По предметам профессионального

компонента учебного плана

Инструктивно-методические материалы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с постановлением от 24.05.2002 г. № 21 и инструктивно-методическим письмом от 13.06.2002 г. № 06-13/111 Министерства образования Республики Беларусь с 01.09.2002 г. в учреждениях профессионально-технического образования введена 10-балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

При изучении общеобразовательных предметов рекомендуется использовать критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков обучающихся, разработанные для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся по всем остальным предметам учебного плана учреждения профессионально-технического образования должны руководствоваться критериями и показателями, излагаемыми в настоящих инструктивно-методических материалах.

Основными критериями оценки знаний, умений и навыков обучающихся являются:

по теоретическому обучению:

· полнота знаний (количество воспроизведенных существенных признаков изученного);

· системность (осознание связей между элементами знаний, интеллектуальных и практических умений);

· обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний, интеллектуальных и практических умений);

· действенность (применение знаний и умений в конкретных условиях);

· прочность (сохранение в памяти приобретенных знаний, интеллектуальных и практических умений);

· осознанность (сознательность, осмысленность, доведение до своего сознания, понимания);

· глубина (совокупность осознанных учащимся существенных связей между знаниями об изучаемом объекте, процессе, явлении и и.д.).

по производственному обучению:

· овладение приемами работы;

· соблюдение требований к качеству выполнения учебно-производственных работ;

· выполнение установленных норм выработки (в тех случаях, когда работы нормируются);

· соблюдение требований безопасности труда

Примерные показатели оценки знаний, умений, навыков обучающихся, соответствующие вышеизложенным критериям, содержатся в таблицах 1, 2.

Особенностью таблицы 1 является наличие в ней отдельно показателей для оценивания знаний и показателей для оценивания умений, уровни освоения которых устанавливаются образовательными стандартами, ПКХ, типовыми учебными программами. При организации учебного процесса на основе учебных программ, в которых не выделены уровни усвоения учебного материала (представление, понимание, применение, творчество (перенос опыта)), преподаватели (мастера производственного обучения) выделяют данные уровни самостоятельно с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик. При этом следует использовать таблицу 3.

Использование предлагаемой интегральной 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся позволяет оценивать их учебные достижения как на уровне знаний, так и на уровне умений до 10 баллов включительно. Так, при ответе на вопрос, соответствующий уровню усвоения учебного материала «понимание», учащийся может получить 10 баллов в случае, если продемонстрирует не только полное, прочное, глубокое, системное знание учебного материала, но и свободное оперирование этим материалом. При ответе на вопрос, соответствующий уровню усвоения учебного материала «применение», учащийся может получить отметку в 10 баллов, если продемонстрирует использование знаний и умений в незнакомой ситуации.

При использовании интегральной 10-балльной шкалы оценки результатов производственного обучения (таблица 2) следует иметь в виду, что отметка в 10 баллов может быть выставлена за уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности как в знакомой, так и в незнакомой ситуации в зависимости от требований к умениям учащихся, предусмотренных в образовательных стандартах, ПКХ, учебных программах.

При использовании показателей оценивания следует учитывать вид контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый, которые могут осуществляться в устной, письменной или практической формах.

Текущий контроль результатов учебной деятельности учащихся подразделяется на поурочныйи тематический.

Текущий поурочный контроль учебной деятельности учащихся проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала в процессе изучения определенной темы. Он имеет корректирующее, воспитательное, стимулирующее значение и осуществляется в соответствии с показателями 10-балльной шкалы, которая при этом рассматривается и применяется как относительная.

При осуществлении поурочного контроля важным является оценка процесса учебной деятельности учащихся, их мыслительных операций, познавательных и общеучебных умений, использования ими рациональных способов выполнения задания с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели, волевых усилий и других индивидуальных и личностных качеств.

Текущий тематический контроль (контрольная работа) проводится для проверки результатов усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы. 10-балльная шкала при тематическом текущем контроле используется как абсолютная.

Периодический (промежуточный) контроль осуществляется с целью проверки результатов усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени, в том числе и в конце полугодия, учебного года (обязательные контрольные работы по предметам теоретического обучения, проверочные работы по производственному обучению и др.). 10-балльная шкала при периодическом (промежуточном) контроле используется как абсолютная.

Итоговый контроль предполагает определение уровня учебных достижений учащихся по предмету (итоговая контрольная работа, проводимая с учетом специфики предмета как в конце полугодия, так и в конце учебного года, экзамен по предмету, выпускной квалификационный экзамен) и осуществляется с целью проверки результатов усвоения учащимися учебного предмета, а также результатов освоения профессии в целом. 10-балльная шкала при итоговом контроле используется как абсолютная.

