Редактируемые и нередактируемые тексты

Первый вопрос, на, который должен ответить редактор, начавший работу с текстом, таков: можно ли редактировать данный текст? Та­ким образом, первое основание для классификации текстов с точки зрения редактора - их редактируемость или нередактируемость.

Нередактируемый текст - это текст неясный, бессодержательный, бездоказательный. Редактор не может исправить такой текст, потому что либо не понимает его, либо не имеет достаточно информации, что­бы обосновать какие-то суждения или сделать содержание не таким ба­нальным. Если же правку предлагается осуществить автору, то он по существу в этом случае должен написать другой текст, отвечающий требованиям редактора. Рассмотрим пример.

В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ ГОРСОВЕТ

«Обязуюсь умереть в Ветке», - такое дикое обещание чиновникам местной власти дают некоторые жители райцентра, которые хотят при­ватизировать квартиру. Вместе с официальными документами они тре­буют и неофициальное специальное заявление на имя председателя горсовета. Ветковский район является одним из самых загрязненных ра­диацией в Белоруссии. Многие делают в своем заявлении приписку: “В моей смерти прошу винить не радиацию, а горсовет». Городская власть, в свою очередь, не желает, чтобы люди имели квартиры и в «чистой» и в «грязной» зонах одновременно.

Мы будем анализировать дефектные тексты так же, как и недефектные: формулируем главную мысль, отвечая на вопросы «О чем говорит­ся в тексте?» и «Что самое главное говорится о предмете речи?», а затем выстраиваем цепочку тезисов и аргументов к ним. Но здесь требуется одно уточнение. Схема смысловой структуры должна составляться так, чтобы текст был представлен в его реальном виде, с дефек­тами, которые в нем есть. Например, если нарушен закон тождества и в тексте оказалось две главных мысли, это должно быть отражено в схеме. То же касается нарушения закона противоречия (наличие про­тиворечащих суждений относительно предмета речи), закона достаточ­ного основания (отсутствие аргументов у главного или второстепенно­го тезиса). В схеме должен быть виден плеоназм (наличие ненужных тезисов или аргументов), а также неясность тех или иных суждений. Коротко говоря, текст в схеме должен выглядеть таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким нам хотелось бы его видеть.

О чем же сообщает нам приведенная ранее заметка? О странном за­явлении, которое составляют в Ветке люди, желающие приватизировать квартиру. Что самое главное сообщается нам об этом предмете речи? А ничего не сообщается. Следовало бы объяснить читателю, зачем пишется такое заявление, затем эта причина (наверняка какое-то на­рушение закона) должна была бы получить оценку журналиста. Вместо этого просто говорится о существовании этого «ритуала», и делается намек, что он как-то связан с радиационной загрязненностью мест­ности, как именно - нам опять не сообщается. Таким образом, перед нами текст с неясной главной мыслью. Поскольку предикат неясен, четкое развитие главной мысли невозможно. Редактор не может править данный текст, а автору придется сочинять новое произведение и вводить в него много новой информации.

& Упражнения к разделу 3.2.

Задание № 97. Составьте схему смысловой структуры текста, в ко­торой были бы показаны его смысловые погрешности. Оцените степень понятности изложения. Перечислите текстовые дефекты. Объясните, по­чему текст не может быть выправлен редактором.

СЪЕМКИ ВЕДУТ «ЧУЖИЕ»

На Свердловской киностудии происходит то, что и на других сту­диях - почти ни одна картина не снимается без чьей-либо помощи, у фильмов есть спонсоры. А бывает и так, что сам «спонсор» запускает в производство сценарии, обходясь без помощи студии, разумеется, оплачивая павильон, свет...

В эти дни «Екатеринбургфильм» снимает на. студии художественный фильм «Гражданское пари» (оператор «наш» - Геннадий Трубников). Эта кинолента молодого режиссера Андрея Аболса пытается нас убедить, что, хотя жизнь и неласкова, человек, если он хочет быть счастливым, все-таки может создать отдельно взятое счастье и благополучие для себя и для другого человека. Драма в итоге переходит в мелодраму.

