Личность в виртуальной среде: проблема социализации.
Под виртуализацией понимается массовое замещение материальных компонентов жизнедеятельности человека мысленно-образными аналогами и репрезентация последних в различных высокотехнологичных знаковых системах (кибернетических, цифровых). Данное обстоятельство коренным образом меняет основу социализации индивида в современном мире. Предметно-чувственная практика как традиционная основа социализации индивида уступает место рационально-теоретической деятельности - ведущему принципу жизни человека в условиях информационно-компьютерного окружения. Поскольку последняя осуществляется в условиях и при посредстве постоянно нарастающего искусственного, информационно-технического окружения, постольку естественные, в первую очередь, чувственно-витальные проявления человеческой натуры остаются не востребованы этим окружением2 . Главный вопрос, который ставит такого рода трансформация, можно обозначить так: способна ли редуцированная до мыследеятельности практика оставаться полноценной основой развития личности, то есть воспроизводить человеческую натуру во всем богатстве ее проявлений? Среди способов, практикуемых человеком для компенсации нарастающего дефицита чувственно-психических проявлений, особые надежды возлагаются на феномен так называемой виртуальной реальности, порождаемой человеческим воображением с помощью компьютерных средств. Образы виртуальной реальности переживаются человеком как объективно-реальные вплоть до полного (в принципе) замещения ими в сознании человека материальной окружающей среды. Они, на первый взгляд, ничем не ограничены в содержательном плане, им присущи все атрибуты живой непосредственной действительности, включая свойство вызывать непосредственный чувственный отклик по типу витальной реакции на естественное окружение. Однако это далеко не так. На самом деле существуют ограничения, накладываемые на виртуальную реальность. Они определены способом представления человеческого воображения в кибернетическом пространстве, который опирается исключительно на двузначную логику программирования компьютерного устройства. Этот факт обусловливает внутреннюю противоречивость отношения «человек - виртуальная реальность». Невиданно стимулируя развертывание внерациональных сторон сознания (воображение, фантазия), с одной стороны, компьютер, с другой, способен репрезентировать их только в границах вербализуемости. Последние, как известно, в принципе не в состоянии вместить полноту человеческой чувственности и субъективности. Образы виртуальной реальности в этом смысле всегда будут заведомо беднее образов порождающей их живой фантазии человека постольку, поскольку являются рационально запрограммированным результатом. «Богатство» и «разнообразие» виртуальных образов – не более чем многообразие выбора различных комбинаций из рационально заданного множества примитивных бинарных состояний типа «да – нет». В этом свете видно, что поддержание человеческой чувственности посредством ухода в виртуальное киберпространство не более чем очередная утопия, в лучшем случае – профанация существа дела. Где же выход из создавшейся ситуации? Как ни банально звучит, он заключается в сознательном регулировании доступа человека в киберпространство. Правы исследователи, утверждая, что новая реальность должна иметь для культурного человека «свое место и время» и не вытеснять, не заменять ему культурно взращенную повседневность. В противном случае виртуальная реальность компьютера становится источником вытеснения жизненной реальности и культуры. 3 Это вытеснение чревато не только депривацией чувственного начала, но и другими неожиданными для человека последствиями. Вот лишь некоторые из них. Так, двузначная логика как универсальный код виртуальной реальности модулирует разнообразие реакций человека на проявления виртуального мира только по бинарному типу «да-нет». Другими словами, обедняет, примитивизирует их. Этот позволяет объяснить отмеченную психологами неадекватность поведения «фанатов» виртуальной реальности (примитивность, реактивная непосредственность) в реальной социокультурной среде, предполагающей неизмеримо более богатый спектр реакций индивида на средовые раздражители. Другое следствие. Виртуальная реальность воскрешает во многом архаические структуры сознания и поведения: смерть как переход от одной жизни к последующей; реинкарнация души в различные телесные оболочки; одновременное удвоение (мультипликация) собственной телесности; возможность возврата к прошлым жизненным ситуациям с целью изменения ранее принятых в этих ситуациях решений т.п. Но то, что возможно в мире выдуманном, иллюзорном, нереализуемо в мире всамделишном, реальном. Смерть здесь есть уход в небытие, телесность естественным образом не умножается, а многие жизненные решения носят необратимый характер. Поэтому, если граница между этими мирами начинает стираться в сознании человека, то есть он пробует действовать в настоящем мире по меркам мира виртуального, последствия могут быть самыми непредсказуемыми
