Измерения в психолого-педагогическом исследовании
Понятиедиагностической шкалы. В результатах педагогической диагностики тесно взаимосвязаны качественные и количественные характеристики. Качество — это совокупность свойств, указывающих на то, что представляет собой предмет, чем он является. Качеством называется также существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которой они являются данным предметом, явлением или процессом. Традиционно качество раскрывается с помощью описания признаков.
Количество определяет размеры и отождествляется с мерой, числом, измерением. При этом измеряется не сам объект, а его свойство или отличительный признак. В широком смысле измерение — это особая процедура, посредством которой числа (или порядковые величины) приписываются вещам по определенным правилам. Сами правила состоят в установлении соответствия между некоторыми свойствами чисел и некоторыми свойствами вещей. Возможность данного соответствия и обосновывает важность измерения в педагогике.
Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное качество и в чем его специфика. Затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств. Переход от качественного изучения к количественному описанию осуществляется в следующей последовательности действий:
- регистрация — выявление определенного качества у явлении данного класса и подсчет количества его проявлений (например, количество выборов при социометрических методиках);
- ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка членов группы в порядке убывания их выборов);
- шкалирование — присвоение баллов или других цифровых
показателей исследуемым характеристикам.
Шкала (от лат. зса1а — лестница) представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. Шкала — это способ упорядочивания объектов произвольной природы. Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений.
Это требует глубокого проникновения в суть изучаемых (в том числе педагогических) явлений, логического осмысления проблемы. Например, чтобы измерить степень развития любого морального качества у школьников, следует установить, в чем конкретно оно проявляется. Затем эти конкретные проявления включаются в шкалу в виде непрерывного ряда от простого к сложному. Каждое из конкретных проявлений морального качества оценивается количественно.
Измерения можно проводить на четырех уровнях, каждому из которых соответствует своя шкала: 1) шкала наименований (или номинальная шкала), 2) шкала порядка (или ранговая, ординальная шкала); 3) интервальная шкала, 4) шкала отношений (пропорциональная шкала).
При этом каждый тип шкалы может быть охарактеризован соответствующими числовыми свойствами. Рассмотрим более подробно основные свойства разных типов шкал, эмпирические операции, допустимые для каждого типа шкал, а также статистические приемы обработки и анализа исходных, или, как их чаще называют, первичных, результатов исследования.
Номинальная шкала.Шкалу наименований иначе называют номинальной (назывной), потому что с ее помощью предметы лишь группируются по классам на основании наличия у них общего признака или свойства. С помощью шкалы каждой группе приписывается определенный числовой индекс.
Примером таких шкал является группировка людей по полу, социальному положению, месту жительства, семейному положению. Очевидно, что, присвоив, к примеру, девочкам индекс 0, а
мальчикам — 1, мы с уверенностью можем сказать лишь то, что эти группы различаются по данному признаку, если их индексы различны (или равны, если равны их индексы). Определить же, на сколько или во сколько раз они отличаются и даже какой показатель больше или меньше, номинальная шкала не позволяет. Цифровые индексы 0 и 1 взяты нами произвольно, вместо них вполне возможно обозначить группы другими цифрами в любом порядке, к примеру: 187 и 59. Эти числа — всего лишь имена. Потому шкала и называется номинальной (от лат. потеп — имя).
Мы выполнили бы номинальное измерение, если бы присвоили число 1 англичанам, 2 — немцам, а 3 — французам. Равна ли одному французу сумма одного англичанина и одного немца (1 + 2 = 3)? Конечно, нет. Если процесс присвоения чисел предметам представлял собой номинальное измерение, то действия с величиной, порядком и прочими свойствами чисел не будут иметь никакого смысла по отношению к самим предметам, поскольку мы не интересовались величиной, порядком и другими свойствами чисел, когда присваивали их (В. Г. Максимов).
При построении шкал наименований главными являются качественные различия, а количественные не принимаются во внимание. Поэтому числа, используемые для обозначения классов эквивалентности в этих шкалах, не отражают количественных различий выраженности изучаемого признака.
