Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Организация благоприятной социальной среды.
10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Программа опирается на следующие принципы:
системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический; общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Методы и приемы работы с ребенком ЗПР :
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.
Разработка индивидуальной образовательной программы и компонента психолого-логопедического сопровождения на включаемого ребенка В.Д.
Цель: получение образования 1-ой ступени в инклюзивной форме в МБОУ СОШ № 5
Основные данные
Родители | Полная семья |
Основной педагог | |
Специалисты сопровождения | Учитель-логопед: Педагог-психолог: Тьютор: |
Цели на учебный год | Развитие дефицитарных зон мозга (когнитивных процессов), коммуникативных навыков, развитие словарного запаса. |
Режим пребывания в образовательном учреждении | надомный |
Условия включения | |
Представление заданий | Использование наглядного и образного материала, дозировка темпа и объема заданий, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения. |
Предъявление инструкций | Выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса; чередование напряжения и расслабления; эмоциональная насыщенность занятия; четкость, доступность и простота инструкций. |
Материалы | Большой объем образного материала; акцент в подаче материала на наглядно – образное, а не словесно-логическое мышление |
Поведение | Необходимо постоянное управление вниманием; использование приемов стимулирования, поощрения; ежедневное оценивание; следование режимным моментам, обеспечение разнообразия и смены видов деятельности; использование пауз для предупреждения переутомления; давать время на обдумывание ответа, индивидуальный подход с учетом особенностей дефекта. |
Поддержка персонала | Участие педагогов в обучающих семинарах и вебинарах, видеоконференциях, обучение на курсах «Доступная среда». |
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и
событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура программы
Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга:
1. Развитие когнитивной сферы: внимание (8 часов)
2. Развитие когнитивной сферы: память (7 часов)
3. Развитие когнитивной сферы: мышление (10 часов)
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих
ресурсов, минимизация личностной тревожности (7 часов).
Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе
диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, диагностики умственного развития Э.Ф. Замбавичане, Шипицыной Л.М.
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 30-35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.