7.Ценность образования
Ценность образования претерпевала различные изменения по ходу истории общества. Если на этапе доиндустриальной цивилизации она связывалась с формированием полноценной личности, то, начиная с эпохи Просвещения, ценность образования целостного человека все больше оттеснялась необходимостью формирования партикулярного, частичного субъекта – носителя определенного вида деятельности (профессионала). В настоящее время одновременно фиксируется нарастание потребности в индивидуализированном образовании, стремление человека к выбору собственной образовательной траектории. Что касается ценности современного образования в целом, то она трактуется различными общественными субъектами неоднозначно и даже противоречиво. Корень спора между ними видится в принципиально различном подходе к пониманию конечной ценности образования. В чем это проявляется? Первая группа субъектов под лозунгом приближения образования к жизни склоняются тренинг, к узко утилитарному, прагматическому понитоварная услуга манию его ценности как некоторого набора или знаний, умений и навыков, обеспечивающих культурный акт? профессиональную квалификацию (компетенцию) человека. Соответственно само образование становится школой исключительно профессиональной подготовки, видом деятельности по воспроизводству такого рода знаний и умений. Вторая группа субъектов, оппонируя сторонникам полной коммерциализации образования, отстаивают более широкий, культуроцентристский подход, трактуя образование как способ воспроизводства личности, как общественное благо и культурную ценность. Она не может быть в принципе исчерпана экономическими категориями, всегда остается избыточной по отношению к ним. Именно с этой избыточностью, по их мнению, связана культуро- и личностносозидающая функция образования. Таким образом, культурная реальность в образовании, не совпадающая с реальностью повседневной жизни, есть реальность создания, совершения, творения культуры, актуализации индивидуального сознания учащегося. А это и называется человекообразованием. Классический университет - замечательное детище европейской культуры, у него за плечами почти тысячелетняя история. Большинство проблем, которые стоят перед классическим университетом, сводятся к одной главной: как совместить классическое предназначение университета с реалиями рыночного высокотехнологичного общества, как оставаться центром классической образованности, фундаментальной науки, высокой культуры в радикально изменившихся социальных условиях? Без всякого преувеличения можно сказать, что от ее решения зависит выживаемость университета в сегодняшнем и завтрашнем мире. С одной стороны, очевидна и неоспорима стимулирующая роль рынка для развития научных исследований, подготовки специалистов, улучшения материальной базы образовательных учреждений. Не стоит забывать и о благотворном социально-культурном значении платности образовательных услуг . С другой, не менее явственно обозначаются негативные последствия рыночной организации науки и образования. Если ориентироваться лишь на потребности рынка, то университет очень скоро потеряет и классические специальности, и большинство фундаментальных исследований, да и культурная миссия начнет увядать. В итоге университет трансформируется в высшую школу узкопрофессионального тренинга. Университет обязан быть удобным, с хорошим сервисом; должны быть обеспечены легкая усвояемость предметов, сквозная ясность образовательного продукта, полное соответствие рынку труда и даже «праздничность», необременительность университетской жизни. Принцип «цена- качество» превращается в ведущий при выборе учебного заведения Ни один традиционный предмет преподавания в чистом виде студентов не утраивает. Философия остается обязательной дисциплиной в системе высшей школы. Со своей стороны философский компонент обеспечивает те черты образования, без которых оно много потеряло бы как культурная сила. Во-первых, наличие в образовательной программе философских дисциплин, с их традиционной ориентацией на постижение Истины, Добра и Красоты, гарантирует сохранение духовно- и личностнообразующего характера образования. Во-вторых, пребывание философии в качестве компонента образовании равнозначно поддержке научно-рационалистического пафоса образовательной деятельности в условиях активизации иррациональных направлений в познании и постижении мира. В-третьих, наличие философской подготовки в образовании – это одна из гарантий сохранения светского характера образования. До тех пор пока существует человечество, оно будет испытывать потребность в философствовании.
