Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика ввела в научный арсенал педагогики и психологии экспериментальные методы исследования, появился термин «педагогический эксперимент». Основной принцип - принцип саморазвития личности. Ее представители (А. Лай, Э. Мёйман, Э. Торндайк, А. Бине) исходили их того, что только на основе достоверных эмпирических фактов из педагогической практики, проверяемых затем опытным путем, можно достигнуть настоящего усовершенствования педагогического процесса, объективной и научной его организации. Представители экспериментальной педагогики абсолютизировали эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, систему количественного измерения IQ («ай-кью» - коэффициент интеллекта ребенка). Обучение должно было следовать стадиям биологического развития человека, поэтому содержание экспериментальной педагогики сводилось к получению сведений из анатомии, физиологии, психологии.
Экспериментальная педагогика стимулировала развитие дидактики, исследования процессов понимания, особенностей внимания, разработку тестовых методик проверки умственного развития детей и т. п. Однако ее представители переоценивали роль биологического фактора в становлении ребенка, переносили закономерности психофизиологического развития детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями.
Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии.
ПЕДОЛОГИЯ
Педология - наука о детях, их потенциальных возможностях, представляющая собой синтез психологических, биологических, социологических знаний. Особенности ребенка предопределены наследственностью и влиянием социума, утверждали педологи и ставили своей задачей получение комплексных, целостных знаний о ребенке на основе тестирования. Основатели - Э. Торндайк, Г. -С. Холл, А. Бине, Э. Мёйман. Ценным в педологии было ее стремление изучать ребенка в условиях комплексного подхода, ее практическая направленность на диагностику психического развития.
Педология получила широкое распространение в России в начале XX в. (до 1936 г. ).
Эрнест Мёйман (1862-1915)
Э. Мейман - немецкий ученый, автор трехтомного систематического курса «Лекции по введению в экспериментальную педагогику». Считал, что необходимо всесторонне изучать ребенка, и это должны осуществлять не учителя, а специалисты (психологи). Педагогика, по его мнению, является самостоятельной наукой о факторах воспитания, пользующейся данными других наук (анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, этики, эстетики). Преувеличивал роль искусственного эксперимента, отрицая педагогический эксперимент на уроке.
Вильгельм Август Лай (1862-1926)
В. А. Лай - немецкий ученый, педагог. На основе тезиса о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения (которые должны стать основными элементами обучения) выдвинул идею школы действия вместо школы учебы. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность необходимо организовать, поэтому центр воспитательного процесса необходимо сместить в сферу деятельности самого ребенка. Важнейшим принципом преподавания, по его мнению, выступает труд.
Биологизировал педагогику, считал, что в основе детских поступков, интересов лежат врожденные или приобретенные рефлексы, которые необходимо изучать. Ставил результаты воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Механистически понимал процесс воспитания.
Альфред Бине (1857-1911)
А. Бине - французский психолог, изучал физиологические и психологические закономерности развития школьника. Разработал тесты на определение возрастных возможностей детей. Считал, что в воспитании необходимо опираться на врожденные способности.
Ребенок усваивает то, что его непосредственно касается, поэтому учащийся должен стать активным участником собственного образования.
Эдуард Торндайк (1874-1949)
Э. Торндайк - американский психолог. Считал, что педагогике как научной дисциплине необходимы количественные методы исследования. Разработал систему количественного измерения интеллектуального развития ребенка с помощью стандартизированных тестов.
Бихевиоризм
Бихевиоризм (основоположник - Дж. Уотсон) - направление в психологии (США), согласно которому поведение человека объясняется схемой «стимул - реакция». Поступки человека - ответная реакция на внешние раздражители. Ребенок адаптируется к внешней среде, вырабатывает собственный комплекс реакций. Задача воспитания сводится, таким образом, к наблюдениям за поведением ребенка, количественным измерениям, обобщениям данных и выведением «нормативов» для педагогической практики. По мнению Э. Торндайка любые стимулы могут быть разработаны в соответствии с задачами воспитания, а ответные реакции подвергнуты количественному анализу и классифицированы. Данное направление отличается технократическим характером.