Единство системы бюджетного учета
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением смет расходов по бюджетам, смет по специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение вбалансе
учреждения всех операций позволяет его руководителю принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждения, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденной сметы, выявлять незаконные затраты.
Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет: поступления и расходования специальных и внебюджетных средств; кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;
расчетов с дебиторами и кредиторами;
сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания и других ценностей.
Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за расходованием фонда оплаты труда, а также составление в срок баланса и отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных организациях способствует более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутрихозяйственных ресурсов.
Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. В настоящее время применяется бюджетная классификация РФ, утвержденная федеральным законом "О бюджетной классификации Российской федерации от 15 августа 1996 года
№115-ФЗ".
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов всех уровней с присвоением объектам группировочных кодов.
Доходы бюджетов в РФ формируются за счет налогов с юридических и физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами, государственной пошлины, доходов от приватизации, лицензионных сборов за право производства и торговли спиртными напитками, средств, полученных из других бюджетов.
Расходы бюджетов РФ показывают направление средств на бюджетное финансирование народного хозяйства, конверсии военного производства, внешнеэкономической деятельности и народного образования, бюджетных ссуд, культуры, средств массовой информации и др.
Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании, применяется следующий перечень статей (согласно приложению 12 к указаниям о порядке применения бюджетной классификации в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 25 мая 1999 года №38н):
Фонд оплаты труда;
Начисления на заработную плату; Канцелярские и хозяйственные расходы; Командировки и служебные разъезды; Стипендии;
Расходы на питание;
Приобретение медикаментов и перевязочных средств; Приобретение оборудования и инвентаря; Приобретение мягкого оборудования и инвентаря; Государственные капитальные вложения; Капитальный ремонт;
Прочие расходы; Государственная дотация; Операционные расходы; Платежи по ссудам.
По данным статьям выделяются и учитываются расходы в росписях республиканского бюджета, бюджетов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских бюджетов. Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.
Сметы расходов – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.
Формы сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей: в первой части указывается наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; во второй части отражаются показатели оперативного плана начало и конец года, а также среднегодовые; в третьей части приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ееэлементам.
В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику народного образования, культуры, здравоохранения и др. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно- хозяйственных и операционных расходов. Административно - хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д. Операционные расходы – это затраты, связанные стабильно с осуществлением деятельности учреждения (расходы на питание, учебные расходы, педагогический фонд заработнойплаты).
Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится, исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе нормы расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в
натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных расходов) нормы расходов. Правильно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на народное образование, здравоохранение, культуру, науку по отдельным регионамстраны.
При составлении проекта сметы бюджетного учреждения для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру, выделяя внутри статьи отдельные расходы. К примеру, по статье "Канцелярские и хозяйственные расходы"выделяют:
канцелярские расходы;
расходы на вневедомственную охрану; расходы на связь;
расходы на приобретение литературы; расходы по содержанию и найму транспорта;
затраты на оплату информационно-вычислительных услуг.
Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к ней. К примеру, приложение к смете расходов школы открывается сведениями о количестве классов и учащихся по состоянию на первое января и первое сентября планируемого года, затем следует расчет фонда заработной платы, а также расчеты по другим статьям классификации расходов. Заключают приложения к смете расходов общие сведения, используемые при расчетах (общая кубатура всех строений по наружному обмеру, внутренняя площадь здания, количество и площадь классных комнат).
Сметы расходов, составляемые бюджетными учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными. При обслуживании учреждений централизованными бухгалтериями практикуется составление общих смет. В общих сметах расходы планируются в целом по группам однотипных учреждений (школ, детских яслей и садов). Для определения и финансирования затрат на проведение совещаний, приобретение литературы и другие мероприятия министерства, ведомства и управления местной администрации составляют сметы на централизованные мероприятия. Путем суммирования всех расходов на содержание министерства или ведомства, включаются все индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные мероприятия, составляется сводная смета.
Все расходы, включаемые в смету должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их сумм необходимо строго соблюдать режим экономии. При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объема работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившего смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск
печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.
Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов организаций, состоящих набюджете
Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по бюджету и внебюджетным средствам в учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных бюджетах, а также в централизованных бухгалтериях при министерствах, ведомствах, местных администрациях и их управлениях ведется по двойной системе.
