Цветными заливками части схемы
I. К какой части речи относится слово? | |
Изменяемое слово? (Существительное, прилагательное или глагол?) | Неизменяемое слово? ( Наречие? ) |
II. Что не входит в основу слова? | |
Какое у слова окончание? Есть ли суффиксы форм (словоизменительные)? Какая основа? | Какая основа? |
III. Какие морфемы и каким способом образуют основу слова? | |
Можно ли составить словообразовательную пару? Какая морфема добавляется к основе исходного слова? Какие ещё слова образованы с помощью этой морфемы? Основа исходного слова равна корню? | |
IV. Сколько разных морфем в слове? |
Образец разбора | Краткая запись |
I. неинтересный – изменяемая часть речи, прил. II.Окончание: интересный – В.п. м.р. ед.ч. (неинтересного, неинтересную) Основа: неинтересн -ый III. Можно составить словообразовательные пары: 1) неинтересный ← интересный + не (несмелый, недобрый) 2) интересный ← интерес + н (скучный, грустный) В слове интерес основа слова равна корню. IV. В слове не-интерес-н-ый 4 морфемы: окончание -ый; суффикс -н-; приставка не-; корень -интерес- | I. неинтересный, прил. II.неинтересн-ый (-ого, -ую) III. неинтересный ← интересный + не интересный ← интерес+ н интерес IV. не-интерес-н-ый |
3) Сделайте морфемный разбор выделенных слов.
Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак её догнать нельзя было.
Выск 4) Как вы думаете, полезно ли для вас уметь разбираться в морфемном составе слова? В чём это может помочь вам?
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОПИСАНИЕ (5 часов)
· Обс Прочитайте текст и рассмотрите схему.
Орфография связана не только с фонетикой, но и с морфемикой — наукой, изучающей состав слова. Чтобы правильно применять орфографические правила, нужно уметь выделять в слове его части: приставку, корень, суффикс, окончание. Большая часть правил русской орфографии основана на том, что одна и та же морфема должна писаться одинаково, даже если она по-разному произносится в разных формах слова или в разных словах. Общие правила написания морфем можно представить такой схемой.
Выделить цветами
Правописание: корней суффиксов приставок | с безударными гласными:проверяемыми с глухими и звонкими согласными непроверяемыми с чередующимися гласными сбеглыми гласными с непроизносимыми согласными с двойными согласными |
окончаний | сбезударными гласными |
· Ответьте на вопросы.
1. Какие орфографические правила вы уже изучали раньше?
2. Какие правила вам ещё не знакомы?
3. Почему нужно научиться выделять в слове морфемы, чтобы писать слова без ошибок?
4. Для чего нужно уметь сравнивать звуковой и буквенный состав слов?
5. Помогает ли вам знание фонетики и графики грамотно писать?
№ 96. Прочитайте слова вслух. Какой звук вы произносите на месте пропущенных букв? В какие части слова входят эти буквы? Вспомните орфографическое правило и спишите слова, вставляя пропущенные буквы и выделяя морфемы.
ц_фра рац_я лисиц_н огурц_
ц_трус полиц_я куниц_н дверц_
ц_нковый грац_я певиц_н скворц_
§ 11. Корни с чередованием букв а и о
** № 97. ОбсРабота в группах.Рассмотрите схему. Подберите к каждомуусловию 1-4 подходящие примеры а)-г). Вспомните, почему эти корни называются вариантами с точки зрения морфемного состава слова.
1) согласных букв в составе корня:
2) суффикса:
3) ударения:
4) значения корней:
^
а)творение – тварь, зорька – заря; б) касаться – коснуться;
гореть – загар, ^
склонение – кланяться; абирать – заберу;
в)росла – расти – ращу; г) равный, равнять (‘делать одинаковым’)
излагать – изложить, налог; ровный, заровнять (сделать ровным)
2)Спишите слова по памяти, подчеркните в них орфограммы. Составьте примеры со словами, в которых вы сделали ошибки.
1. Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор-
· Обс. Изучите таблицу. Какие гласные пишутся в корнях с чередованием, если ударение падает на корень? Какие гласные пишутся, если корни находятся в безударном положении?
Часть таблицы со с. 94 верстки – только с этими корнями.
Выбор гласных в этих корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор- зависит от ударения.
Без ударения пишется:
буква а буква о
в корне -зар-/-зор- в корне -гар-/-гор-
заря, зарница гореть, загорать.