Назначение номинальной шкалы состоит в различении объектов по наличию или отсутствию признака, и применяется она для классификации объектов.
Порядковая (или ранговая) шкала измерений.Порядковая шкала (ординальная, ранговая) — это упорядоченная номинальная шкала, которая устанавливает не только равенство между объектами по выбранным признакам, но и отношения порядка. Она позволяет обнаружить в предметах различия в степени выраженности признака или свойства.
Общий вид порядковой шкалы:
а) максимально положительный ответ;
б) положительный ответ;
в) отрицательный ответ;
г) максимально отрицательный ответ.
При помощи порядковой шкалы изучаются отношения опрашиваемого к различным объектам, измеряется степень оценки им каких-то предметов и явлений, интенсивность проявления некоторых личностных характеристик, педагогических явлений.
Если ответам на приведенной выше ранговой шкале присвоены номера 4, 3, 2, 1, то столь же правомерно и присвоить номера
254, 52, 37, 0 — важно лишь, что эти четыре числа идут в порядке убывания. Порядковая шкала не дает возможности изменить расстояние между объектами, проецируемыми на нее, она характеризует только порядок расположения объектов по возрастанию или убыванию их свойств. Данный вид измерения использует два свойства чисел — различие их и порядок расположения. Шкала порядка неравномерна. Расстояния между соседними метками шкалы неизвестны. Следовательно, некорректно складывать, вычитать, умножать, делить порядковые места или с их помощью вычислять среднее арифметическое значение.
То, что Саша в классе первый по росту, а Денис — третий, означает лишь то, что Саша самый высокий и между ним и Денисом есть еще кто-то один. Но знание ранга не дает возможности ответить на такие вопросы, как «на сколько?» или «во сколько раз?». Зато можно с уверенностью сказать, что если Сергей выше Артема, а Михаил ниже Артема, то Сергей выше Михаила.
Школьные отметки также представляют собой ранговую шкалу, которая позволяет утверждать, что ответ на «5» лучше, чем на «3». Здесь отсутствует равномерность распределения между выставляемыми отметками. Никто не может утверждать, будто различие между отметками «1» и «2» столь же велико, как между «3» и «4» или «4» и «5». Именно поэтому неправомерно выставлять в качестве итоговой оценки среднюю арифметическую.
Порядковая шкала позволяет различать уровень проявления свойств объекта, но не определяет величину различия проявления свойств, поскольку не имеет эталона (масштабной единицы). Ее применение целесообразно в целях упорядочения совокупности объектов по интенсивности проявления диагностируемого свойства.
Большая часть шкал, широко применяемых в педагогических, социологических, социально-психологических исследованиях, — это шкалы порядка.
Интервальная шкала.Такое присвоение объектам чисел, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого признака или свойства объектов, становится возможным при использовании интервальной шкалы. Она образуется на основе порядковой шкалы путем присвоения числовых эквивалентов ее делениям. Интервальная шкала характеризуется тем, что интервалы между объектами могут быть измерены, а значит, появляется возможность определять не только признаки свойств предметов, но и количественное различие степеней свойств этих предметов.
Шкала интервалов имеет отличительные свойства, заключающиеся в следующих возможностях: определение признаков, свойств предметов, выявление различия в степени измеряемых свойств,
опора на условно определенную нулевую точку отсчета, произвольное определение величины единицы измерения (интервальной величины).
Для интервального измерения устанавливается единица измерения (градус, метр, сантиметр, грамм и т.д.). Предмету присваивается число, равное количеству единиц измерения, которое приблизительно соответствует количеству измеряемого свойства. Например, температура металлического бруска равна 86 °С.
При создании шкал интервалов основная проблема состоит в том, чтобы изобрести такие операции, которые позволили бы уравнять единицы шкал. В шкале имеются интервалы с соответствующими номерами, и характер ответов испытуемого фиксируется на определенной точке шкалы, выражающей его отношение к данному вопросу.