Учет может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально- ордерной, журнал-главной формам. Использование ЭВМ создает возможность перехода от решения с помощью вычислительной техники отдельных трудоемких задач к общесистемной автоматизации, обработки учетной информации в целом и решению задач исполнения смет доходов и расходов.
В крупных бюджетных учреждениях бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме. Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по бюджету и смет по специальным средствам, а также другим внебюджетным средствам в организациях, состоящих на бюджете, ведется на балансе по Плану счетов, предусмотренному инструкцией по бухгалтерскому учету в организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 года №107н.
Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчетный документ, в котором отражены и обобщены в денежной оценке на определенную дату средства бюджетного учреждения по видам и использованию, а также по источникам их образования и целевому назначению. Бухгалтерский баланс по исполнению сметы доходов и расходов имеет форму таблицы, состоящей из двух частей: активы и пассивы.
Актив состоит из 10 разделов, а пассив из 5 разделов. В активе отражаются средства, которыми располагает учреждение и их размещение: основные средства и другие долгосрочные финансовые вложения, материальные запасы, малоценные предметы, готовая продукция, средства учреждений, расчеты, расходы; выполненные и сданные заказчиками продукция, работы, услуги; доходы, прибыли (убытки); расходы на капитальное строительство.
В пассиве отражаются источники образования средств: финансирование из бюджета, фонды и средства целевого назначения, расчеты; доходы, прибыли (убытки); финансирование капитального строительства.
В разделе 1 "Основные средства и другие долгосрочные финансовые вложения" актива баланса отражаются основные средства, принадлежащие учреждению; долгосрочные финансовые вложения на срок более одного года; нематериальныеактивы.
Объекты основных средств фиксируются в балансе по первоначальной стоимости. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств допускается лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, а также переоценки основных средств.
В разделе 2 "Материальные запасы" актива баланса отражается стоимость принадлежащих учреждению материалов, продуктов питания, горюче-смазочных материалов и других запасов по фактической стоимости.
В разделе 3 "Малоценные предметы" показывается стоимость принадлежащих учреждению малоценных предметов, белья, одежды, обуви, как на складе учреждения, так и по местам их использования.
В разделе 4 "Готовая продукция" на субсчете 080 этого раздела показывается стоимость остатка изготовленной в учреждениях и их подразделениях продукции и изделий по фактической стоимости, определенной по данным фактических расходов на ее изготовление.
В разделе 5 "Средства учреждений" на субсчетах показываются остатки бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников.
На субсчете 090 "Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя и на другие мероприятия" показываются остатки нераспределенного объема финансирования на лицевых счетах главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в органах федерального казначейства.
На субсчете 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения" показываются остатки неиспользованного объема финансирования на лицевых счетах получателей бюджетных средств.
На субсчете 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте" показывается остаток валютных средств бюджетного учреждения на валютном счете в кредитной организации в пересчете на рубли по курсу Центрального банка РФ на отчетную дату.
На субсчете 100 "Средства для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя и на другие мероприятия" показываются нераспределенные остатки средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на счетах в кредитных организациях (органах федерального казначейства) главного распорядителя бюджетных средств.
На субсчете 101 "Средства на расходы учреждения" показываются неиспользованные остатки средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов учреждения на счете в кредитной организации учреждения.
На субсчете 102 "Средства бюджета субъекта РФ и местного бюджета в иностранной валюте" показываются остатки средств учреждения в
иностранной валюте на счете в кредитной организации в пересчете на рубли по курсу Центрального банка РФ на отчетную дату.
На субсчете 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления" показываются остатки целевых средств и безвозмездных поступлений; на субсчете 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности" показываются остатки средств на счетах в кредитных организациях или органах федерального казначейства по средствам, полученным от предпринимательской деятельности; на субсчете 114 "Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения" показываются остатки средств, поступившие во временное распоряжение учреждения"; на субсчете 115 "Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов" показываются остатки средств, полученных от государственных внебюджетных фондов; на субсчете 118 "Средства в иностранной валюте" показываются остатки средств в иностранной валюте на валютных счетах в кредитных организациях в пересчете на рубли по курсу Центрального банка РФ.
