Нарушения правил классификации и деления объема понятий
Правила классификации и деления объема понятий требуют единства основания членения, равенства объемов членимого и элементов членения, взаимоисключения элементов членения. В текстах СМИ строго научная классификация понятий осуществляется редко, а вот деление объема понятия требуется, напротив, часто и при описании, и при анализе явления. И снова следует отметить, что ошибки в рассматриваемых операциях объясняются зачастую только неумелым выражением мысли.
1. Занимаясь в кружках, дети должны «загореться» интересным делом, тогда в клуб придут и другие - трудные. - Автору нужно было разделить объем понятия «дети» - «дети, так сказать, благополучные» и «дети трудные». А получилось, что на один уровень поставлено делимое понятие «дети» и его часть «трудные дети». Это текст, в котором, вероятно, деления объема понятия вообще не требовалось, сама операция возникла как бы помимо воли автора. Исправить высказывание можно так: «Дети должны загореться интересным делом. Тогда трудные подростки придут в клуб». Пропуск существительного типа «подросток», «ребята» и употребление толкающего к сопоставлению прилагательного «другие» привели к ошибке.
2. Степан Лопатин показывает плоды своего многолетнего труда. Среди его работ пейзажи, а также зарисовки, выполненные во время путешествий. - Делится понятие «его работы, плоды многолетнего труда». В одну группу отнесены пейзажи, а в другую - зарисовки. А если зарисовка пейзажная? Деление объема понятия проведено, как мы видим, не по одному основанию. Читателю приходится думать, что подразумевал автор под словом «пейзаж», если противопоставил его зарисовке. Наверное, речь идет о законченных полотнах, о чем и следовало сказать читателю.
Экспонаты изображали птиц, зверей, природу, сюжеты из сказок. - Делится объем понятия «экспонаты выставки», при этом на одном уровне членения оказалось целое (природа) и части (птицы и звери). Может быть, под природой говорящий разумел пейзажи? Тогда причина ошибки - неудачный выбор слова (замена по смежности), а возможная правка такова: «Экспонаты изображали птиц, зверей, пейзажи, сюжеты из сказок».
3. Наша дружина еще только набирала силу, и потому-то недостатков в организации работы, как и формальностей, было много. - Надо полагать, что под «формальностями» подразумевается формализм. Формализм - один из недостатков, и его нужно было подать как пример: «много недостатков, например, формализм». Автор же поставил в один ряд понятия родовое (недостатки) и видовое (формализм). Причиной ошибки является, вероятно, непродуманность мысли: если бы недостатки в работе были изучены поглубже, т.е. был бы вскрыт ряд недостатков, обнаружилось бы и место формализма в этом ряду.
Итак, то, что с позиции адресата предстает как алогизм, с позиции говорящего лишь в части случаев является нарушением логики. Чаще всего это недостатки в выражении мысли: неправильная постановка знаков препинания, неудачный выбор слова, неверное его употребление, пропуск нужного слова, пропуск смыслового звена.
& Упражнения к разделу 2.4.5.
Порядок описания материала: 1) Тип алогизма; 2) Аргументы: а) в случае нарушения закона тождества указать в высказывании точку, после которой не оправдываются ожидания; б) в случае нарушения закона противоречия сформулировать два противоречащих суждения; в) в случае нарушения закона достаточного основания сформулировать необоснованное суждения; г) в случае нарушения правил определения понятия указать неправильно определенное понятие и ошибку в определении. т.е. включение лишнего признака, исключение необходимого признака и т.п.; д) в случае нарушения правил классификации или деления объема понятий указать делимое понятие или класс и причину ошибки, например, деление не по одному основанию, пересечение элементов членения и т.п.; 3) Вариант правки.
Задание № 79. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Когда наступил перелом в сознании и привычный стереотип «работаем, как все» перестал устраивать прокатчиков, сказать сегодня трудно. Но то, что он совпал с приходом в коллектив Сергея Хороших, весьма символично. 2. Шотландцы в еде очень экономны. Они не будут есть яблоко или банан целым, обязательно все порежут на мелкие дольки, даже виноградину и ту разрежут пополам. 3. Дело строителей бесконечно во времени, затрагивает всех, являясь первоосновой экономического и социального развития. 4. Энергосбережение не стало главным в нашей промышленной и экономической политике. Энергоемкость ухудшилась на два и девять десятых процента 5. Полпредство работает хорошо. Сомнений, что делается что-то не так, у нас нет. 6. Несмотря на то, что коллектив веселый, песня немножечко лирическая, немножечко эротическая. 7. Сегодня дети кто в школу пошел, кто в учебные заведения.
