IV. Финансирование и материально-техническое обеспечение экспериментальной площадки
17. Источники финансирования.
Финансирование экспериментальной площадки осуществляется за счет следующих источников:
- средств, поступающих из госбюджета на образование в размерах, которые предусмотрены нормативами на содержание массовой школы, дошкольного или внешкольного учреждения, находящихся на территории экспериментальной площадки;
- дополнительных государственных средств, выделяемых на развитие образования в стране;
- средств, выделяемых на педагогическую науку;
- средств, выделяемых министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, предприятиями, объединениями, кооперативами, различными общественными фондами, организациями творческого союза учителей, отдельными гражданами;
- дополнительных средств, выделяемых местными органами государственной власти на развитие образования;
- оплаты за дополнительные образовательные услуги, объявленные экспериментальной площадкой.
18. Фонд экспериментальной площадки.
Фонд экспериментальной площадки образуется из средств, поступающих для финансирования работ на экспериментальной площадке. Право распоряжения средствами фонда, определения статей и размеров расходов по статьям осуществляется в установленном порядке.
Финансовые средства экспериментальной площадки находятся в полном ее распоряжении, и изъятие их может осуществляться министерствами народного образования (Госкомитетом) союзных республик, Гособразованием СССР в порядке, предусмотренном законодательством.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экспериментальной площадки осуществляется в установленном порядке.
19. Материально-техническое обеспечение.
Все материальные средства, здания, сооружения и оборудование, выделенные при организации экспериментальной площадки, а также приобретенные в период ее существования, находятся во владении, пользовании и распоряжении органа управления этой площадкой.
Экспериментальная площадка пользуется приоритетом при выделении фондов и лимитов на материально-техническое оснащение учреждений народного образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Тест по дисциплине
1. Для каждого задания выберите наиболее верный вариант ответа.
1.1. Назначение науки в образовании состоит в том, чтобы...
а) определять нормы деятельности педагога;
б) выявлять существующие в образовании закономерности;
в) оптимизировать деятельность учителя.
1.2. Гуманитарность психолого-педагогического знания основана на...
а) признании ребенка субъектом собственного развития;
б) многоаспектности, многогранности образовательных процессов;
в) гуманистическом подходе к обучению и воспитанию.
1.3. Соотношение науки и практики образования состоит в том, что...
а) наука призвана обобщать передовой педагогический опыт;
б) наука помогает оптимизировать практику образования;
в) практика формирует запрос на актуальные исследования.
2.1. Что не входит в понимание методологии образования:
а) нормативное знание о способах организации научного иссле
дования;
б) системное изложение ведущих идей;
в) квалификационные требования к подготовке исследователя?
2.2. Какая система исходных идей относится к философскому уровню
методологии образования:
а) личностный подход;
б) диалектический материализм;
в) культурологический подход?
2.3. Назначение общенаучного уровня методологии образования за
ключается в необходимости...
а) определить фундаментальные особенности исследования;
б) оформить исследовательскую позицию ученого;
в) отобрать общие способы изучения образовательных феноменов.
3.1. Объект исследования — это...
а) область действительности;
б) область реальности;
в) сфера деятельности.
3.2. Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании — это...
а) предположительный ответ на цель и задачи исследования;
б) проект предстоящих исследовательских действий;
в) описание решаемых в исследовании проблем.
3.3. Концепция конкретного психолого-педагогического исследова
ния — это...
а) система исходных философских идей;
б) система методов исследования;
в) система ценностно-целевых установок и соответствующих им
принципов.
4.1. Понятийный аппарат науки предназначен не для того, чтобы...
а) определять специфику данной области знаний;
б) отличать теоретическое исследование от описания опыта;
в) устанавливать связи с другими науками.
4.2. В логике конкретизации (сужения значения) нужно расположить
следующие понятия:
а) категория — термин — понятие;
б) термин — понятие — категория;
в) категория — понятие — термин.
4.3. Парадигма — это...
а) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений;
б) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на ис
толкование и объяснение какого-либо явления;
в) модель постановки проблем и их решения.
5.1. Диагностика и сбор эмпирических данных не включены в...
а) подготовительный этап исследования;
б) этап предварительного изучения проблемы;
в) этап апробации экспериментальной модели.
5.2. Моделирование осуществляется...
а) в начале психолого-педагогического исследования;
б) в результате психолого-педагогического исследования;
в) в начале и конце психолого-педагогического исследования.
5.3. Проект в психолого-педагогическом исследовании — это...
а) замысел исследования;
б) план исследовательских действий;
в) рекомендации по внедрению в практику полученных выводов.
6.1. Метод исследования — это...
а) стиль исследовательской деятельности;
б) предписание, как действовать;
в) исследовательская позиция ученого.
6.2. Какой из перечисленных методов не относится к теоретическим:
а) контент-анализ;
б) интерпретация;
в) понимание?
6.3. Какие из перечисленных методов не относятся к эмпирическим:
а) методы диагностики;
б) методы проектирования;
в) методы эксперимента?