На субсчете 120 "Касса" показывается остаток наличных денег в кассе учреждения, в том числе в иностранной валюте в пересчете на рубли по курсу Центрального банка РФ на отчетную дату в пределах лимитов, установленных кредитными организациями по согласованию с руководителями этих учреждений.
На субсчете "Прочие средства" показывается остаток денежных средств, находящихся в аккредитивах, лимитированных чековых книжках и других денежных документах. Остатки средств по аккредитивам и лимитированным чековым книжкам зачисляются на счет учреждения в кредитной организации или органе федерального казначейства как восстановление кассовых расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.
На субсчете 133"Средства в пути" показываются денежные средства, перечисленные вышестоящими распорядителями, но полученные учреждениями в следующем месяце.
На субсчете 134 "Краткосрочные финансовые вложения" показываются суммы краткосрочных финансовых вложений учреждения сроком до 1 года, производимые за счет средств, полученных из внебюджетных источников в депозиты кредитных организаций, ценные бумаги и др.
В разделе 6 "Расчеты" актива баланса и в разделе 3 пассива баланса на субсчетах показываются суммы дебиторской и кредиторской задолженности: с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги; с подотчетными лицами; с разными дебиторами и кредиторами; по оплате труда и стипендиям; по обязательному медицинскому страхованию и социальной защите населения. Все не законченные к концу года расчеты показываются в балансе раздельно: в активе – дебиторская задолженность, а в пассиве – кредиторская задолженность.
В разделе 7 "Расходы" на субсчете 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия" показываются суммы фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования за отчетный период. По окончании года расходы с кредита субсчета 200 списываются в дебет субсчета 140.
На субсчете 201 "Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования показываются фактические расходы, произведенные учреждениями за счет средств, полученных из дополнительных источников бюджетного финансирования по утвержденной смете доходов и расходов данного учреждения за отчетный период. По окончании года расходы с кредита субсчета 201 списываются в дебет субсчета141.
На субсчете 210 "Расходы к распределению" показываются суммы остатков расходов будущих периодов.
На субсчетах 220 "Расходы от предпринимательской деятельности", 221 "Расходы по изготовлению экспериментальных устройств", 222 "Расходы по изготовлению и переработке материалов" на конец отчетного периода показываются суммы остатков расходов незавершенного производства только по продукции, находящейся в процессе производства, незавершенным работам и услугам, по субсчету 223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли" на конец отчетного периода показываются фактически произведенные расходы за счет средств на материальное поощрение и социальные выплаты, средств на содержание и развитие материально- техническойбазы.
На субсчетах 225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия", 227 "Расходы за счет средств родителей на содержание детского учреждения", 228 "Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов" на конец отчетного периода показываются суммы произведенных расходов. На конец отчетного года остатков по этим субсчетам быть не должно.
В разделе 8 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги" на субсчете 280 показывается по фактической стоимости сданная заказчикам произведенная продукция, выполненные работы и услуги и не оплаченные ими на отчетную дату.
В разделе 9 "Доходы, прибыли (убытки)" актива баланса и в разделе 4 пассива баланса по строкам 0540 и 0980 отражаются: суммы, начисленные заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные ими продукцию, работы и услуги; суммы курсовых разниц, возникшие в связи с предварительной оплатой работ, услуг в иностранной валюте.
По строкам 0550 и 0990 показываются результаты, полученные от реализации продукции, работ и услуг; продажи в установленном порядке неиспользуемых имущественно-материальных ценностей; сдачи в аренду и субаренду имущества в соответствии с действующим законодательством; суммы разниц финансовых вложений учреждений в депозиты, ценные
бумаги организаций, процентные облигации государственных и местных займов. По состоянию на 1 января по субсчету 410 остатка прибыли не должно быть.
В разделе 10 "Расходы на капитальное строительство" актива баланса отражаются расходы на капитальное строительство с выделением сумм стоимости оборудования к установке, строительных материалов для капитального строительства, сумм расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также расходов по бюджету на приобретение оборудования.
В разделе 1 пассива баланса "Финансирование из бюджета" отражаются объемы финансирования, полученные от главного распорядителя, и объемы дополнительного бюджетногофинансирования.
