М.:
1969- 338 с.
27. Черная А.В. Развитие как базовая категория психологического
исследования игровой культуры. Человек: проблемы становления. – Ростов -
н/Д., – 2005. – С. 58 –74.
28. Черная А.В. Организация самостоятельной работы студентов по
психолого-педагогическим дисциплинам (Учебное пособие). Успехи
современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 78 – 80.
29. Черная А.В. Исторический контекст отношений взрослого и
детского миров. «Вопросы воспитания» научно-практический журнал,
Москва, 2013. -№ 2 (15) апрель – июнь. С52-60.
Силкина Светлана Васильевна
(педагог-психолог МБОУ СОШ г. Зернограда)
«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ(синдром Дауна) как часть адаптированной образовательной программы».
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год.
Содержание:
Стр.
1. Введение. 2 - 5
2. Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального
сопровождения ребенка с ОВЗ.
1.1. Анализ научной и методической литературы по проблеме инклюзивного образования в общеобразовательной школе. 5-10
1.2. Теоретические подходы индивидуального сопровождения
детей с синдромом Дауна. 11-12
3. Глава 2. Технологическое проектирование программы
инклюзивного сопровождения детей с синдромом
Дауна.
2.1. Структура программы в части индивидуального психолого –
педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна. 13-16
2.2. Рекомендации педагогам – психологам по проектированию
программы индивидуального сопровождения детей с 17
синдромом Дауна.
4. Заключение. 18-19
5. Список литературы. 20-22
Введение.
С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. На начало 2003 г. в стране насчитывалось 620,3 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по сравнению с 1996 г. рост составил – 158 тысяч человек. Министерство образования и науки РФ определяет число детей с ограниченными возможностями здоровья в 1,6 млн., это – 4,5% от общего количества детей (30 млн.), но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
Инклюзия как социальная идея стала принципом государственной политики во многих странах. В России, как и во многих других странах, присоединившихся к концепции инклюзивного образования, идея инклюзии была воспринята в уже сложившейся форме, и закреплена на государственном уровне рядом документов. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46–ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125–ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181–ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124–ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 № 26–ЗС, дают надежду на совершенствование системы инклюзивного образования.
В Ростовской области стабильно функционирует разветвленная дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, незрячих и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различной степенью интеллектуальных нарушений. В учреждениях обучается свыше 4,5 тыс. детей.
Организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. В настоящее время функционирует 145 специальных (коррекционных) классов для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1 581 человек. В обычных классах общеобразовательных школ обучается свыше 5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с синдромом Дауна. Получению качественного образования детьми с синдромом Дауна препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Образование детей с синдромом Дауна в нашей школе определило целью программы индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (синдром Дауна) «Разработать рекомендации по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна», как части адаптированной образовательной программы школы.
Задачи, поставленные для достижения цели:
– конкретизация особенностей психического состояния ребенка;
– изучить особенности дезадаптации;
– выявить особые образовательные потребности ребенка;
– обосновать содержание индивидуальной программы сопровождения
учащегося;
– подготовить рекомендации для участников образовательного процесса (ребенок, учитель, родитель).
Методы, используемые в работе:
Диагностика, наблюдение, игры, упражнения.
Практическая значимость данной работы в том, что она может быть эффективно использована в инклюзивной школе педагогами – психологами, социальными педагогами.
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального сопровождения ребенка
С ОВЗ.