Исключения: выгарки, пригарь.
№ 98. Спишите словосочетания, выделите корни, подчерните чередующиеся гласные в корнях. Какие слова относятся к предыдущему правилу?
Хороший загар, запах гари, разгар спора, угарный газ, зарево над лесом, ясная зорька, плавательный бассейн, уклончивый ответ, разрешите откланяться, творческий подход.
№ 99. 1) Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте корни с чередующимися гласными а // о, поставьте в словах ударение.
1. Сильное г…рение, сг…рать от любви, приг…ревшая каша, г…рячие угли, заг…релый спортсмен, г…рящие звёзды, лампочка перег…рела, старая г…релка, суп с приг…рью, играть в г…релки.
2. Оз…рять землю, угасание з…ри, пение з…рянки, редкие з…рницы.
2) Выберите по одному словосочетанию из каждой группы и составьте с ними предложения.
№.98. Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте корни с чередованием гласных. Запишите или нарисуйте отгадки.
1. З…ря-з…рница, красная девица, по свету ходила, слёзы обр…нила; мес…ц видел, со…нце скрыло. 2. Из г…рячего коло…ца через нос водица л…ётся. 3. В огне не г…рит и в воде не тонет.
№ 100. 1) Прочитайте. Назовите слова, в корнях которых есть чередующиеся гласные. К словам с проверяемой гласной в корне устно подберите проверочное слово.
Нахмурилась ёлка, и стало т…мно.
Тр…щат ог…ньки, дог…рая.
И смотрит из снежного леса в …кно
Сквозь измор…зь ёлка другая.
Я вижу: на ней зажигает луна
Одетые снегом иголки,
И, вся разг…раясь, м…гает она
Моей дог…рающей ёлке. (С. Маршак)
2) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
№ 101. С каждым из данных слов составьте и запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
З...ря, заг...релый, г...рячий, выг...реть, з...рница, уг...реть, заг...раем, разг...рится, подг...рели, з...ревой
№ 102. Аудио Выборочный диктант. Слушайте текст. Записывайте только слова с корнями -зор-/-зар- и -гор-/-гар-. Поставьте ударение в этих словах.
И с. …
2) Письменно ответьте на вопросы.
Что такое заря?
Какие бывают зори?
Что такое северные белые ночи?
Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» и от этого хлеб наливается быстрее.
Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда.
Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого цвета, и брёвна загораются, как янтарь. Восходит солнце.
Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Горят первые звёзды, а заря ещё долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи — это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.
К. Паустовский
2. Корень -лаг-/-лож
№ 103. Аудио 1) Словарный диктант. Слушайте и дописывайте словосочетания с данными словами.
И с. …
логово … , залог … , обложка …, … налоги,
положить … , наложить …,
налагать …, облагать ….
… полог …
Логово волчицы, залог успеха, обложка журнала, большие налоги
Положить в чулан, наложить штраф, налагать обязательства, облагать налогами
ситцевый полог кровати
2) Поставьте в словах знак ударения. Какой звук слышится в выделенных корнях под ударением? Какие буквы пишутся в безударных корнях? Помогает ли ударение определить, какую букву писать в корне?
· Обс. Прочитайте правило. С чем связано написание буквы о или а в каждом корне?
Выбор безударной гласной в корне -лаг-/-лож зависит от согласных корня: перед гпишется а, перед ж пишется о: полагать — положить.
Исключение: полог.
№ 104. 1) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму в корнях -лаг-/-лож по образцу.
Образец: полагать.
Грамотно изл…гать мысли, изл…жить мысли вслух, пол…гается чистить зубы, ложный вып…д, кровать под выш…тым пол…гом, имена прил…гательные, л…жатся тени, сл…жить сл…гаемые, разл…жить вещи
2) В каких словах с пропущенными буквами нет корней с чередованием о//а?
3. Корень -рос- / -раст- /-ращ-
· Обс. Прочитайте вслух, поставьте знак ударения. Выделите корни в словах. Какие чередующиеся гласные буквы в них пишутся? Помогает ли ударение определить, какую букву писать в корне?
1) рост, подросток, взрослый, выращивать;
2) росли, вырос, подрастали, нарастать, сращение, выращенный.
· Прочитайте правило. С чем связано написание буквы о или а в каждом корне?