Задание № 80. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Если качество хорошее, все документы в порядке, то и сертификат получить несложно. Вместе с тем это процедура достаточно длительная, сложная: проводятся испытания. Сертификат на пищевую продукцию получить непросто. 2.- А, я вижу, у вас уже есть новый «Орбит» - «Сладкая мята». - Да, теперь это моя любимая жвачка: в меру сладкая, имеет приятный мятный вкус. Невероятно, но это так. 3. Радиорепортер такое там увидел, что словами не передать. Это надо читать. 4. Молодой, но очень способный артист исполнил эту роль. 5. Заключен договор о сотрудничестве в области науки, искусства, литературы, студенчества. 6. Каждый человек правомерен иметь свое мнение, особенно если этот человек творческий. 7. Сегодня третье августа. Какие даты приходятся на этот день?
Задание № 81. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Этот вопрос должен быть в центре внимания местных властей, и в том числе российского руководства. 2. Положение интеллигента в городе более комфортно, чем в провинции. 3. Это песня на слова молодого, но очень талантливого поэта. 4. Отдел Центрального гастронома. Стоит очередь. В основном люди пожилые. Но уходят они с покупками и со словами благодарности. 5. Его успехи оценены в газете и в прессе. 6. Ельцин раздал много обещаний, нужных как России, так и народу. 7. Погода жаркая, но теплая. 8. Книгу комментировали и историки, и филологи, и лингвисты.
Задание № 82. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Посмотрите на этот бомонд: здесь бывшие студенты, учителя, пенсионеры, интеллигенция, ну есть несколько администраторов. 2. Журналист расскажет о поэте, молодом, но очень талантливом. 3. Сейчас на один компьютер приходится сорок школьников, что явно недостаточно. 4. Магазин «Букинист» предлагает книги на кириллице и на европейских языках. 5. Это позволило до минимума избежать потерь. 6. Каждая книга уникальна, тем не менее есть у них свои особенности. 7. Реклама может быть опубликована в средствах массовой информации, прозвучать по радио, ее размещают на бортах трамваев, троллейбусов. 8. Среди ваших мужчин в вашей организации есть много женщин.
Задание № 83. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Многолетние, сложившиеся связи со спортивной общественностью, высокий уровень физической культуры учащихся позволил создать в школе специализированные спортивные классы, развить общественно полезный труд. 2. Соотнести возможности каждого члена бригады с поставленными задачами - такой принцип взял на вооружение бригадир. На стане «140» это особенно важно. 3. Давно известно, что трубочист перед Новым годом приносит счастье. Но только где, скажите, его увидеть в современном большом городе?! И все же мы разыскали представителя поистине редкой профессии. В.Е.Лукин, как видите, производит впечатление интеллигентного человека. Но знайте, старая трубочистная гильдия всегда одевалась элегантно, не забывая строгого цилиндра на голову (Подпись к фотографии). 4. В этом спектакле заняты актеры хоть и очень молодые, можно сказать, начинающие, но уже талантливые. Это дети. 5. Эта мера страдания безмерна. 6. В репертуаре хора классические произведения русских и зарубежных композиторов, духовная, народная и камерная музыка. 7. Врачи и педиаторы Америки считают лучшим жаропонижающим средством детский «Тайлинол».
Задание № 84. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Среди нас, депутатов, можно сказать, нет по сегодняшним меркам настоящих финансистов и экономистов, но есть наша действительность, и от нее мы должны освобождаться. Не умеем? Значит, надо учиться. 2. Не мог себе и представить деревенский мальчик, что станет уважаемым и заслуженным человеком. 3. Звучала и классическая, и оперная, и народная музыка. 4. Утвержден график повышения-понижения задолженности. 5. Мы завоевали рынок и нашего потребителя. 6. Государственный проект делится на две неравные половинки. 7. Забастовка медиков никакой пользы, кроме вреда, не принесла. 8. Севооборот - сейчас мало времени об этом говорить, поскольку тема актуальная.