8. Образование в классическом университете.
Наименование «классический» ко многому обязывает. Классический университет - замечательное детище европейской культуры, у него за плечами почти тысячелетняя история.Она означает быть силой, удерживающей человека и общество в поле культуры, духовности, образованности. Большинство проблем, которые стоят перед классическим университетом, сводятся к одной главной: как совместить классическое предназначение университета с реалиями рыночного высокотехнологичного общества, как оставаться центром классической образованности, фундаментальной науки, высокой культуры в радикально изменившихся социальных условиях? Без всякого преувеличения можно сказать, что от ее решения зависит выживаемость университета в сегодняшнем и завтрашнем мире. С одной стороны, очевидна и неоспорима стимулирующая роль рынка для развития научных исследований, подготовки специалистов, улучшения материальной базы образовательных учреждений. Не стоит забывать и о благотворном социально-культурном значении платности образовательных услуг. С другой, не менее явственно обозначаются негативные последствия рыночной организации науки и образования. Это развитие утилитарных исследований, нацеленных на ближайший и непосредственный результат, в ущерб фундаментальным и нерыночным; вынужденная финансовая зависимость образования от инвесторов и их интересов, часто далеких о науки, равнодушных к насущным общечеловеческим проблемам; выдвижение на первый план критерия прибыльности, понимаемой в узко экономическом смысле и не всегда адекватной глубинному смыслу, конечным целям и фундаментальным ценностям науки и культуры. Классическое образование, просвещение, воспитание высокой духовности, не прибыльные по своей природе в узко экономическом понимании, оказываются в нелегких материальных условиях. Если продолжать, невзирая ни на что, сосредоточиваться только на классических направлениях, то университетское сообщество неизбежно сталкивается с проблемой их финансирования. Бюджетных средств, как правило, не хватает, грантовая поддержка не всегда регулярна. Если ориентироваться лишь на потребности рынка, то университет очень скоро потеряет и классические специальности, и большинство фундаментальных исследований, да и культурная миссия начнет увядать. В итоге университет трансформируется в высшую школу узкопрофессионального тренинга. Таким образом, перед университетом встает дилемма: или рыночно прагматичный, технологичный и богатый, или чисто классический, но бедный. Университет преобразуется из академической в экономическую корпорацию, которая управляется как предприятие по производству и распространению знаний. В ходу термины «корпоратизация», «академическое предпринимательство», «студенты-клиенты». Бюджетное регулирование превращается в главный рычаг управления университетской структурой. Внутренний финансовый контроль и аудит становятся повседневностью. Внутриуниверситетские структуры (факультеты, кафедры, лаборатории) рассматриваются в первую очередь сквозь призму «доходоприносящих» студентов, внесения в общую копилку внешних грантов и дотаций, вклады в бренд университета на рынке образовательных услуг. Бесспорными лидерами университетского сообщества становятся те преподаватели, ктолюбыми, часто далёкими от академических, способами привлекает массы студентов, частных спонсоров, совершенствует личный бренд на внешнем рынке, включая шумные публикации и пиар. Большое значение приобретают широко известный бренд, респектабельный каталог, хорошая реклама, наличие современного Интернет-сайта. Принцип «цена-качество» превращается в ведущий при выборе учебного заведения Ни один традиционный предмет преподавания в чистом виде студентов не утраивает. В большом количестве востребованы новые составные образовательные продукты-гибриды, которые в любой комбинации будут содержать компонент бизнес-образования и менеджмента. Фундаментальные знания приобретают экзотический характер, ими занимаются немногочисленные профессора и столь же немногочисленные студенты, не вписавшиеся в поток корпоративной деятельности. Университетское образование все более виртуализируетсябольшой вес приобретают программы дистанционного образования, теклеконференции, Интернет-образование. Трансформируются традиционные формы преподавания: на смену поточным лекциям приходят дискуссии типа «ток- шоу», семинары для публики, консультирование фирм.Университет обязан быть удобным, с хорошим сервисом; должны быть обеспечены легкая усвояемость предметов, сквозная ясность образовательного продукта, полное соответствие рынку труда и даже «праздничность», необременительность университетской жизни.