Выбор безударной гласной в корне -рос- /-раст- /-ращ- зависит от согласных корня: перед с пишется о, перед cт и щпишется a: расти — выращу — росла.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
№ 105. 1) Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала словосочетания с корнем -рос-, а затем словосочетания с корнем -раст- или -ращ-.
Р…сти крепким и здоровым, прекрасное р…стение, выр…щенный ребятами сад, выр…с смелым и честным, хрупкий р…сток, отправиться в Р…стов-на-Дону, отр…сли сельского хозяйства, юный Р…стислав, шли сквозь зар…сли сирени, быстро подр…стала, речные водор…сли, р…стительное масло, выр…сли в пустыне.
2) Какие словосочетания вы не выписали? Составьте предложение, используя все словосочетания со словами-исключениями.
№ 106. 1) Прочитайте. Во всех ли словах есть корень -рос-/-раст-?
Подр…стать, р…стаять, р…стение, р…стереть, р…систый, р…сли, р…стительность, р…стеряться, р…стущий, р…стопить, выр…сти, р…столковать, ор…шение, упр…стить, запр…сить.
2) Выпишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с корнем -рос-/-раст-, а затем все остальные. Обозначьте корни слов.
4. Корень -скак-/-скоч-
· Обс. Прочитайте слова вслух, следите за ударением. Помогает ли ударение определить, какую букву писать в корне?
1) ска́чем, скачка, подскок, выска́кивать
2) скакалка, скакун, ускака́ть, заскочить, вскочить, выскочка.
· Выск. Допишите правило. Добавьте все примеры 1)- 2). Выделите во всех словах корни, поставьте знак ударения, подчеркните орфограмму.
Выбор безударной гласной в корне -скак-/-скоч- зависит от … : перед к пишется … , перед ч пишется … : поскакать — подскочить,… .
Исключения: скачок, скачу.
№ 107. 1) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму в корне -скак-/-скоч- по образцу. В каких словах с пропущенными буквами нет корней с чередованием о//а?
Образец: подскочить.
Выск_чить на поляну, уск_кать от погони, сделать большой ск_чок, ск_чусь с горы, упражнение со ск_калкой, раск_чать стул, ск_чу на лошади, двигаться ск…чками, славный ск_кун, заск_чишь на м_нутку, вск_чить в в_гон.
№108. Вспомните как можно больше глаголов с корнями -скак-/-скоч- и различными приставками (от-, до-, под-, пере-, вы- и т. д.). Запишите глаголы в два столбика: 1) с корнем -скак-; 2) с корнем -скоч-.
№ 109. Всп 1) Прочитайте. Какие орфограммы есть в словах с пропущенными буквами?
2) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы корней с чередованием гласных. Назовите слова, в которых о и е чередуются с нулём звука.
З…ря прощ…ется с землёю, фото вечерней зари
Л…жится пар на дне д…лин,
См…трю на лес, покрытый мглою,
И на огни его в…ршин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под к…нец!
С какою негой в них купают
Д…ревья пышный свой в…нец!
И всё т…инственней, безмерней
Их тень р…стёт, р…стёт, как сон;
Как тонко по з…ре вечерней
Их лёгкий оч…рк возн…сён!
(А. Фет)
Всп 3) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
№ 110. Работа в парах. Составьте словарный диктант из слов с чередованием гласных о//а в корне. Не забудьте о словах-исключениях. Проведите словарный диктант друг для друга, обсудите результаты.
Беглые гласные
· Обс.Прочитайте пары слов, выделите в них основу, а затем морфемы в основе слов. Есть ли в корнях и суффиксах этих слов чередование гласных?
· С чем чередуются звуки [о] и [э], обозначенные буквами о и е? Если вам трудно ответить на вопрос, прочитайте сначала текст из «Лингвистической кладовой».
сон — сны ремень — ремни
замо́к — замка́ оте́ц — отцы́
огонь — огни весенний — весна
теремок — теремка умелец — умельца
сорвать — срывать орешек — орешка.
Лингвистическая кладовая
Гласные о ие в одних формах слова присутствуют, а в других — отсутствуют: день – дня, рот – рта . Что же с ними происходит? Гласные о и е в корне слова могут чередоваться с нулём звука. Такие гласные называют беглыми: в одном варианте морфемы они присутствуют, а из другого «убегают».