Задание № 85. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Масленица полна многих смыслов - и нравственных, и общекультурных, и человеческих. 2. С окончанием строительства детского комбината, - с радостью сообщили редакции из управления, - надобность в устройстве малышей в детские сады на нашем предприятии исчезнет. 3. Владимир Александрович со знанием дела и свойственным ему чутьем на интересный материал дает в газету корреспонденции различного жанра. Над каждой корреспонденцией работает основательно, скрупулезно, тщательно шлифует текст, добиваясь точного и доходчивого стиля заметки, будь то информация или небольшой очерк. 4. Орешкина взяла в руки две новых игрушки. У фланелевого Шурика на щеках играет румянец-яблочко. Под стать ему беленькая фланелевая кошка - мягкая, пушистая. 5. Аристотель сказал, что, если общество забывает своих учителей, оно обречено на вымирание. Еще скажу и о духовности. Государство все должно вернуть церкви.
Задание № 86. Определите типы алогизмов и отредактируйте тексты.
1. Среди разноплановых характеров наиболее близкими творческому дарованию артистки являются, по ее признанию, лирические героини Пуччини. Но еще более того - образы русских женщин, покоряющие силой, чистотой и цельностью характера. 2. У минерала по-уральски привлекательный вид: он словно кусочек мрамора белых, светло-зеленых и бледно-розовых тонов, плавно переходящих друг в друга. 3. Не знаю, как насчет всей России, но в Сибири, это уж точно, нет города, как Тобольск, в котором бы горожане так хорошо не знали бы его историй. 4. Ребята проводят здесь лабораторные работы по биологии, зоологии, ботанике. 5. У него большие, словно пуговицы, глаза, глуповатое и плутоватое лицо. 6. Были там фильмы разные, но было много фильмов очень интересных. 7. Наверное, мне фортуна улыбнулась, а может, это был счастливый случай.
Задание № 87. Определите, на имитации каких алогизмов построены следующие парадоксы и шутки.
1. О ВЕЖЛИВОСТИ
Когда навстречу бык идет,
Давай свернем с дороги,
Поскольку он - рогатый скот,
А мы с тобой - безрогий.
(Пер. С.Я.Маршака)
2. К ПОРТРЕТУ ДУХОВНОГО ЛИЦА
Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут...
Они правдиво говорят,
Что их владелец - плут!
(Р.Бернс. Пер. С.Я.Маршака)
3. ПРОСТАЯ ИСТИНА
Мятеж не может кончиться удачей, -
В противном случае его зовут иначе.
(Пер. С.Я.Маршака)
4. * * *
У Кларисы денег мало,
Ты богат - иди к венцу:
И богатство ей пристало,
И рога тебе к лицу.
(А.С.Пушкин)
5. Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой (М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик).
6. «Знаешь, - говорит один мальчик другому, - я умею говорить по-китайски». – «Не может быть». – «Если не веришь, давай поспорим». – «Давай поспорим. Ну, начинай говорить по-китайски». – «Пожалуйста: "по-китайски", "по-китайски", "по-китайски". Хватит?» (А.А.Ивин. Искусство правильно мыслить).
Непредусмотренные каламбуры
Каламбур с точки зрения адресата - наличие у высказывания двух смыслов, один из которых предусмотрен автором, а второй возник в результате речевой погрешности. По механизму это обычный каламбур, часто даже смешной. Только он возник непреднамеренно и потому, как правило, не замечается автором, видящим в своем высказывании лишь то, что хотел сказать. Причины невольных каламбуров:
1. Был в то время в бригаде квалифицированный рабочий, но позволял себе пить прямо в цехе. Однажды не выдержал бригадир: «Кто вам позволил пить?»
Это самый простой случай каламбура: дважды в разных значениях употреблено одно и то же слово: позволять себе что-нибудь «быть в состоянии, иметь возможность что-нибудь сделать» (СО: 444); позволить «разрешить». В результате сближения словосочетание «позволять себе» буквализируется, на вопрос бригадира так и хочется ответить: сказал же вам автор, что рабочий сам себе позволял пить - дал себе разрешение и воспользовался им. Как всегда, буквализация устойчивых сочетаний приводит к комическому эффекту. Нужно отметить, что сближение двух употреблений глагола не оставляет без изменений и второй контекст. «Кто вам позволил пить?» - это риторический вопрос, а такой вопрос является утверждением и не требует ответа, т.е. бригадир своим риторическим вопросом просто утверждает, что пить в цехе нельзя. Но из-за предыдущего высказывания, как уже было сказано, на вопрос бригадира просто напрашивается ответ, поэтому вопросительная конструкция также оказывается двузначной. Возможная правка: «но порой пил прямо в цехе».