В разделе 2 пассива баланса "Фонды и средства целевого назначения" показываются суммы фонда на материальное поощрение, фонда в основных средствах, нематериальных активах, малоценных предметах, целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия, средств на содержание и развитие материально-технической базы, средств родителей на содержание детского учреждения, заемные средства, износ основных средств.
В разделе 5 пассива баланса "Финансирование капитального строительства" на субсчете 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" показывается кредиторская задолженность, образовавшаяся по расчетам за строительные материалы, конструкции, выполненные работы, приобретаемые за счет средств, выделенных на капитальноестроительство.
На субсчете 143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство" показывается остаток неиспользованного объема финансирования по незаконченным объектам строительства.
На субсчете 241 "Средства на содержание и развитие материально- технической базы" показывается остаток средств, направленных из прибыли по финансовым результатам за квартал на капитальное строительство.
На субсчете 270 "Целевые средства на содержание учреждений и другие мероприятия" на отчетную дату показывается остаток средств, поступивших от других органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц на капитальноестроительство.
Баланс бюджетного учреждения построен по односторонней форме.
Несмотря на отраслевые особенности бюджетных организаций, все они составляют балансы исполнения сметы доходов и расходов в строгом соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29 июля 1998 года №34н и письмом Министерства финансов РФ от 15 февраля 1993 года №12 "О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете" (с изменениями и дополнениями от 03 августа 1993 года, 25 июля 1994 года, 27 июня 1995 года, 26 августа 1997 года). Эти документы определяют единый порядок организации бухгалтерского учета, ведения счетов текущегоучета,
составления сводных годовых отчетов, заполнения форм годовой квартальной и месячной отчетности, а также единый порядок представления и утверждения бухгалтерских отчетов и балансов, оценки их статей и проведения инвентаризации статейбаланса.
Баланс исполнения сметы доходов и расходов является основным отчетным документом, необходимым для управления финансовой и хозяйственной деятельностью бюджетного учреждения, ее анализа, контроля за исполнением по назначению предоставленных учреждению средств. По данным баланса можно определить, как уменьшаются материальные запасы, сокращается дебиторская задолженность, наличие которой указывает на несвоевременность платежей между организациями. В балансе виден размер фактически произведенных учреждением расходов по бюджету.
Составлением баланса и отчетности завершается цикл бухгалтерского учета, а сам баланс при этом является сводкой остатков средств и их источников, числящихся на конец отчетного периода на счетах бухгалтерского учета.
Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. До составления баланса обязательна сверка записей в учете оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по синтетическим счетам. Положением о бухгалтерском учете и отчетности предусматривается проведение инвентаризации основных средств, незавершенного производства (учебных) мастерских, капитального строительства и ремонта, МБП, материалов, продуктов питания и других ценностей. Должна быть проведена сверка расчетов с поставщиками, заказчиками, финансовыми органами, банком и другими дебиторами и кредиторами, а также инвентаризация денежных средств, бланков строгой отчетности и забалансовых статей.
Достоверные и своевременно предоставляемые бухгалтерские балансы, основанные на выверенных данных учета и подкрепленные данными инвентаризации, - важное средство систематического контроля за финансово- хозяйственной деятельностью бюджетных организаций и их финансовым состоянием.
При составлении баланса и отчетности необходимо обеспечить сопоставимость показателей учета и отчетности. Это достигается соблюдением единой методологии расчета плановых и отчетных данных. Все учреждения и организации, состоящие на бюджете (независимо от ведомственной подчиненности), а также централизованные бухгалтерии, включая учреждения, переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют бухгалтерский учет по Плану счетов, утвержденному Министерством финансов РФ (см. Инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденную Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 года №107н).
Запомни:
Предмет и объект бухгалтерского учета в образовательных учреждений, балансовое обобщение, счета и субсчета, бюджетная классификация, план счетов, аналитический и синтетическийучет.
Контрольные вопросы
4. Каковы принципы организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях?
5. Определите сходства и различия организации бухгалтерского учета в образовательном учреждении и коммерческой организации?
6. Охарактеризуйте порядок формирования счета в бюджетных организациях.