7.1. Принцип — это...
а) наиболее общее требование к проведению исследования;
б) основная идея исследования;
в) направленность исследования.
7.2. Специфика исследований в сфере обучения обусловлена...
а) субъективностью диагностических методик;
б) зависимостью результатов от свойств самого обучаемого;
в) частой сменой стандартов обучения.
7.3. Выбор ведущих методов психолого-педагогического исследования
обусловлен в первую очередь...
а) методологическими установками исследователя;
б) концептуальными ориентирами исследователя;
в) характером, предметом и задачами исследования.
8.1. В понятие надежности не включается...
а) неизменность результатов при любых измерениях;
б) неизменность метода в процессе диагностики;
в) неизменность объекта диагностики при измерениях.
8.2. Понятие валидности относится прежде всего к...
а) применяемому диагностическому инструментарию;
б) критериям, по которым проводится диагностика;
в) компетентности самого исследователя.
8.3. Диагностический критерий — это...
а) признак, на основании которого производится оценка, опреде
ление или классификация диагностируемого свойства;
б) некоторая величина или качество переменной, которое может
проявляться у диагностируемого объекта;
в) форма проявления диагностируемого свойства.
9.1. Измерения в психолого-педагогических исследованиях...
а) невозможны, так как нет эталона человека и способа сравнения
с ним реальной личности;
б) проводятся только как качественные сравнения;
в) сочетают количественные и качественные характеристики.
9.2. Какая из мер центральной тенденции предпочтительна в малой
совокупности результатов с большим разбросом крайних значений:
а) мода;
б) медиана;
в) среднее арифметическое?
9.3. Какой тип диаграммы наиболее наглядно демонстрирует соотно
шение частей внутри целого:
а) столбчатая диаграмма;
б) ярусная диаграмма;
в) круговая диаграмма?
10.1. Какая из функций не относится к функциям науки:
а) объяснительная;
б) преобразовательная;
в) контрольно-оценочная?
10.2. Гуманитарный характер психолого-педагогического знания со
стоит в том, что...
а) оно зависит от точки зрения исследователя, т.е. не является
точным;
б) это знание о способах решения проблем человека;
в) знание гуманистично по своей природе.
10.3. Принципы как нормативное знание основаны на...
а) потребностях практики;
б) объективных закономерностях;
в) целевых установках руководителей образования.
11.1. Методология науки — это...
а) учение о принципах, методах и формах познавательной дея
тельности;
б) нормативное знание о способах организации научного исследо
вания;
в) системное изложение ведущих идей.
11.2. Какая система исходных идей не относится к философскому уров
ню методологии образования:
а) личностный подход;
б) экзистенциальный подход;
в) религиозная философия?
11.3. Конкретно-научный уровень методологии образования представ
ляет собой...
а) систему идей, специфичных для сферы образования;
б) систему исследовательских процедур, применяемых в образова
нии;
в) систему правил организации психолого-педагогического иссле
дования.
12.1. Предмет исследования в образовании...
а) это часть объекта;
б) определяет аспект рассмотрения объекта;
в) определяется потребностями практики образования.
12.2. Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании...
а) не является обязательной, так как сужает поле поиска;
б) отражает аспект рассмотрения исследовательской проблемы;
в) нужна как отправная точка в поиске нового знания.
12.3. В концепцию психолого-педагогического исследования включа
ются...
а) целевые установки исследователя;
б) этические правила и принципы исследования;
в) юридические нормы проведения исследования.
13.1. Понятийный аппарат науки предназначен не для того, чтобы...
а) теоретическое исследование отличалось от описания опыта;
б) определять специфику данной области знаний;
в) устанавливать связи с другими науками.
13.2. В логике конкретизации (сужения значения) нужно расположить...
а) термин — понятие — категория;
б) категория — понятие — термин;
в) категория — термин — понятие.
13.3. Теоретическая концепция — это...
а) модель постановки проблем и их решения;
б) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явле
ний;
в) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на ис
толкование и объяснение какого-либо явления.
14.1. Основные характеристики исследования определяются...
а) на подготовительном этапе работы;
б) при планировании исследовательских действий;
в) при формулировании выводов.
14.2. Модель в психолого-педагогическом исследовании — это спо
соб...
а) представления внутри- и межличностных процессов;
б) исследования образовательных процессов;
в) представления результатов научного поиска.
14.3. Проектирование в психолого-педагогическом исследовании —
это...
а) разработка методических рекомендаций;
б) способ прогнозирования образовательных явлений и процессов;
в) способ представления нормативного знания.
15.1. Метод исследования — это...
а) то же, что и принцип деятельности;
б) способ выполнения исследовательских процедур;
в) система действий по достижению общей цели.
15.2. Какой из перечисленных методов не относится к теоретическим:
а) идеализация;
б) рейтинг;
в) моделирование?