На улицах города происходили кровавые столкновения с тысячами убитых. - Здесь подбираются два эквивалента: «На улицах города происходили кровавые столкновения, результатом которых были тысячи убитых»; «На улицах города кто-то сталкивался с убитыми». Второе фантастично, совершенно очевидно, что автор об этом смысле своего высказывания даже не подозревает. Каламбур возникает потому, что предлог С реализует сразу два своих значения: он выражает здесь совместность (столкновение кого с кем) и следствие (столкновения происходили с каким результатом). Возможная правка: На улицах города происходили кровавые столкновения, в которых погибли тысячи человек.
2. На промкомбинате премию вручают отличившемуся на общем собрании. -. Каламбур возникает по причине двузначности синтаксической конструкции: мы можем членить ее двумя способами: вручают отличившемуся // на общем собрании - вручают // отличившемуся на общем собрании. Для исправления погрешности нужно изменить порядок слов: На промкомбинате премию отличившемуся вручают на общем собрании.
3. Стали перепадать дожди. Они, конечно, сбивали с ритма. Но не ждали, пока участки просохнут, а перегоняли комбайны на те, что были сухие. - Здравый смысл подсказывает, что не ждали хорошей погоды и перегоняли комбайны на новое место механизаторы, но построено высказывание так, что возникает впечатление, будто всем этим занимались дожди: перепадают дожди - они, т.е. дожди, сбивают с ритма - они (т.е. те же дожди) не ждут и перегоняют комбайны. Таким образом, каламбур возникает из-за пропуска слова на позиции подлежащего. Чтобы устранить невольный каламбур, надо заполнить эту позицию: Дожди сбивали с ритма. Но механизаторы не ждали, пока участки просохнут .
4. Хотя, действительно, кто-то из них отправил злосчастное сало в трубу, жильцы остальных квартир этого делать не обязаны. - Перед данным фрагментом идет сообщение о том, что ЖЭК требует, чтобы жильцы сами чистили трубы. Потом рассказывается о засорении из-за выброшенного в канализацию сала. Местоимение ЭТО по авторскому замыслу, да и по здравому смыслу должно быть связано с сообщением о требовании ЖЭК, т.е. четко нужно было выразить следующее содержание: «жильцы не обязаны сами чистить трубы». Построен же фрагмент так, что возникает смысл: «жильцы не обязаны бросать сало в трубу», а раз есть отрицание, получается, что кто-то высказывал и утверждение «жильцы обязаны бросать сало в трубу», что, конечно, нелепо. Возможная правка: Хотя действительно кто-то из них отправил злосчастное сало в трубу, жильцы все-таки не обязаны сами чистить трубы в своих домах.
Итак, употребление одного слова в разных значениях, неудачное размещение слов, в том числе указательных, пропуск слова могут приводить к возникновению непредусмотренных автором каламбуров.
& Упражнения к разделу 2.5.[v1]
Задание № 88. Порядок анализа материала: 1) формулировки двух смыслов, содержащихся в высказывании; 2) объяснение причины каламбура; 3) вариант правки.
1. Разыгрывается новая однокомнатная квартира на улице Белинского улучшенной планировки (произнесено без всяких пауз). 2. Я хочу выразить слова благодарности всем, кто запустил екатеринбургскую систему образования. 3. Мы принимаем все меры, чтобы оснастить крестьян запасными частями. 4. Наш центр занимается новой техникой и регулирует, отлаживает, обучает специалистов. 5. Расчет индекса делается по распоряжению правительства, еще Черномырдиным подписанного. 6. Мы всех своих кардиологов обучаем рациональному питанию пациентов. 7. Логично предполо'жить, что фальсификат не исчезнет, а станет еще больше.
Задание № 89. Объясните, как построены каламбуры в следующих текстах.
1. ТРАГЕДИИ
Жизнь питает книги повсеместно,
Книга в жизни с каждым днем нужней,
Издавать трагедии полезно,
Избежать трагедии важней. (Б. Бобылев)
2. … Прости за то, что был как все,
И в ежедневной круговерти,
Крутясь как белка в колесе,
Не докрутился до бессмертья.
И в этом главная беда.
А впрочем, если разобраться,
Стань все бессмертными, куда
С новорожденными деваться? (В. Бомас)
3. Уж эти мне «регулировщики» –
Редакторы-перестраховщики.
Кто с ними дела не имел?
От острого воротят лица,
Как язвенники от горчицы.
А может, впрямь, я слишком смел?.. (С.Ванетик)
4. СОЧИНИТЕЛЬ
То весь в жару,
то бледный словно мел,
Вновь до утра писал он так толково.