Тесты
1. Назовите основной документ, регулирующий бюджетный учет в РФ:
а) Гражданский кодекс Российской Федерации; б) Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации;
в) Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; г) Инструкция по бюджетномуучету.
2. Бюджетная классификация применяется: а) на этапе планированиябюджетов;
б) на этапе обобщения учетной информации в формах отчетности; в) на этапе планирования и на этапе обобщения учетной информации в формахотчетности;
г) носит рекомендательныйхарактер.
3. Федеральным законом «О бюджетной классификации» утверждены:
а) пять видов классификаций; б) шесть видов классификаций; в) семь видов классификаций; г) восемь видовклассификаций.
4. Бюджетная роспись составляется: а) получателемсредств;
б) распорядителемсредств;
в) главным распорядителем средств; г) МинфиномРоссии.
5. Применяемый в процессе составления и исполнения бюджета и смет размер плановых затрат на расчетную единицу -это:
а) норматив;
б) норма;
в) расценка;
г) ставка.
6. Какой проводкой оформляется принятие к бюджетному учету машин иоборудования:
а)Д 40101172 К 40101200;
б)Д 10104310 К 10601410;
в)Д 20509560 К 40101172;
г) Д 20509560 К 40101272.
7. Оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается бухгалтерскойзаписью:
а) Д 10500340 К 30222730; б) Д30220830 К 20611660; в) Д30220830 К 30405340; г) Д 30203830 К 30405222.
8. Заработная плата работникам бюджетной сферы устанавливается в соответствиис:
а) единой тарифной сеткой; б) тарифнойставкой;
в) минимальным размером оплатытруда.
9. Начисление заработной платы работникам оформляется проводками:
а)Д30302830 К 30213730;
б)Д 40102263 К 30213730;
в)Д 40101211 К 30201730.
10.Удержание из заработной платы НДФЛ: а) Д 30201830 К 30403730;
б)Д30201830 К 30301730;
в)Д30201830 К 20800000.
Лекция 8. Маркетинг образовательных услуг
Вопросы:
1. Сущность и назначение маркетинга. Специфика маркетинга в сфере образования
2. Рынок образовательных услуг. Сегментация образовательныхуслуг.
3. Маркетинговая среда образовательного учреждения и ееанализ
4. Построение стратегии образовательногоучреждения
5. Продвижение образовательных услуг нарынке
1. Сущность и назначение маркетинга. Специфика маркетинга в сфереобразования.
Переход к рыночной экономике способствовал развитию маркетинга в сфере образования, с помощью которого образовательные учреждения реагируют на внешние воздействия среды, адаптируют свои внутренние возможности к требованиям субъектов рынка. Маркетинг в сфере образования носит как коммерческий, так и некоммерческий характер и нацелен как на создание, успешное продвижение и реализацию образовательных услуг и продуктов, так и на получение благоприятного социального эффекта.
Маркетинг позволяет изучить спрос на образовательные услуги, оценить влияние различных факторов рынка труда на результаты деятельности образовательного учреждения, выявить закономерности формирования востребованных специалистов, разработать и реализовать маркетинговую политику функционирования системы образования.
Модернизация российского образования проходит в условиях обострившейся конкуренции на рынке образовательных услуг. Вузы, использующие маркетинговый поход, стремятся к более качественному, чем у конкурентов, удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах29.
Функционирование рынка образования в условиях рыночной экономики имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями не только образования как важнейшей отрасли народного хозяйства, но и интеллектуального продукта, производимого вней.
Специфика проявляется, прежде всего, в том, что образование по своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах. В современных условиях лишь узкий круг образовательных учреждений способен функционировать на основе самофинансирования. Образовательные услуги относятся к группе общественных благ, которые, как правило, финансируются государством и предоставляются обществу в целом или отдельным социальным группам.
Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования. Это способствует развитию конкуренции, соперничества в привлечении потребителей образовательных услуг, что приводит к повышению качества и ассортимента образовательных продуктов30.
Существует множество определений маркетинга. Слово «маркетинг» означает активную работу, действие на рынке. Маркетинг —вид
29 Кузьмина, E. E. Маркетинг образовательных услуг : учеб. пособие для магистров /Е. Е. Кузьмина. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 330 с. С. 17.
30 Бухарова Г.Д. Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Г.Д.Бухарова,
Л.Д.Старикова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. С. 3.
человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена(Ф.Котлер).
В самом общем виде маркетинг можно определить как комплекс подходов и методов, ориентированный на рынок, служащий формированию и достижению целей организации.
Маркетинг — это теоретическая и практическая система, направленная на разработку и производство новых товаров или услуг с учетом рыночной ситуации и изменением потребности людей, с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворенияпотребностей.
Маркетинг следует рассматривать, как минимум, с четырех точек зрения: как идеологию современного бизнеса; как систему маркетинговых исследований; как управление маркетингом; как комплекс мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.
При исследовании маркетинга с любой точки зрения выявляются две неразрывные стороны: во-первых, тщательное изучение рынка, спроса и потребностей, во-вторых, — активное воздействие на рынок, на формирование потребностей и предпочтений покупателей31.
Маркетологи выделяют два основных вида рынка — рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца — это рынок дефицита товаров и услуг, на котором преобладают продавцы и наиболее активными агентами выступают покупатели.
Рынок покупателя — это рынок, на котором преобладают покупатели и наиболее активными агентами являются продавцы.
В условиях современного рынка предложение товаров обгоняет спрос на них, и маркетинг ассоциируется с продавцами, пытающимися отыскать покупателей, т. е. с рынком покупателя.
Для совершения сделок на рынке образовательных услуг необходимо выполнение двух условий: наличие человека, желающего получить определенный уровень образования и имеющего для этого возможности, и лица (физического или юридического), которое может и желает ему это образование предоставить.
Если для товарных рынков характерно стремление производителей получать информацию о нуждах потребителей, то для образовательного рынка более характерна обратная черта: стремление клиентов получить как можно больше информации о продавцах образовательных услуг. Все эти стремления можно объединить общим термином — «маркетинговые коммуникации»32.
Субъектами маркетинговых отношений на рынке образовательных услуг являются: образовательные учреждения; потребители образовательных услуг (ОУ) (индивидуальные и корпоративные); посредники в структуре
31 Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Г.Д.Бухарова, Л.Д.Старикова.
— М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. С.7.
32. Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Г.Д.Бухарова, Л.Д.Старикова.
— М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. С.7.
системы образования и внешние посредники, обеспечивающие реализацию образовательных процессов (первые включают: органы управления образованием всех уровней, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.; вторые включают: службы занятости, биржи труда, рейтинговые агентства, кредитно-финансовые учреждения, заинтересованные в кредитовании образовательной деятельности и др.); общественные организации и структуры, участвующие в продвижении образовательных услуг на рынке (некоммерческие организации, такие, как политические партии, ассоциации развития и т.д.)33.
2. Рынок образовательных услуг. Сегментация образовательных услуг.
Все субъекты образовательной деятельности должны интегрировать свои усилия вокруг конечного потребителя ОУ и формирования его личности. Следовательно, он должен находиться в центре маркетинговых коммуникаций и маркетинговых усилий всех субъектов данного рынка, а также являться обязательным участником всех сделок в даннойсфере34.
Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает прямо противоположные установки и решения в отношении перечисленных аспектов его деятельности: 1. Оказываются (производятся) только те ОУ, которые пользуются или будут пользоваться, с учетом времени на оказание ОУ, спросом на рынке. 2. Ассортимент продукции (ОУ) достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований клиентов, общества, научно- технического прогресса. Процессы и технологии оказания ОУ гибки, легко адаптируемы. 3. Цены на ОУ формируются под значительным воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса. 4. Ведется активная коммуникационная политика и реклама ОУ, направленная на конкретные целевые группы потребителей ОУ, на потенциальных посредников образовательной деятельности. Продвижение и продажи ОУ децентрализованы. 5. Суть маркетинга как философии рынка опирается на ориентацию ОУ на запросы конечного потребителя.
Принципы маркетинга ОУ: 1. Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении таких ОУ, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка. 2. Понимание качества ОУ как меры удовлетворения потребности в них. 3. Широкой взгляд на потребности клиента, предполагающий, что клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний, а возрастание стоимости его человеческого капитала, как для работодателей и общества, так и для самого конечного потребителя ОУ. 4. Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего, затрат по потреблению ОУ) и учет их в ценообразова