Сергей Иосифович Гессен (1887-1950)
Образовательная концепция С. И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции -цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те «цели - данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С. И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий».
Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное).
С. И. Гессен, осознавая кризисность состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование - вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого — отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». На всех трех ступенях нравственного образования, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество, следует избегать двух крайностей. Первая - преждевременное воспитание, в котором «предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбежно воспитывает надломленных, безличных людей». Другая крайность - изолирование ребенка от культуры. Мудрое воспитание заключается в соразмерности внешнего материала внутренней способности ребенка к переработке этого материала. Искусство воспитателя - провести воспитанника между двумя крайностями.
Ценности (в терминологии С. И. Гессена - «цели-задания») в образовательной концепции преобразуются в конкретные задачи педагогической деятельности, ведущими среди которых можно считать развитие личности и приобщение к культурному процессу. Становление личности есть творческий процесс, где «оформляющим» началом выступает непрерывное и устойчивое действие человека. «Личность, - пишет С. И. Гессен, - есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом». Основой последовательного и устойчивого действия человека должна стать единая задача, сформулированная ученым как «работа над сверхличными задачами», то есть осуществление «сверхличных» целей науки, искусства, права, религии, хозяйства через свободное творчество. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле He-существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Анализируя свободное самоопределение личности, С. И. Гессен выводит ее основополагающую формулу: «будь свободен -> будь самим собой —> стремись к высшему, чем ты».
Творческое саморазвитие личности, по С. И. Гессену, может протекать в двух направлениях: первое направление «образовательное путешествие», или «духовное странствие», которое понимается С. И. Гессеном как «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечество». «Духовными путями сообщения», облегчающими человеку его образовательное странствие, являются библиотеки, музеи, выставки, лекции и доклады в научных и профессиональных обществах. Второе направление - университетское (вузовское) образование, где научное исследование должно являться основной формой деятельности. Это неразрывное единство преподавания и исследования.
Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательнось в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания.
С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:
- говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;
- национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;
- всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;
- нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.
Основные педагогические сочинения: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи трудовой школы и лабораторный план», Прага, 1923;
Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», совместно с Н. Ганцем (на англ. яз. ), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (на польск. яз. ), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на серб, яз. ), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польск. яз. ), Варшава, 1947.