Организационно – педагогические условия по работе с детьми с ЗПР

Важно организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, что проявляется:

· в «пошаговом» предъявлении материала;

· в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;

· в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

· в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

· в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;

· в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;

· в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.

Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).

4. Формирование учебной мотивации.

5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

8. Коррекция индивидуальных отклонений.

9. Организация благоприятной социальной среды.

10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума

Содержание программы (направления и формы работы):

1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

v нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

v стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем;

v установление доверительных отношений со взрослыми;

2. Укрепление нервной системы

v Наблюдение у психиатра (2 раза в год.).

v Совместный контроль и наблюдение психолога, врача за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.

v Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).

v Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).

3. Укрепление эмоционально - личностной сферы

v Диагностика эмоционально - личностной сферы (2 раза в год).

v Овладение учебными навыками.

v Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

v Система индивидуальных занятий со специалистами ОУ.

4. Развитие познавательной сферы:

v Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).

v Диагностика познавательной и эмоционально –волевой сферы (2 раза в год).

5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:

v Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).

v Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.

v Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.

v Развитие коммуникативных навыков.


Наши рекомендации