9. Фундаментальное и ситуативно-прикладное в современном образовании.Фундаментальное образование - это образование, которое даёт прочное основание, глубокую опору, обеспечивает возможность дальнейшего развития. Только в этом случае фундаментальное образование обретает импульсы своего развития. Между тем реалии современной жизни – рынок, идеология постмодернизма, технологизм, эскалалация масс-культуры - серьезно препятствуют сохранению указанных способностей в сознании человека. Если упоминать постмодернизм, то во всех своих выражениях – как умонастроение, мировоззрение, идеология, ситуация философствования, эстетическое направление – он достаточно подробно описан в литературе. Обращаясь к невиданному технологизму современной цивилизации, стоит отметить порождаемый им «кнопочноинструментальный» уклад современной жизни. Что касается остатков рефлексивных способностей, то они вымываются из индивида стремительно растущим воздействием на личность такого мощного телекоммуникационного мультиинформационного инструмента, как Интернет. Специалисты неслучайно именуют сущность Интернет-воздействия на человека термином «клипизация сознания» - от английского слова clip (скрепка), более знакомого по одноименной видеопродукции характерного содержания и формы. Невообразимая скорость доступа к интернет- информации, лишенное смысловой связи разнообразие, практическая неисчерпаемость информационных ресурсов, их хитроумное размещение, подталкивающее к поиску все новых и новых фрагментов в ограниченный по времени период пользования – все эти особенности мировой информационной паутины чисто физически не оставляют пользователю возможностей для рефлексии воспринятой информации. Не лучшим образом обстоит дело и с креативными способностями индивида. Известный российский философ, последовательный критик информационно-технической цивилизации В.А.Кутырев справедливо отмечает, что быстрейший доступ к информации посредством компьютерных систем - так называемый «информационный комфорт» - обезволивает, как и любой комфорт: только уже не тело, а мысль. И, наконец, о факторе массовой культуры. Ее разрушающее воздействие на способность человека к глубокому, вдумчивому мышлению проявляется в неуемном стремлении представить весь мир в качестве непрерывно продолжающегося карнавального шоу. Диву даешься невиданной экспансии шоу деятелей (так называемых «звезд») во все сферы жизнедеятельности. «Звезды» сегодня не только творцы и исполнители собственной поп- продукции - они с экранов телевизоров и страниц СМИ учат людей искусству семейной жизни и способам сохранения здоровья и долголетия, дают педагогические наставления и раскрывают тайны кулинарии. Куда уж там профессионалам этих отраслей – звезда знает, умеет, рассказывает и показывает лучше всех профессионалов, вместе взятых! При этом «как бы не считается» тот факт, что претендующий на знание языка и литературы шоу- деятель путает падежи, наставляющая на путь крепкого семейного союза «звезда» меняет пятого по счету мужа, а очередной представитель шоу- тусовки, ратующий за здоровый образ жизни, не расстается с сигаретой. Главное препятствие развитию фундаментального образования состоит в нежелании современного человека тратить душевные усилия в процессе освоения окружающего мира культуры, социальности, духовности, стремление следовать этакому поверхностному стилю жизни и мысли. Отсутствие душевных затрат, поверхностность мысли, мягко говоря, отношение к высоко духовным ценностям, ведут к повальной эстетизации примитива и пошлости, ренессансу пара научного и оккультного знания, игромании, ограничению потребности во всестороннем общении. Наконец, фундаментализация образования – залог будущих прорывных достижений в познании и преобразовании мира.