Для получения интервальной шкалы используют вопросы с оценкой: закрытые вопросы, к которым прилагается оценочная характеристика типа «полностью одобряю», «отношусь нейтрально», «он вызывает во мне некоторое неодобрение», «...полное неодобрение», «не знаю». В этом случае исследователь получает не только тот ответ, с которым респондент согласен, но и тот, с которым он не согласен, а также видит меру этого согласия и несогласия. В результате появляется возможность провести количественную обработку ответов, дав каждому ответу определенную количественную оценку.
Для построения трехградусной односторонней шкалы на вопрос «Доволен ли ты своей школой?» предлагается три ответа: очень — 10; не очень — 5; не доволен — 0.
Многоградусная односторонняя шкала имеет такой вид: очень доволен — 6; относительно доволен — 4; не очень доволен — 2; совсем не доволен — 0.
Шкалы могут быть и двусторонние, т.е. иметь оценку ответов со знаком «минус». Например, на вопрос «Окончив школу, как ты будешь о ней вспоминать?» даются следующие ответы: очень хорошо «+10»; довольно хорошо «+5»; нейтрально «0»; довольно плохо «-5»; очень плохо «-10».
Шкалам интервалов присущи все те отношения, которые характерны для номинальных и порядковых шкал. Кроме того, для них возможно использование операций установления равенства, разности, сопоставления «больше — меньше» в отношении измеряемых свойств, а также утверждение равенства интервалов и равенства разностей между значениями одной шкалы. Однако операции сложения, умножения и деления с этими данными сомнительны. Между показаниями на интервальной шкале нельзя установить пропорций (соотношения). К примеру, предмет, имеющий температуру 30°, не будет втрое теплее того, у которого температура 10°.
Эти рассуждения обусловлены тем, что три момента на шкале интервалов устанавливаются произвольно: нуль шкалы (точка отсчета, которая не означает полного отсутствия измеряемого признака), величина единицы измерения и направление, в котором ведется подсчет.
Шкала интервалов имеет масштабную единицу, благодаря чему позволяет определять различие, степень проявленности и величину различия измеряемого свойства объекта. Она не определяет уровня исчезновения свойства и пропорций. Эту шкалу целесообразно применять в тестовых методиках.
Шкала отношений.Когда нулевая точка на интервальной шкале не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства, эта шкала становится шкалой отношений, или пропорциональной шкалой. Второе название указывает на то, что числа, приравниваемые к классам объектов, пропорциональны степени выраженности измеряемого свойства. В условиях шкалы отношений возможны утверждения, что у А в 2 (5, 7,5) раза больше свойств, чем у В. Измеритель может заметить отсутствие свойства и имеет единицу измерения, позволяющую регистрировать различающиеся значения признака.
Шкала отношений характеризуется возможностью определения каждого из следующих четырех соотношений: равенство, ранговый порядок, равенство интервалов и равенство отношений. Все операции с цифрами (сложение, вычитание, умножение и деление) можно производить без каких-либо ограничений. Примерами измерения в шкале отношений могут служить измерение размеров и массы предметов, измерение температуры по шкале Кельвина. Числа, присвоенные объектам, обладают всеми свойствами объектов интервальной шкалы, но помимо этого на шкале существует абсолютный нуль.
Шкала отношений определяет абсолютно любые отношения между уровнями проявления свойств, имеет масштабную единицу, фиксирует исчезновение свойства.
В психолого-педагогической диагностике она используется крайне редко, например для измерения скорости выполнения задания, количества сделанных однородных ошибок, количества запоминаемых при первоначальном изучении слов иностранного языка и т.д.
Специфика использования разных типов шкал.Разработка шкалы для измерения требует учета таких условий, как соответствие измеряемых объектов, явлений измерительному эталону; выявление возможности измерения интервала между различными про-
явлениями измеряемого свойства; определение конкретных показателей различных проявлений измеряемых явлений.