Сценаристы Б.Бабушкин и А.Аболс написали забавный ироничный сце­нарий, который должен стать паузой в череде сложных, насыщенных политическими страстями картин. Ну, а если некоторые моменты напо­мнят нам сегодняшнюю жизнь, поверьте - это случайно. Просто совре­менного зрителя уже ничем не удивишь, никакой фантастикой, хотя фан­тастика и приключения заложены в отношениях людей - героев кинопо­вести. И, действительно, не просто на первый взгляд ужиться персо­нажам фильма.

... Андер, Инга, Чак, Граф, Ольга - все они «для этого сюжета» неожиданно вырваны из привычного респектабельного мира. И драмати­ческая ситуация фильма позволяет показать всех действующих лиц в жестокой и яростной схватке... Надо обладать немалой смелостью, чтобы выйти на съемочную площадку с такой темой, с таким сценарием. Исполнитель главной роли Виктор Авилов с напористостью «боевика» сразу утверждает в своем герое поистине фатальную жажду власти, си­лу лидера. Азартный и смелый игрок, он ставит на карту все и всеми средствами стремится добиться выигрыша. Таков и Бризар, но у него заявлены впрямую и честные способы.

Итак, как сохранить приподнятую романтику повествования и, вы­ражая ее языком кино, наполнить гуманным «земным» человеческим со­держанием, близким нашим зрителям.

Задание № 98. Составьте схему смысловой структуры текста и с ее помощью покажите содержательные дефекты зарисовки. Покажите, что в тексте есть противоречие и нарушение закона достаточного основа­ния. Докажите, что редактор не может выправить этот текст.

ОДИН ДЕНЬ НАЧАЛЬНИКА УЧАСТКА

Утро, прохладный ветер освещает лицо, чувствуешь прилив бодрос­ти, желание по-настоящему поработать.

У конторы строительно-монтажного управления многолюдно. Здесь каждое утро перед работой собираются рабочие, бригадиры, прорабы.

К невысокому, крепко сложенному мужчине подошли двое: «Иван Гри­горьевич, трос лопнул. Как быть?» Иван Григорьевич что-то говорил, энергично жестикулируя руками.

«Иван Григорьевич! Цемента не дают».

То и дело к нему подходили строители. И для каждого он нашел от­вет. Сразу видно, начальник участка хорошо знает своих людей, уме­ло организует их труд. На просьбу рассказать о людях И.Г.Победенный ответил коротко: «Хорошо работают, ничего не скажешь. А не лучше ли посмотреть самим?»

Мы едем на строящиеся объекты. По пути машину то и дело останав­ливают .

- Куда песок? - спрашивает шофер самосвала.

- Почему крупный песок? Нужно мельче. Этот вези на училище меха­низации, а мелкий - на нарсуд.

И вот мы на головном сооружении, здесь будет плотина. Ее строи­тельство приближается к концу. Трудовой день в разгаре. Гул мото­ров заглушает голоса. Хорошо работают здесь бульдозеристы Александр Ананин и Алексей Жариков. Не было дня, чтобы они не выполнили норму.

Мы побывали на многих объектах. И везде чувствовалось уважение рабочих к начальнику участка.

Мне сразу бросилась в глаза одна, казалось, мало примечательная деталь. Это умение Ивана Григорьевича работать с людьми. Для каждого он найдет нужные слова, каждому посоветует, поможет.

II.

На обратном пути я попросил Ивана Григорьевича рассказать о се­бе. По-разному бывают люди скромны. Одни желают показать себя, вы­ставляют скромность на показ, очень много говорят. Другие - даже не думают об этом, скромность у них врожденная. О себе они мало го­ворят. Иван Григорьевич относится ко второй группе.

- Да что говорить о себе? Главное, о людях нужно. Люди - это все!

- Все же, Иван Григорьевич!

- Окончил строительное отделение Краснодарского нефтяного техни­кума. Работал прорабом, теперь начальником участка. Пожалуй, и все, - улыбнулся он.

Вечер... Трудовой день окончен. Люди усталые, но гордые, спешат домой. Возвращается с работы и начальник участка И.Г.Победенный. Он тоже может сказать: «Не зря прожит день».

Вот и прошел трудовой день начальника участка. День, полный за­бот.

