Редактируемые и нередактируемые тексты
Первый вопрос, на, который должен ответить редактор, начавший работу с текстом, таков: можно ли редактировать данный текст? Таким образом, первое основание для классификации текстов с точки зрения редактора - их редактируемость или нередактируемость.
Нередактируемый текст - это текст неясный, бессодержательный, бездоказательный. Редактор не может исправить такой текст, потому что либо не понимает его, либо не имеет достаточно информации, чтобы обосновать какие-то суждения или сделать содержание не таким банальным. Если же правку предлагается осуществить автору, то он по существу в этом случае должен написать другой текст, отвечающий требованиям редактора. Рассмотрим пример.
В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ ГОРСОВЕТ
«Обязуюсь умереть в Ветке», - такое дикое обещание чиновникам местной власти дают некоторые жители райцентра, которые хотят приватизировать квартиру. Вместе с официальными документами они требуют и неофициальное специальное заявление на имя председателя горсовета. Ветковский район является одним из самых загрязненных радиацией в Белоруссии. Многие делают в своем заявлении приписку: “В моей смерти прошу винить не радиацию, а горсовет». Городская власть, в свою очередь, не желает, чтобы люди имели квартиры и в «чистой» и в «грязной» зонах одновременно.
Мы будем анализировать дефектные тексты так же, как и недефектные: формулируем главную мысль, отвечая на вопросы «О чем говорится в тексте?» и «Что самое главное говорится о предмете речи?», а затем выстраиваем цепочку тезисов и аргументов к ним. Но здесь требуется одно уточнение. Схема смысловой структуры должна составляться так, чтобы текст был представлен в его реальном виде, с дефектами, которые в нем есть. Например, если нарушен закон тождества и в тексте оказалось две главных мысли, это должно быть отражено в схеме. То же касается нарушения закона противоречия (наличие противоречащих суждений относительно предмета речи), закона достаточного основания (отсутствие аргументов у главного или второстепенного тезиса). В схеме должен быть виден плеоназм (наличие ненужных тезисов или аргументов), а также неясность тех или иных суждений. Коротко говоря, текст в схеме должен выглядеть таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким нам хотелось бы его видеть.
О чем же сообщает нам приведенная ранее заметка? О странном заявлении, которое составляют в Ветке люди, желающие приватизировать квартиру. Что самое главное сообщается нам об этом предмете речи? А ничего не сообщается. Следовало бы объяснить читателю, зачем пишется такое заявление, затем эта причина (наверняка какое-то нарушение закона) должна была бы получить оценку журналиста. Вместо этого просто говорится о существовании этого «ритуала», и делается намек, что он как-то связан с радиационной загрязненностью местности, как именно - нам опять не сообщается. Таким образом, перед нами текст с неясной главной мыслью. Поскольку предикат неясен, четкое развитие главной мысли невозможно. Редактор не может править данный текст, а автору придется сочинять новое произведение и вводить в него много новой информации.
& Упражнения к разделу 3.2.
Задание № 97. Составьте схему смысловой структуры текста, в которой были бы показаны его смысловые погрешности. Оцените степень понятности изложения. Перечислите текстовые дефекты. Объясните, почему текст не может быть выправлен редактором.
СЪЕМКИ ВЕДУТ «ЧУЖИЕ»
На Свердловской киностудии происходит то, что и на других студиях - почти ни одна картина не снимается без чьей-либо помощи, у фильмов есть спонсоры. А бывает и так, что сам «спонсор» запускает в производство сценарии, обходясь без помощи студии, разумеется, оплачивая павильон, свет...
В эти дни «Екатеринбургфильм» снимает на. студии художественный фильм «Гражданское пари» (оператор «наш» - Геннадий Трубников). Эта кинолента молодого режиссера Андрея Аболса пытается нас убедить, что, хотя жизнь и неласкова, человек, если он хочет быть счастливым, все-таки может создать отдельно взятое счастье и благополучие для себя и для другого человека. Драма в итоге переходит в мелодраму.