Различие уровней измерения качества можно проиллюстрировать простым примером:
- если в диагностике используется критерий факта, т.е. выявляется наличие или отсутствие какого-либо свойства, то получается номинальная шкала (к подобным свойствам, например, относится пол испытуемого);
- если можно установить и степень выраженности этого свойства («больше» — «меньше»), то строится ранговая шкала (примером таких свойств является степень произвольности внимания);
- если фиксируется, насколько диагностируемое свойство у одних испытуемых выражено больше, чем у других, то можно получить интервальную шкалу (большинство тестов успеваемости, например, дают такую возможность);
- если же выясняется, во сколько раз больше свойство выражено у одних испытуемых чем у других, то получим пропорциональную шкалу (например, антропометрические параметры: рост, масса, объем легких и т.д.).
Шкалы наименований самые «слабые». Числа в них используются только для обозначения принадлежности исследуемого объекта к определенному классу. В ранговых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Интервальная шкала дополнительно предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Однако по мере возрастания точности и функциональности шкал возрастает и трудность в их разработке, усложняются соответствующие диагностические методики. Поэтому в соответствии с решаемыми конкретными задачами каждый раз следует выбирать минимально достаточную шкалу.
Выделение уровней развития исследуемого свойства — одна из типичных проблем при выборе оптимальной шкалы. При целостном подходе к изучению педагогических явлений и процессов развитие понимается как переход качества от низших уровней к высшим. При выделении уровней чаще всего берут за основу структурно-функциональный признак: измеряемое качество (например, отношение) при переходе на другой уровень меняет свою структуру и функции.
Применяя категорию целостности, можно рассматривать каждый новый уровень развития как качественно определенное состояние целого. Считается, что переход качества на более высокий уровень означает не исчезновение интегративных свойств предшествующего уровня, а преобразование их в более совершенные. Некоторые ученые отмечают, что путь развития есть систем-
но-целостный процесс и включает следующие четыре уровня системности.
Первый уровень — аморфность системы, разрозненность ее элементов, отсутствие устойчивых связей между ними, когда нет еще возможности говорить о сколько-нибудь сложившейся структуре. Система ведет себя непредсказуемо, велика ее зависимость от условий внешней среды.
Второй уровень — появление связей между группами элементов в системе, в ней образуются «фрагменты структуры», устанавливаются причинно-следственные связи, поведение системы становится предсказуемым в определенных ситуациях, но остается неустойчивым.
Третий уровень — наличие связей практически между всеми элементами системы, выстраивание ее внутренней структуры, более устойчивое поведение системы, т. е. оно проявляется на уровне тенденций в большинстве ситуаций жизнедеятельности. Это уровень связного целого, однако система еще неустойчива, ее структура с большой степенью вероятности может быть разрушена внешними воздействиями.
Четвертый уровень — оптимально связное целое, связи между элементами системы устойчивы, выстраиваются в иерархическую структуру; устойчивым и автономным (относительно независимым от внешней среды) становится и поведение системы. Это стадия саморазвития системы, когда усиливаются внутренние факторы ее развития, а внешние отступают на второй план, когда система включает освоенную среду в качестве элементов своей структуры.
Выделенные уровни могут стать основой для построения ранговой шкалы, которую при соответствующей статистической обработке можно перевести в интервальную.
9.2. Математическая и статистическая обработка данных1
Использование статистики в исследовании.Там, где это возможно, качественный анализ результатов диагностики стремятся дополнить количественным — математической обработкой и статистическим анализом. Методы статистики позволяют не только установить причинно-следственную связь, но и прогнозировать протекание процессов на основе статистических моделей. Имеются три главных раздела статистики.
• Описательная статистика позволяет описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того
В разделе использованы материалы и разработки М.И.Еременко.
или иного распределения, вычислять среднее для данного распределения, его размах и дисперсию.
• Индуктивная статистика необходима тогда, когда требуется проверить, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой выборка взята. Иначе говоря, она позволяет установить, до какой степени можно путем индукции распространить на большее число объектов ту или иную закономерность, обнаруженную при изучении ограниченной группы в ходе какого-либо наблюдения или эксперимента. Следовательно, индуктивная статистика необходима после получения эмпирических данных, на этапе обобщения и конструирования выводов.