Ситуативное знание. По оценкам экспертов к рубежу третьего тысячелетия контуры дальнейшего человеческого развития принципиально изменились. Основным направлением становится производство изменений и инноваций. Специфику этих современных направлений задает характер организационно- управленческого подхода. Он заключается в том, что управленец, предприниматель, гуманитарный технолог имеет дело не с идеальным объектом, а с постоянно изменяющейся реальностью - деятельностью людей и ситуациями этой деятельности. Если в научном подходе, лежащем в основе прежнего образования, предполагается, что исследуемый объект сам по себе не изменяется и действия субъекта вторичны по отношению к нему, то здесь все наоборот. А именно, каждое действие приводит к изменению ситуации; ситуация может меняться по своим внутренним законам и механизмам; субъект действия должен уметь постоянно меняться сам в соответствии с изменяющейся ситуацией и изменять собственные представления о ней; всегда существует риск потерять способность и саму организационно-управленческую позицию, оказаться поглощенным более мощным организационно- управленческим мышлением и действием. Ситуативное знание есть всегда, во-первых, неотчужденное конкретное знание конкретного человека в конкретной ситуации. Оно в этом смысле глубоко человекоцентрично. Во-вторых, ситуативное знание всегда проблемно ориентировано. Таким образом, ситуатизация (аппликация, прикладнизация) знания – это всегда акт и результат нового осмысления (переосмысления) прежней формы знания в новых условиях, порождение нового смысла, смена привычного способа понимания в зависимости от того, в какой конкретной, реальной ситуации оказался человек. Главной предпосылкой построения ситуативного знания является особый тип самоопределения и установка на организацию, руководство и управление ситуацией. Необходимым фактором построения знания, соразмерного возможности действия человека, находящегося в постоянно изменяющейся ситуации, условием формирования спрос на такой род знания является внешняя (активная), рефлексивная позиция. До тех пор, пока человек ее не занимает, то есть находится внутри, в пассивной позиции, он вообще не видит вокруг себя никаких изменений, «склеен» с предметом своей деятельности. Следовательно, управление и организация является особой деятельностью, которая с одной стороны порождает знание вообще как инструмент достижения целей управления, как способ контроля и удержания процессов мыслью. А с другой, эта деятельность накладывает ограничения на объективацию и универсализацию знания, его отчуждение от субъекта, требует постоянной принадлежности знания субъекту управленческого действия.
Ситуативность и проектная деятельность. Понятие ситуации как некого особенного положения субъекта задается отчетливым пониманием того факта, что существует определенный объективный процесс, тенденция, нечто вокруг него происходящее, бросающее ему некий вызов, и что этот процесс имеет к нему непосредственное отношение. При этом человек понимает, что этот процесс не будет разворачиваться без его, человека, в нем деятельностного, активного участия, что он определяет меру его ответственности и заставляет человека ставить определенные цели. Другими словами, до тех пор, пока человек не самоопределения к этому процессу, ему вообще не известно, идет ли этот процесс. Поэтому ситуация задается видением этого объективного процесса как моего субъективного движения в данном направлении. Следовательно – это некий проект. Уже не столько утверждение о том, что существует вне и помимо человека, а что должно быть в перспективе, если люди принимают эту перспективу как данность, как некую историческую реальность. Исходный смысл для управленческого мышления задается стяжкой трех векторов мысли: 1) объективным внешним требованием – вызовом (тенденцией) 2) принятием этого вызова, как адресованного лично человеку - самоопределением по отношению к вызову 3) собственной проективностью - полаганием человеком себя в будущее. Таким образом, ситуативное знание обеспечивает проективную деятельность. Образование как процесс решения проблем может быть организовано специальном сопровождении процесса развития личности и смены форм ее сознания, мышления и деятельности. Это довольно болезненный процесс. В конкретно-практическом плане все это означает необходимость сращивания практической деятельности и образования, объединения деятельности практиков-профессионалов и стажеров в структуры типа дуальных образовательных систем, различных мастер-классов, прикладных исследовательских программ, проектных сессий и т.п.
10. Плюсы и минусы отечественного образования.