Он с молодости этим заболел,
Хотя в дальнейшем умер от другого (К. Ваншенкин)
5. ПРО ВЕРБЛЮДА
Он не живет в опрятных горницах,
Сухой песок ему кровать,
Зато имеет право горбиться
И привилегию - плевать (А. Гедымин)
6. ПОСТ
Иконописец, предваряя
Свой труд, постился сорок дней,
Чтоб увидать ворота рая
В оконце горенки своей.
И понял ты в одно мгновенье:
Стезя в поэзии проста –
Дождаться вместо вдохновенья
Литературного поста! (Н. Дмитриев)
7. * * *
Одним немного - но от бога.
Другим - от черта до черта.
Но между теми и другими
Весьма отчетлива черта (В. Друк)
7. ИЗУЧАЮ ЖИЗНЬ
Я забот иных не знаю –
Это мой привычный труд.
Я повсюду изучаю,
Как сограждане живут.
Изучаю их привычки:
Взгляды, жесты - что с руки.
Вот, к примеру, в электричке
Дева точит коготки.
Точит истово - с охотой, -
Аж охватывает дрожь:
Ох и вцепится в кого-то –
Тягачом не оторвешь! (Н. Карпов)
9. * * *
Оставить чтоб в словесности следы,
Таланта и напористости мало:
Писатель должен жить вблизи воды,
Чтоб под рукой хватало матерьяла... (Н. Карпов)
10. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
Медведь всеми четырьмя лапами
стоит на почве реальной жизни,
ловит рыбу в мутной воде самой гущи событий,
идет напролом к своей единственной цели,
разоблачает публично липовость съеденного меда,
отражает по-рыцарски мелочные пчелиные уколы,
деловито с лета готовит себе прижизненную берлогу
и всю зиму высасывает из пальца
правдивые истории о страшных охотниках
до его неповторимой собственной шкуры (В. Куприянов)
Нечеткость мысли
В процессе анализа такого сложного явления, как смысловые погрешности, всегда выделяется группа фактов, которые нельзя считать ни алогизмами, ни каламбурами, но вместе с тем они ни в коем случае не могут восприниматься как бездефектные. Авторская мысль в них сформулирована так плохо, что адресат с трудом понимает ее. Эту погрешность мы и обозначаем как нечеткость мысли. Причины такой ошибки, в сущности, нам уже известны.
1. Уж очень высокомерно он держался. Одни ребята говорили, что он всегда старался чем-то выделиться, другие считали, что Валера стал таким только в десятом классе, когда решил поступить в институт, одно название которого шокировало. - Читатель вначале останавливается в недоумении, поскольку не припоминает у нас вузов с неприличными названиями, ведь шокировать - это «приводить в смущение нарушением правил приличия» (СО: 733). Но совсем уж непонятной авторская мысль не кажется, поэтому мы беремся ее разгадывать и с некоторыми колебаниями предлагаем такой вариант: «одно название которого говорило о чем-то недосягаемом». Автор явно искал оформления смысла «одно название которого приводило нас в шоковое состояние», как переносно обозначается сейчас состояние потрясения (СлРЯ IV: 725). Но глагол не наследовал переносного значения однокоренной единицы, употреблен неверно и привел к затруднениям в интерпретации высказывания адресатом.
2. Артист Игорь Охлупин (Меркурий) воплощает облик человека мужественного, черты которого как бы высечены рукой скульптора. Так же безусловны, значительны черты его характера. Видимо, уже в сценарии образ выделялся среди прочих в фильме. Охлупину удалось это осуществить, верно расставляя акценты, раскрывая работу души героя. И это полностью отвечает поэтике картины. - Прилагательное «безусловны» употреблено, видимо, в значении «определенны» («четки черты внешности, столь же определенны черты характера»). В данном случае источник нашей неуверенности в интерпретации тот же, что и в предыдущем случае, т.е. неправильное употребление слова. Но колебания в истолковании авторской мысли на этом для нас не заканчиваются. Довольно расплывчатым выглядит для читателя смысл первого местоимения «это» ( Охлупину удалось выделить своего героя среди прочих? Удалось сделать своего героя таким, как он описан рецензентом? В общем-то, мы согласны и на первый, и на второй вариант, и на их сумму. Пусть бы только автор избавил нас от гаданий, от нечеткости толкований). Второе местоимение «это» ведет себя в точности, как первое, - допускает и варьирование, и суммирование смыслов, а желательна определенность.