Выставление отметки по теоретическим предметам за полугодие осуществляется на основании поурочных отметок, а также отметок, полученных в процессе тематического и периодического (промежуточного) контроля. При этом по усмотрению преподавателя и с учетом специфики предмета полугодовая отметка выставляется как преимущественная из общего числа поурочных отметок, а также отметок, полученных в ходе тематического и периодического (промежуточного) контроля или как среднее арифметическое отметок тематического и периодического (промежуточного) контроля (при наличии не менее трех отметок) с учетом наивысших поурочных отметок.

Например, учащийся в течение первого полугодия получил следующие отметки по теоретическому предмету, входящему в состав общепрофессионального цикла: 6, 7, 8, 7, 5, 6,7, 6, 8, 6, 3, 5, 7, 7, 6, 5, 7, 8, 7, 8 (в кружочках – отметки, полученные по результатам тематического контроля). Из числа полученных отметок: одна отметка «3», две отметки «5», пять отметок «6»,семь отметок «7», четыре отметки «8».

Вывод: Преобладающей отметкой является отметка «7» (семь). Она и выставляется за первое полугодие.

Если же число отметок, которые могут быть выставлены за полугодие, окажется одинаковым (восемь отметок «6», восемь отметок «7»), то итоговая отметка выставляется в пользу учащегося.

При использовании второго подхода рассчитывается среднее арифметическое из числа отметок, полученных по итогам тематического и периодического (промежуточного) контроля. В нашем примере это значение также равно 7 баллам.

Если же среднее арифметическое из числа отметок тематического и периодического (промежуточного) контроля составляет, к примеру, 7,5 баллов и выше, то итоговая отметка – «8» (восемь). Если среднее арифметическое составляет менее 7,5 баллов, то отметка за полугодие может быть повышена до 8 (восьми) баллов, при условии, если половина и более поурочных отметок превышает балл 7 (семь).

Выставление отметок за выполнение задания тематического, периодического (промежуточного), итогового контроля по усмотрению преподавателя (мастера п/о) может осуществляться как по преимущественному баллу, так и как среднее арифметическое отметок, полученных за выполнение нескольких элементов задания. При этом удельный вес элементов задания по каждому из уровней усвоения учебного материала (представление, понимание, применение, творчество (перенос опыта) должен соответствовать удельному весу данных уровней усвоения материала в учебной программе по предмету. При этом следует учитывать, что выполненное полностью задание на уровне представления, если данный уровень усвоения учебного материала предусмотрен учебной программой как окончательный, также может быть оценено до 10 баллов включительно.

При выставлении полугодовой отметки по производственному обучению решающую роль играет отметка, полученная по результатам проверочных работ.

Годовая оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на основании полугодовых отметок, при этом предпочтение отдается баллу, полученному учащимся во втором полугодии (например, при полугодовых отметках 6 и 7 – за год выставляется балл 7).

Итоговая оценка знаний, умений, навыков учащихся осуществляется на основании годовых (полугодовых) отметок после завершения изучения предмета. При этом предпочтение, как правило, отдается отметке, полученной в последний учебный период (год, полугодие).

При наличии экзамена по предмету при выставлении итоговой отметки (полугодие, год или период изучения предмета) предпочтение отдается экзаменационной отметке.

Итоговая отметка по производственному обучению выставляется на основании годовых (полугодовых отметок).

В случаях, когда в процессе производственного обучения (кроме производственной практики) учащиеся самостоятельно не выпускают продукцию, навыки и умения по производственному обучению оцениваются на основе анализа выполнения ими приемов работы, организации рабочего места, объяснения и обоснования технологического процесса на основе теоретических знаний, выполнения предусмотренных программой производственного обучения лабораторно-практических работ.

Настоящие критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков учащихся применяются как при использовании учебно-программной документации, в которой выделены уровни усвоения учебного материала, так и учебно-программной документации, в которой данные уровни не выделены.

Порядок допуска учащихся к экзаменам , включая и выпускные квалификационные экзамены, перевода на следующий курс, выдачи дипломов (аттестатов) с отличием, присвоения квалификации более высокой, чем это предусмотрено рабочим учебным планом, награждения похвальными листами, золотыми и серебрянными медалями и решение других вопросов в условии применения 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся содержатся в документах, перечисленных в приложении.

Таблица 1

Наши рекомендации