Плюсы отечественного образования:
-Массовость. Именно советское образование позволило достичь в стране всеобщей грамотности. И пусть немало людей старшего возраста сумели окончить лишь 3-4 класса школы. Кому-то помешала война, кто-то был подвергнут выселению, а для кого-то гораздо важней было идти работать и кормить семью. Им не удалось завершить полный курс школьного обучения, но читать и писать почти все из них научились. Кстати, к революции почти половина населения Российской империи уже знала грамоту. Доступ к образованию для всех национальных и языковых меньшинств. Именно большевики занимались внедрением образования на языках многих малых народов. Часто для этих самых языков создавались и внедрялись и письменность, и алфавит. Приобщиться к грамоте могли представители самых окраинных народов, сначала на своем родном, затем – на русском языке. -Доступность (всеобщее среднее, довольно распространенное высшее бесплатно). Были сняты все сословные ограничения. И любой ребенок имел право получить сначала начальное, затем вреднее образование, которое чуть позже встало всеобщим. Имея хорошие знания и высокий балл аттестата, реально было, успешно сдав вступительные экзамены на конкурсной основе поступить в ВУЗ.
-Мотивированность образования. Уважение общества к образованию. Продвинуться в жизни можно было, только получив достойное образование, равно как и получить хорошую работу, прилично зарабатывать. Что партийная, что военная карьера требовали повышения уровня образования, что служило неплохим стимулом для того, кто к этому стремился.
-Уважение к учительскому труду. Часто люди наиболее грамотные и способные становились учителями. Эта профессия была в числе наиболее уважаемых и востребованных. К тому же работа в школе составляла реальную альтернативу тяжкому труду колхозников и рабочих. налогичная ситуация была и в высшей школе, где вдобавок во времена Сталина были очень хорошие зарплаты (уже при Хрущёве, однако, зарплаты интеллигенции были снижены до уровня рабочих и даже ниже). Про школу сочиняли песни, снимали фильмы, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной культуры.
-Высокий уровень подготовки поступивших в высшие учебные заведения. Конкурсы на место в любом советском вузе были довольно высокими, чтобы стать студентом, необходим был не только хороший аттестат, но высокие оценки на вступительных экзаменах. Вот и выходило, что студентами становились способные и грамотные ребята.
-Высокое качество высшего технического образования. Выпускники техникумов могли впоследствии занимать инженерные должности, но без возможности продвижения на руководящие — для этого было необходимо повысить квалификацию, отучившись в вузе, каковые возможности предоставлялись. Об этом говорят, прежде всего, выдающиеся открытия и технические изобретения, которыми так богата была советская эпоха.
-Сравнительно высокие стипендии. Средняя стипендия в позднем СССР составляла 40 рублей, тогда как зарплата инженера составляла 130—150 руб. То есть стипендии достигали порядка 30 % от зарплат, что значительно выше, чем в случае с современными стипендиями.
-Развитое и бесплатное внешкольное образование. В СССР действовали тысячи дворцов и домов пионеров, станций юных техников, юных туристов и юных натуралистов, множество других кружков. В отличие от большинства сегодняшних кружков, секций и факультативов, советское внешкольное образование было бесплатным.
-Система спортивного образования. Советский Союз с самого начала уделял огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Если в Российской Империи спортивное образование только зарождалось, то в Советском Союзе оно вышло на передовые позиции в мире. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место, на каждой Олимпиаде начиная с 1952 года, когда СССР начал участвовать в международном олимпийском движении. Впрочем, со спортивным обучением в обычных школах, разумеется, дела обстояли несколько хуже. А еще: Удовлетворение потребностей государства в новых кадрах, когда наблюдался резкий подъем в промышленности, создание новых отраслей, появлялась новая техника.
Минусы отечественного образования:
- Сомнительное качество гуманитарного образования по причине идеологической направленности. Почти все гуманитарные и общественные дисциплины в школах и вузах СССР были в той или иной мере нагружены марксизмом-ленинизмом, а при жизни Сталина — ещё и сталинизмом. В основе концепции преподавания истории России и даже истории древнего мира лежал «Краткий курс истории ВКП(б)», согласно которому вся мировая история преподносилась как процесс созревания предпосылок для революции 1917 года и будущего построения коммунистического общества.