Сценаристы Б.Бабушкин и А.Аболс написали забавный ироничный сценарий, который должен стать паузой в череде сложных, насыщенных политическими страстями картин. Ну, а если некоторые моменты напомнят нам сегодняшнюю жизнь, поверьте - это случайно. Просто современного зрителя уже ничем не удивишь, никакой фантастикой, хотя фантастика и приключения заложены в отношениях людей - героев киноповести. И, действительно, не просто на первый взгляд ужиться персонажам фильма.
... Андер, Инга, Чак, Граф, Ольга - все они «для этого сюжета» неожиданно вырваны из привычного респектабельного мира. И драматическая ситуация фильма позволяет показать всех действующих лиц в жестокой и яростной схватке... Надо обладать немалой смелостью, чтобы выйти на съемочную площадку с такой темой, с таким сценарием. Исполнитель главной роли Виктор Авилов с напористостью «боевика» сразу утверждает в своем герое поистине фатальную жажду власти, силу лидера. Азартный и смелый игрок, он ставит на карту все и всеми средствами стремится добиться выигрыша. Таков и Бризар, но у него заявлены впрямую и честные способы.
Итак, как сохранить приподнятую романтику повествования и, выражая ее языком кино, наполнить гуманным «земным» человеческим содержанием, близким нашим зрителям.
Задание № 98. Составьте схему смысловой структуры текста и с ее помощью покажите содержательные дефекты зарисовки. Покажите, что в тексте есть противоречие и нарушение закона достаточного основания. Докажите, что редактор не может выправить этот текст.
ОДИН ДЕНЬ НАЧАЛЬНИКА УЧАСТКА
Утро, прохладный ветер освещает лицо, чувствуешь прилив бодрости, желание по-настоящему поработать.
У конторы строительно-монтажного управления многолюдно. Здесь каждое утро перед работой собираются рабочие, бригадиры, прорабы.
К невысокому, крепко сложенному мужчине подошли двое: «Иван Григорьевич, трос лопнул. Как быть?» Иван Григорьевич что-то говорил, энергично жестикулируя руками.
«Иван Григорьевич! Цемента не дают».
То и дело к нему подходили строители. И для каждого он нашел ответ. Сразу видно, начальник участка хорошо знает своих людей, умело организует их труд. На просьбу рассказать о людях И.Г.Победенный ответил коротко: «Хорошо работают, ничего не скажешь. А не лучше ли посмотреть самим?»
Мы едем на строящиеся объекты. По пути машину то и дело останавливают .
- Куда песок? - спрашивает шофер самосвала.
- Почему крупный песок? Нужно мельче. Этот вези на училище механизации, а мелкий - на нарсуд.
И вот мы на головном сооружении, здесь будет плотина. Ее строительство приближается к концу. Трудовой день в разгаре. Гул моторов заглушает голоса. Хорошо работают здесь бульдозеристы Александр Ананин и Алексей Жариков. Не было дня, чтобы они не выполнили норму.
Мы побывали на многих объектах. И везде чувствовалось уважение рабочих к начальнику участка.
Мне сразу бросилась в глаза одна, казалось, мало примечательная деталь. Это умение Ивана Григорьевича работать с людьми. Для каждого он найдет нужные слова, каждому посоветует, поможет.
II.
На обратном пути я попросил Ивана Григорьевича рассказать о себе. По-разному бывают люди скромны. Одни желают показать себя, выставляют скромность на показ, очень много говорят. Другие - даже не думают об этом, скромность у них врожденная. О себе они мало говорят. Иван Григорьевич относится ко второй группе.
- Да что говорить о себе? Главное, о людях нужно. Люди - это все!
- Все же, Иван Григорьевич!
- Окончил строительное отделение Краснодарского нефтяного техникума. Работал прорабом, теперь начальником участка. Пожалуй, и все, - улыбнулся он.
Вечер... Трудовой день окончен. Люди усталые, но гордые, спешат домой. Возвращается с работы и начальник участка И.Г.Победенный. Он тоже может сказать: «Не зря прожит день».
Вот и прошел трудовой день начальника участка. День, полный забот.