Сейчас все больше автоматы действуют, но слесарь-инструментальщик еще долго будет нужен. Ведь у нас ни одно изделие не повторяется. Ясно, что молодежь надо учить этому серьезно. - Первые два предложения понимаются легко, перефразируются без всяких затруднений: «Хотя сейчас много автоматов, нужен и слесарь-инструментальщик, так как приходится изготовлять уникальные, а не поточные изделия». Но вот с последним предложением возникают затруднения. При чтении рождается вопрос, чему надо учить молодежь, ведь в высказывании перед местоимением «это» нет ни одного элемента, который можно было бы поставить на его место («учить тому, что нужен слесарь?», «учить тому, что изделия не повторяются?»). Однако, исходя из общего содержания текста, мы можем сказать: «Вероятно, автор имел в виду профессию слесаря-инструментальщика, его мастерство». Поэтому предлагаемый вариант правки таков: Ясно, что молодежь надо серьезно учить этой профессии.
Таким образом, затруднять понимание может неудачное размещение в тексте указательных элементов, когда оказывается неясной интерпретация их смысла.
3. Почему не выполняется ваше решение об упорядоче'нии собак и кошек? - Автор излишне лаконичен. Чтобы интерпретировать его мысль, адресату приходится восстанавливать много опущенных смысловых звеньев. Возможный вариант правки: Почему не выполняется ваше распоряжение о том, что нужно упорядочить содержание в городе собак и кошек?
4. При больших нагрузках обязанностями старшей медицинской сестре очень часто предоставляются случаи показать свое мастерство - ведь она наставник молодежи. - В противоположность предшествующему случаю, где автор опускал часть информации, это высказывание излишне многословно, и читателю приходится «вылущивать» смысл из потока слов, догадываться, что в выполнении многочисленных обязанностей мастерство медсестры просто проявляется, а не демонстрируется ею специально, как поначалу можно было бы предположить. В тексте есть тавтология «нагрузки обязанностями» - нужно оставить что-то одно, нарушена также смысловая сочетаемость в результате ошибочного выбора однокоренного слова: случаи представляются, а не предоставляются. Возможный вариант правки: Со сложными обязанностями старшей медицинской сестре помогает справляться мастерство, на ее примере учится молодежь.
Подведем итог. Алогичность, каламбурность, нечеткость - это различные виды неадекватности выражения авторской мысли в тексте. Причины дефектов разнообразны - от несоблюдения правил постановки знаков препинания до непродуманности мысли. Следует обратить внимание на то, что одна и та же ошибка говорящего может, в зависимости от текста, приводить к разным погрешностям с позиции адресата. Неточный выбор слова, например, дает и алогизмы нескольких типов, и нечеткость мысли. Еще более разнообразны последствия пропуска смыслового звена. Освоение норм языка во многом может содействовать устранению рассмотренных погрешностей.
& Упражнения к разделу 2.6.
Порядок анализа материала: а) выявление затруднения в интерпретации смысла высказывания; б) объяснение причины ошибки; в) вариант правки.
Задание № 90. Устраните нечеткость в выражении мысли.
1. До тех пор пока школа не ограничит объем знаний, школа сможет обеспечить нормальные условия учебы. 2. Старики, ветераны обязаны сегодня властью быть защищены. 3. Мы работаем совместно с партией, но не вместе с ней. 4. Из уральской зимы в субтропики лета. 5. Недостатков в обслуживании дворов, дорог - это остается вопросом. 6. Этот спортсмен казался непобедимым, как Ахиллей, неизвестно было, где его пятка. 7. В мэрии находится на подписи документ, который является прототипом документа позапрошлого года. 8. К парикмахеру она пришла за тем имиджем, которого она хотела бы поменять.
Задание № 91. Устраните нечеткость в выражении мысли.
1. Мы не обманули своих трудящихся, мы их все сохранили, будем наращивать производство в основном гражданской продукции. 2. Помня о событиях в Серове, используя их опыт, была создана инициативная группа. 3. Такие спартакиады проводились в так называемое советское время регулярно. 4. Нашу передачу мы посвящаем общественному транспорту, тем более мало ли какие истории в нем не произойдут. 5. Мы решаем там не праздные вопросы, а повседневные вопросы. 6. Если мы воспользуемся открытым в области угольным бассейном, то наши врачи и наши учи'тели будут вовремя получать зарплату и не выбрасывать деньги на ветер. 7. Мы не проводим таких операций, поскольку, следовательно, у нас не хватает средств, материалов. 8. Будет расти сокращение кадров на государственных предприятиях. 9. В школах нашей родной области не хватает свежих материалов для уроков английского языка. А вы ездите туда чуть ли не каждую неделю. Вы можете помочь школам и заработать сами, став нашим агентом в одном из городов области (и Екатеринбурга тоже). Для этого вам необходимо передать рекламный экземпляр журнала, наше письмо учителям в школах вашего города или суметь самим заинтересовать их в покупке журнала.
БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Бессодержательность речи с позиции адресата - это, во-первых, отсутствие в тексте новой для адресата информации при ожидании таковой, а во-вторых, наличие новой информации, несущественной в данном акте общения. Рассмотрим проявления этого дефекта.
1. Те вопросы, какие есть, они действительно имеют место. - Ожидается информация о том, какие именно вопросы встали перед говорящим. Вместо этого адресату еще раз сообщается о существовании вопросов. Редакторская правка здесь невозможна. Автор сам должен ввести в высказывание информацию, необходимую для устранения бессодержательности.
2. Нередко сборная школы по футболу выезжала на городские соревнования, и не беда, что иной раз возвращаются игроки с поражением. Главное - ребята находят свои ошибки, пробуют силы и готовят себя к службе в армии. В спорте выигрывают все, даже те, кто проиграл дружескую встречу. «В здоровом теле здоровый дух», - говорили древние, этого же мнения придерживаются и юные футболисты. - Содержание фрагмента зарисовки нам понятно, но неинтересно, так как это избитые фразы, банальные истины. Подобным образом можно сказать о любой школьной команде, если, конечно, она нормально работает: она встречается с другими командами, бывает, выигрывает, бывает, проигрывает, занятия физкультурой поддерживают физическую форму участников команд. Абсолютно никакой новой информации, конкретно о данной команде, адресат не получает. Редакторская правка невозможна.
Бессодержательность, к которой приводит употребление слов с широким значением без должной конкретизации их смысла, характеризует многие тексты. Например, бессодержательны постановления, пункты которых призывают или приказывают «повысить активность», «активизировать», «уделять больше внимания», «повысить ответственность» и т.п., без конкретных указаний, что и как нужно сделать, чтобы «активизировать», «повысить» и «уделять». Такого типа ошибки встречаются не только в деловых текстах, но и в рецензиях или портретных зарисовках, лишенных конкретных деталей и составленных из общих фраз.
3. Но разве могут цифры рассказать обо всем, что происходит на производстве? Оказывается, могут. - В наше время вряд ли стоит удивляться тому, что цифры рассказывают о производстве. Это банальность. Но автор выдает ее за нечто новое, за некое свое открытие. Редактор должен эти восторги убрать из текста и ввести цифровой материал спокойной формулой типа: «Как показывают цифры...».
4. Чтобы получить представление о работе электрослесаря из первых рук, попросил Вальтера рассказать о профессии.
- О нас в шахте говорят: «Круглое несут, квадратное катят», - начал он с шутки. - Говорят так, потому что много приходится таскать на себе. Пускатель, например, весит 90 килограммов, а несем его с напарником больше километра.
Говорил Вальтер о том, что электрослесари в шахте считаются самыми квалифицированными рабочими. Но их труд нуждается в механизации. Немалую роль в этом процессе играет внедрение рационализаторских предложений. Есть они и у Вальтера в соавторстве с механиком участка.
Автор словами героя обещает читателю рассказать о работе электрослесаря в шахте. И мы о ней узнаём, но лишь несущественные детали, вернее - только одну деталь: красочно расписывается, как много тяжестей приходится переносить электрослесарю. Если бы речь шла о грузчике, такая информация была бы вполне уместна. Но об электрослеcape хотелось бы знать, каковы его задачи в шахте, каков объем работы, в каком состоянии содержит герой свое «хозяйство», в чем сложность подземной работы электрослесаря. Но ничего этого нам не сообщается, поэтому весь рассказ выглядит как бессодержательный.
Итак, информативную новизну текста уменьшают, а то и сводят на нет общие фразы, банальности, подаваемые как нечто новое, малосущественные с точки зрения авторского замысла детали, тавтология на уровне отрезков текста.
& Упражнения к разделу 2.7.
Задание № 92. Объясните причины бессодержательности текстов.