- Очернение досоветского периода истории, деформация нравственных ориентиров. (Множество исторических героев были забыты; у нескольких поколений людей восприятие истории оказалось резко разорвано на периоды до революции и после; множество хороших традиций было утеряно)
- Утечка и другие потери академических кадров под влиянием идеологии и политической борьбы.
- Вырождение системы профтехобразования в позднем Советском Союзе, когда ПТУ-шники перестали восприниматься, как будущие квалифицированные рабочие, а ассоциировались уже с пьяницами и хулиганами.
- Препятствия в общении с учеными разных (особенно, западных) стран.
- Низкое качество преподавания иностранных языков.
- Отсутствие домашнего образования
- Массовое развитие детских домов с очень низким уровнем социализации воспитанников в позднем Союзе.
- Отсутствие альтернативы совместному обучению девочек и мальчиков.
- Ограничения в доступе к высшему образованию которые существовали для некоторых групп населения (дети дворянских семей, купеческих, духовенства и т.п.).
Образование в постсоветских условиях.
Состояние отечественного образования стойко ассоциируется в общественном сознании с понятием кризиса. Системный кризис 90-х, постсоветских годов больно ударил по всей системе отечественного образования, унаследованной от советских времен. В то время искали причины во внешних обстоятельствах. Школа винила во всем детсад, работодатели критикуют вузы за низкий уровень выпускников. Но все это являлось не причиной кризиса, а следствием кризиса. Государство растрачивалась, а выпускникам потом нужно было с заново учиться самому. Здесь еще больше действует принцип оторванности учебного процесса от реальной деятельности. Следовательно, дело не в финансировании, а в необходимости кардинального изменения содержания образовательной деятельности. А те кто стремительно обогатился в течение 90-х годов, на это внимание не обращал. У них дети обучались зарубежем. Формирующийся же сегодня средний класс, на плечи которого ложится основная часть всех видов деятельности в стране, лишен пока этой возможности. Вместе с тем этот класс представлен людьми, почувствовавшими свою способность решать реальные задачи, брать на себя серьезную ответственность и получать при этом хороший доход. Именно в их среде стремительно растет спрос на качественное современное образование, соответствующее мировым стандартам знания В России хотя дисциплины гуманитарного цикла в системе образования не отменены, более того, наполнены новым, по сравнению с советским прошлым, содержанием, они в большинстве случаев перестали реально влиять на формирование сознания, определять смысл и цели жизни людей. Некие глубинные основания прошлого, общий идейный подход продолжают транслироваться и воспроизводиться участниками образовательного процесса. Ситуация в образовании уже такова, что на сегодня существуют две системы образования – прежнюю, уходящую в прошлое, и возникающую новую - каждая из которых опирается на диаметрально противоположные принципы и подходы. Прежняя система по инерции продолжает наследовать традиции новоевропейской педагогики. Эти традиции основаны на 1) изучении учебных предметов, построенных вокруг идеальных объектов наук естественного типа (в изучении дисциплин гуманитарного цикла при этом сохраняется естественно- натуралистический подход), 2) классно-поурочной форме организации учебного процесса, 3) задачных методах освоения учебного содержания, 4) зачетно-экзаменационном контроле учебных знаний и т.д. Причины этого вполне понятны: чем более громоздкой является система, тем большие силы ее инерции и меньше скорость изменений. Вторая, новая система образования возникает вокруг новых перспективных типов мышления и деятельности и соответствующих им профессиональных сфер. Прежде всего, это организационно- управленческая и проектная деятельность, предпринимательство, гуманитарные технологии - социо-, культуро-, антропотехника, общественные связи, средства массовой информации и т.п. Главным отличием учреждений является то, что здесь образовательный процесс непосредственно включен в процессы развития (проектирование, программирование, выращивание) практической деятельности. Можно сделать вывод, что россиянам необходимо создавать образовательную среду в порах самого общества, самостоятельно строить новые образовательные проекты и программы, формировать современное образовательное пространство вопреки и вне существующей системы, уходящей в прошлое.