(Алексеева и др. II 1976: 27-29)
3.3. Тексты, нуждающиеся и не нуждающиеся в авторской правке
Если смысловой анализ текста показал, что он может быть отредактирован, редактор должен еще раз внимательно прочитать произведение и решить следующий вопрос: может ли редактор сам произвести правку, или в тексте есть неясные моменты, которые может прояснить только автор? Вспомним раздел «Неясность речи». Тексты, в которые входили фрагменты, сообщающие об аппаратах «Бодо» и СТ-35 или о конкурсе стихов, не могли быть отредактированы без помощи авторов, которые должны были сообщить, как связаны разные аппараты с азбукой Морзе или когда должен состояться конкурс стихов.
& Упражнения к разделу 3.3.
Задание № 99. Выделите в тексте неясные фрагменты, сформулируйте вопросы, которые нужно задать автору, чтобы можно было отредактировать заметку.
ИТАК, РАВЕЛЬ! ТАНЦУЕМ БОЛЕРО...
Придя в Свердловский театр оперы и балета на вечер-встречу «Балет - любовь моя», я знала, что, кроме ведущих солистов, в нем примут участие и коллективы самодеятельности. Но оказалось, что событие это посвящено творчеству прежде всего артистов-любителей, и ради них в понедельник - выходной день театра - открыла занавес академическая сцена.
Организовать подобный концерт было делом непростым. И здесь заслуживает уважение инициатива И.Каныгина. Ему, как руководителю хореографической секции музыкального общества Свердловской области, пришлось просмотреть множество программ, отобрать самое достойное и стать режиссером необычного представления.
Итак, семь коллективов демонстрируют любовь к танцу.
Среди наиболее интересных выступлений хореографическая миниатюра «Гнездо», поставленная на музыку Сен-Санса Михаилом Коганом. Он руководит двумя коллективами: во Дворце пионеров и школьников имени Павлика Морозова и образцовым ансамблем Дома культуры МЖК. Его воспитанники озорно и непринужденно танцевали в хореографической сценке «Однажды во дворе» на музыку Шостаковича, а затем буквально покорили зрителей темпераментным и стилистически точным исполнением «Хоты высокого Арагона».
Назвать балетный коллектив школы искусств №2 самодеятельным будет, вероятно, не совсем точно. Перед нами начинающие артисты, которым доверено участвовать во многих спектаклях театра. Одной из кульминаций вечера бесспорно стало «Болеро» Равеля в постановке В. Титова - сложная композиция с участием солисток и детского кордебалета, где своеобразно реализовалась идея «класс-концерта».
Искренне приветствовали зрители выступления балетной студии «Терпсихора» из Первоуральска, и особенно оригинальную фантазию «Египетские рельефы». Запомнились своей экспрессивной интонацией «Колокола России» в исполнении еще одного нижнетагильского балетного коллектива (руководитель Г. Житенева).
И все же явный акцент в концерте на постановках в стиле классического танца, требующем, как известно, высокого уровня мастерства, не позволил увидеть широты репертуарных поисков, разнообразия танцевальной лексики. Фактически не было композиций в современной пластике.
Показалось очень естественным желание организаторов вечера познакомить зрителей с теми, чей труд обычно как бы в тени, - с наставниками юных артистов. Но, видимо, многие из них свободнее и естественнее чувствуют себя в обстановке балетного класса, нежели в свете софитов. Да и ведение подобных интервью - искусство особое Нужно отдать должное выдержке ведущего В. Березина, который с честью выходил порой из затруднительных положений (к сожалению, технических накладок было немало). Но беседы с деятелями хореографии, представление солистов, номеров требуют большей осведомленности, чем та, какую мы вправе ожидать от диктора телевидения.
Звучными аккордами в партитуре танцевального праздника стали выступления ведущих солистов театра Е.Гускиной и О.Арзамасцева, М.Богдановой и Е.Амосова, С.Корниловой и Н.Остапенко. Зрители увидели настоящую академическую выучку и мастерство.
Примечание: Учитывайте, что часть неясностей редактор может устранить сам, используя справочники, словари, специальную литературу. Так что не нужно все вопросы задавать автору. К автору нужно обращаться только за той информацией, которую другим путем получить сложно.