15.3. Какие из перечисленных методов не относятся к эмпирическим:
а) проектирование;
б) шкалирование;
в) метод полярных профилей?
16.1. Принцип исследования (найти ошибочное утверждение)...
а) обусловлен объективными закономерностями;
б) ограничивает исследовательские действия;
в) конкретизируется в системе правил.
16.2. Специфика исследований в сфере воспитания обусловлена...
а) отсутствием государственной идеологии воспитания;
б) неразработанностью стандарта воспитания;
в) нелинейностью причинно-следственных зависимостей.
16.3. Гуманитарная позиция исследователя обусловливает выбор ме
тодов, направленных на...
а) понимание внутреннего мира обучаемых, воспитанников и ра
ботающих с ними педагогов;
б) раскрытие потенциала саморазвития педагогических явлений и
процессов;
в) выявление комфортных условий деятельности, поведения и об
щения.
17.1. Коэффициент надежности не связан с коэффициентом корреля
ции...
а) результатов, полученных по разным шкалам одного и того же
теста;
б) результатов тестирования одного и того же контингента испы
туемых вариантами одного и того же теста;
в) между результатами первого и повторного испытаний одним
тестом одной и той же выборки испытуемых.
17.2. Критерий валидности говорит о...
а) теоретической обоснованности применяемого метода;
б) степени соответствия метода своему назначению;
в) степени точности и устойчивости показателей диагностируемо
го признака.
17.3. Диагностический показатель — это...
а) признак, на основании которого производится оценка, опреде
ление или классификация диагностируемого свойства;
б) некоторая величина или качество переменной, которое может
проявляться у диагностируемого объекта;
в) форма проявления диагностируемого свойства.
18.1. Специфика использования разных шкал в психолого-педагогических измерениях...
а) объясняется трудностью в их разработке и применении соответствующих методик;
б) связана с необходимостью определения качественных измене
ний диагностируемого свойства;
в) определяется необходимостью соблюдения системно-целостно
го подхода.
18.2. Какая из мер центральной тенденции предпочтительна для дан
ных, полученных с помощью номинальной шкалы:
а) мода;
б) медиана;
в) среднее арифметическое?
18.3. Как лучше проиллюстрировать причинно-следственную зависи
мость двух величин:
а) диаграммой;
б) схемой;
в) графиком?
2. Сравните свои ответы с ключом:
1баб; 2вбв; 3аав; 4бав; 5авв; 6баб; 7абв; 8бба; 9вбв; 10вбб; 11ааб; 12бва; 13авб; 14аав; 15вба; 16бвб; 17абб; 18бав.
3. Пользуясь таблицей, отметьте наиболее слабо усвоенные вопросы
Государственного образовательного стандарта и обратитесь для более глу
бокого их изучения к соответствующим главам пособия.
Содержание ГОС Функции психолого-педагогических исследований в системе образования | Тема Назначение науки в системе образования Гуманитарный характер психолого-педагогического знания Единство науки и практики образования | Вопрос теста 1.1, 10.1 1.2, 10.2 1.3, 10.3 | Глава пособия |
Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования | Методология как теоретический ориентир в науках об образовании Философский уровень методологии педагогики Общенаучный и конкретно-научный уровень методологии педагогики | 2.1, 11.1 2.2, 11.2 2.3, 11.3 | |
Объект, предмет, гипотеза, концепция исследования | Соотношение объекта и предмета исследования Понятие гипотезы исследования Концепция исследования | 3.1, 12.1 3.2, 12.2 3.3, 12.3 | |
Понятийный аппарат | Категориальный аппарат как основа научного знания | 4.1, 13.1 |
Окончание табл.
Содержание ГОС | _ Вопрос Глава Тема , теста пособия Термин, категория, понятие 4.2, 13.2 Парадигма, теория и концепция 4.3, в системе научного знания 13.3 |
Общая логика и структура психолого-педагогических исследований | Этапы педагогического иссле- 5.1, 5 дования 14.1 Моделирование в психолого- 5.2, педагогическом исследовании 14.2 Проектирование как метод 5.3, исследования 14.3 |
Классификация методов исследования Определение оптимального комплекса методов Надежность и валидность Обработка и интерпретация научных данных | Понятие метода исследования 6.1, 6 15.1 Теоретические методы иссле- 6.2, дования 15.2 Эмпирические методы иссле- 6.3, дования 15.3 Принципы и правила исследо- 7.1, 7 вания 16.1 Специфика исследования раз- 7.2, личных аспектов образования 16.2 Гуманитарная взаимосвязь пред- 7.3, мета и метода исследования 16.3 Надежность методов психолого- 8.1, 8 педагогического исследования 17.1 Валидность методов психолого- 8.2, педагогического исследования 17.2 Общие требования к методам 8.3, исследования 17.3 Измерения в психолого-педаго- 9.1, 9 гическом исследовании 18.1 Математическая и статистиче- 9.2, екая обработка данных 18.2 Визуализация данных и выводов 9.3, исследования 18.3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4