(Алексеева и др. II 1976: 27-29)

3.3. Тексты, нуждающиеся и не нуждающиеся в авторской правке

Если смысловой анализ текста показал, что он может быть отредак­тирован, редактор должен еще раз внимательно прочитать произведение и решить следующий вопрос: может ли редактор сам произвести правку, или в тексте есть неясные моменты, которые может прояснить только автор? Вспомним раздел «Неясность речи». Тексты, в которые входили фрагменты, сообщающие об аппаратах «Бодо» и СТ-35 или о конкурсе стихов, не могли быть отредактированы без помощи авторов, которые должны были сообщить, как связаны разные аппараты с азбукой Морзе или когда должен состояться конкурс стихов.

& Упражнения к разделу 3.3.

Задание № 99. Выделите в тексте неясные фрагменты, сформулируйте вопросы, которые нужно задать автору, чтобы можно было отредакти­ровать заметку.

ИТАК, РАВЕЛЬ! ТАНЦУЕМ БОЛЕРО...

Придя в Свердловский театр оперы и балета на вечер-встречу «Ба­лет - любовь моя», я знала, что, кроме ведущих солистов, в нем при­мут участие и коллективы самодеятельности. Но оказалось, что собы­тие это посвящено творчеству прежде всего артистов-любителей, и ради них в понедельник - выходной день театра - открыла занавес академическая сцена.

Организовать подобный концерт было делом непростым. И здесь за­служивает уважение инициатива И.Каныгина. Ему, как руководителю хореографической секции музыкального общества Свердловской облас­ти, пришлось просмотреть множество программ, отобрать самое достой­ное и стать режиссером необычного представления.

Итак, семь коллективов демонстрируют любовь к танцу.

Среди наиболее интересных выступлений хореографическая миниатю­ра «Гнездо», поставленная на музыку Сен-Санса Михаилом Коганом. Он руководит двумя коллективами: во Дворце пионеров и школьников име­ни Павлика Морозова и образцовым ансамблем Дома культуры МЖК. Его воспитанники озорно и непринужденно танцевали в хореографической сценке «Однажды во дворе» на музыку Шостаковича, а затем буквально покорили зрителей темпераментным и стилистически точным исполнени­ем «Хоты высокого Арагона».

Назвать балетный коллектив школы искусств №2 самодеятельным будет, вероятно, не совсем точно. Перед нами начинающие артисты, которым доверено участвовать во многих спектаклях театра. Одной из кульминаций вечера бесспорно стало «Болеро» Равеля в постанов­ке В. Титова - сложная композиция с участием солисток и детского кордебалета, где своеобразно реализовалась идея «класс-концерта».

Искренне приветствовали зрители выступления балетной студии «Терпсихора» из Первоуральска, и особенно оригинальную фантазию «Египетские рельефы». Запомнились своей экспрессивной интонацией «Колокола России» в исполнении еще одного нижнетагильского балет­ного коллектива (руководитель Г. Житенева).

И все же явный акцент в концерте на постановках в стиле класси­ческого танца, требующем, как известно, высокого уровня мастерства, не позволил увидеть широты репертуарных поисков, разнообразия танцевальной лексики. Фактически не было композиций в современной пластике.

Показалось очень естественным желание организаторов вечера по­знакомить зрителей с теми, чей труд обычно как бы в тени, - с на­ставниками юных артистов. Но, видимо, многие из них свободнее и естественнее чувствуют себя в обстановке балетного класса, нежели в свете софитов. Да и ведение подобных интервью - искусство особое Нужно отдать должное выдержке ведущего В. Березина, который с че­стью выходил порой из затруднительных положений (к сожалению, тех­нических накладок было немало). Но беседы с деятелями хореографии, представление солистов, номеров требуют большей осведомленности, чем та, какую мы вправе ожидать от диктора телевидения.

Звучными аккордами в партитуре танцевального праздника стали выступления ведущих солистов театра Е.Гускиной и О.Арзамасцева, М.Богдановой и Е.Амосова, С.Корниловой и Н.Остапенко. Зрители увидели настоящую академическую выучку и мастерство.

Примечание: Учитывайте, что часть неясностей редактор может устранить сам, используя справочники, словари, специальную литера­туру. Так что не нужно все вопросы задавать автору. К автору нуж­но обращаться только за той информацией, которую другим путем по­лучить сложно.

Наши рекомендации