1. Выступая с лекциями по архитектуре Томска, я с болью убеждаюсь: все знают о мифических «томских трущобах», побасенки о которых распространяют некоторые неквалифицированные лекторы, но редко кто может назвать хотя бы пять памятников каменной архитектуры Томска. В сознании многих томичей представление о нашей архитектуре ассоциируется только с проделками разных купцов или пресловутыми «томскими трущобами». 2. Электрики - представители так называемой вспомогательной службы. Довелось как-то услышать неожиданную образную мысль. Если производство в целом сравнить, скажем, с яблоней, то вспомогательная служба - ее корни. Корни, как известно, не видны, а яблоки - вот они, спелые, сочные, радуют глаз. И нам при этом не всегда приходит в голову провести логическую связь между плодами и корнями. А кто же питает дерево, вливает в него силы?
Задание № 93. Объясните, за счет чего имитируется бессодержательность речи и какова выразительная функция приема.
- А теперь, миссис Шайни... первый вопрос к вам. Одна из постоянных телезрительниц спрашивает: «Какие новые возможности следовало бы открыть перед женщиной?» Пожалуйста, миссис Шайни.
- Я буду говорить как домохозяйка и хранительница домашнего очага, - сказала миссис Шайни с неописуемой важностью, - ибо вам известно, что я возглавляю Гильдию домохозяек и хранительниц домашнего очага, самое крупное и самое влиятельное объединение домохозяек и хранительниц домашнего очага в нашей стране. Итак, как домохозяйка и хранительница домашнего очага, я отвечаю: все без изъятия новые возможности должны быть предложены и открыты женщине и, главным образом, в ее качествах домохозяйки и хранительницы домашнего очага.
- Прекрасно, - сказал Чидлуорт. - Большое спасибо, миссис Шайни. А теперь - Тед Гиззард.
- Резервируя свое суждение по поводу проблем, не являющихся предметом данной дискуссии, - начал Гиззард чрезвычайно медленно, -я думаю, что мог бы высказаться по этому частному вопросу без всякого предубеждения...
- Давай, шуруй! - закричал Марлаграм.
- ...без всякого предубеждения, разумеется, - продолжал Гиззард, - и, в то же время, беря на себя смелость говорить не только от лица клепальщиков-паяльщиков и лудильщиков-точильщиков, но и от имени всего тред-юнионистского движения в целом - в том виде, в каком оно существует на текущий момент. Итак, вот мое мнение - впрочем, я еще не до конца уверен, выскажу ли я его... Или нет - выскажу: и да, и нет, - принимая в расчет неоспоримый факт, что вместе с обстоятельствами меняется и существо дела.
- Замечательно! Благодарю вас, Тед Гизэард.
(Дж. Б. Пристли. 31 июня. Пер. Ф.Протасова и В.Хинкиса)
НЕЯСНОСТЬ РЕЧИ
Неясность высказывания проявляется в том, что адресат либо не может перефразировать высказывание, ответить на вопросы к нему, либо не имеет возможности выбрать один из двух смысловых эквивалентов (вспомним, что в случае непредусмотренного каламбура мы без труда понимаем, какой смысл имел в виду автор). Рассмотрим причины погрешности.
1. Свой путь к профессии я начала, что называется, в отчем доме. В пору моего детства мама работала радисткой на железнодорожной станции. Хотя на вооружении тогда были аппараты «Бодо», работать ей приходилось по системе Морзе. Этой азбукой увлеклись и мы с сестрой. К окончанию десятилетки я уже хорошо владела азбукой Морзе и после получения аттестата зрелости поступила на курсы телеграфистов. Учиться пришлось на аппарате СТ-35, но не по системе Морзе. Так я стала телеграфисткой сначала третьего класса, потом второго.
Зададим к тексту вопрос: Как связаны аппараты «Бодо» и СТ-35 с азбукой Морзе? Если мы не телеграфисты, то вряд ли на него ответим. Но ведь эта связь в определенной мере объясняет детали события - биографии героини. Не зная связи типов аппаратов с азбукой, мы и сюжет понимаем весьма приблизительно. Понимание затруднено неизвестными нам терминами, не объясненными в тексте. Редакторская правка невозможна, необходимо обращаться за разъяснениями к автору.
2. Подписан очень довольно-таки развернутый договор. - Какой же договор подписан - очень развернутый или довольно-таки развернутый, т.е. не очень краткий? Неясность возникает из-за того, что говорящий употребляет два противоречащих друг другу по смыслу указателя степени признака. Чтобы устранить один из них, редактор должен проконсультироваться с автором, без авторской помощи правка невозможна. Ошибка эта сейчас почему-то очень распространена в устной речи.
3. В одном из корпусов мы со старшим воспитат<