Почему гласные [о] и [э] иногда «убегают» из слов? Ответ на этот вопрос поможет найти история русского языка. В древнерусском языке были особые, очень краткие гласные звуки,которые называютредуцированными. В древних текстах для обозначения редуцированных звуков использовались:
буква ъ(«ер») после твёрдых согласных;
буква ь («ерь») после мягких согласных.
Сравним записи некоторых слов в древних и современных текстах:
древнерусский язык: | къто, кръвь, дьнь, рътъ; |
современный русский язык | кто, кровь, день, рот. |
Эти различия в графической записи слов показывают, что фонетическая система русского языка изменилась с течением времени. А произошло то, что в безударных слогах краткие редуцированные гласные звуки стали сверхкраткими, и их постепенно перестали произносить и различать. Зато в ударных слогах стали произносить на месте [ъ] звук [о] после твёрдых согласных, а а на месте [ь] – звук [э] после мягких:
древнерусский язык: | сънъ [сон]; съна [сна]; пьнь [п’эн’]; пьни [п’н’и] |
современный русский язык | сон сна пень пни |
Так и получилось, что в одних формах слова есть звук [о] или [э], а в других на месте исчезнувших редуцированных — только нуль звука. В современном языке нуль звука не обозначается буквой в вариантах морфем.
А вот буквы ъ и ь в современном русском языке остались, но стали выполнять совсем другую роль. Правда, ещё сто лет назад буква ъписалась на конце слов после твёрдых согласных, хотя уже давно не обозначала звука. Так и буква ь на конце слов не обозначает бывших редуцированных гласных звуков. Она служит для обозначения мягкости согласных звуков (день, кровь)или пишется по традиции (рожь, печь).
№ 111. Докажите, что в этих словах [о] чередуется с нулём звука. Обозначьте морфему с беглым гласным.
Образец: шнурок — шнурка.
Уголок, ремешок, ветерок, мешок, платочек, палец, удалец, узелок, узелочек, клочок, вишня, вишенка, ромашка, кукла, куколка, надрывать, подзывать, взбираться, оттирать.
· Обс Работа в парах. Прочитайте таблицу. Какие части речи представлены в таблице? В каких формах слов есть выделения: с беглыми гласными или с нулём звука? Что выделено красным и синим цветом в каждом столбце таблицы?
Безударные беглые гласные передаются: | ||
после твёрдых парных согласных | после 1) мягких парных согласных; 2) шипящих и ц ; 3) [й’] | перед буквой й |
буквой о | буквой е | буквой и |
лапоть – лаптя галок, галочий – галка суток, суточный – сутки котёнок – котёнка пушинок – пушинка громок – громкий | мизинец – мизинца крышек – крышка замочек – замочка клёцек – клёцка леек – лейка Исключение: заяц – зайца | оладий – оладья ущелий – ущелье варений – варенье волчий – волчья третий – третья Исключение: улей – улья |
· Спишите примеры из таблицы по группам, укажите морфемы в словах. В каких морфемах происходит чередования звуков? Добавьте к каждой группе свои примеры.
· Выск Запишите самостоятельно правило передачи безударных беглых гласных в корнях и суффиксах прилагательных и существительных, добавив по два своих примера для каждой буквы.
№ 112. Спишите слова, обозначая корни и суффиксы. Подчеркните беглые гласные.
л_бик — лба, уг_лок — угла, вих_р — вихра, вет_р — ветра, уз_л — узла, рем_нь — ремня, каш_ль — кашля, кост_рок — костра, за_чий – зайца, лис_й – лисья,
скаме_к – скамейка, пев_ц – певца, клёц_к – клёцками
№. 113. Всп 1) Спишите слова, выделите в них основу и морфемы в основе.
2) Вспомните и расскажите о написании разделительного ъ после приставок и разделительного ь. В качестве примеров используйте данные слова.
разъезд, подъём, предъюбилейный, объявить;
ателье, вьётся, вьюжный, семья, соловьиный;
бульон, лосьон, шампиньон, медальон.
§ 13. Гласные и согласные в приставках
· Работа в группе. Образуйте от данных слов все возможные новые глаголы с приставками. Сравните, кто больше и от какого глагола образовал больше всего новых слов?
до-, за-, на-, про- над- /надо- о-, об- /обо- от-/ото- пере-/по- под- /подо- | дать писать делать строить звать идти |
· Обс. Прочитайте правило. Следовали ли вы этому правилу при выполнении предыдущего задания? Одинаково ли вы записали приставки во всех словах?