• Корреляция показывает вероятностную или статистическую зависимость. В отличие от функциональной зависимости корреляция возникает тогда, когда зависимость одного из признаков от другого осложняется наличием ряда случайных факторов.
Выбор методов обработки данных, полученных в результате диагностики, во многом определяется тем, какой шкалой (номинальной, ранговой, интервальной или шкалой отношений) пользовались при измерениях; подчиняются ли полученные данные закону нормального распределения; являются ли сравниваемые выборки зависимыми или независимыми.
Соответственно ответом на эти вопросы при анализе и математической обработке массового материала применяются статистические методы, в число которых входят вычисление средних величин, а также подсчет степеней рассеивания около этих величин — дисперсии, среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации и др.
Основные этапы обработки результатов.Полученные в результате диагностики данные — это основные элементы, подлежащие анализу. Данными могут быть количественные результаты, другая информация, которую можно классифицировать или разбить на категории с целью обработки.
Применение в педагогическом исследовании статистических методов включает в себя следующие этапы.
Сбор эмпирических данных методами наблюдения, тестирования, эксперимента, анкетирования и других в целях получения количественных сведений о каких-либо явлениях, заполнение математической модели конкретными цифрами.
Сводка полученных сведений, нахождение обобщающих числовых данных и их обработка в пределах формальной математической модели.
Составление математической модели для последующего описания с помощью цифр существенных свойств изучаемого объекта.
Анализ и интерпретация данных, конструирование содержательных педагогических выводов.
9^1
Статистическая обработка цифровых данных начинается с группировки. Для этого прежде всего необходимо расположить данные каждой выборки в возрастающем порядке. Многие данные принимают одни и те же значения, причем одни из них встречаются чаще, другие — реже. Графически распределение можно представить в виде столбиковых диаграмм. При этом распределение данных по их значениям дает больше информации, чем простое представление в виде рядов. Подобную группировку используют в основном для качественных данных, четко разделяющихся на обособленные категории.
Количественные данные отличаются от качественных своей многочисленностью и располагаются на непрерывной шкале. Поэтому такие данные предпочитают группировать по классам, чтобы яснее была видна основная тенденция распределения. Группировка по классам заключается в объединении данных с одинаковыми или близкими значениями в классы и определении частот для каждого класса. Способ разделения на классы и частота каждого класса зависят от того, что именно экспериментатор хочет выявить при разделении измерительной шкалы на равные интервалы.
Распределение данных.Многочисленные методы статистической и математической обработки данных, относящихся к интервальной шкале, исходят из гипотезы, что их значения подчиняются нормальному распределению, при котором большая* часть значений группируется около некоторого среднего значения, по обе стороны от которого частота наблюдений равномерно снижается.
Если построить график такого распределения, когда горизонтальная ось показывает значение признака, а вертикальная — количество соответствующих результатов, то получится симметричная кривая, похожая на колокол (рис. 2). В тех случаях, когда какие-либо причины препятствуют более частому появлению значений, которые выше или ниже среднего, образуются асимметричные распределения (рис. 3, 4). Чем больше значений признака находится вблизи среднего, тем острее вершина кривой; при раз-
бросе результатов (когда многие из них существенно отличаются от среднего) кривая становится более пологой (рис. 5).
Распределение может быть представлено и гистограммой, т.е. последовательностью столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев, или частоту, в этом разряде. На рис. 6 и 7 приведены примеры гистограмм распределения данных с разными значениями интервалов. Применение гистограмм удобно при оценках распределения непрерывной величины (например, распределение учащихся по уровням доходов на одного члена семьи). Если визуальное сравнение реальной гистограммы с кривой нормального распределения кажется недостаточным, можно использовать разработанные в математической статистике таблицы и формулы оценки нормальности распределения, а также методы приведения распределения к нормальному виду.
Кривую нормального распределения называют также «колоколом Гаусса» или Гауссовой кривой, по имени впервые описавшего ее немецкого математика К. Ф. Гаусса. Эта математическая модель показывает, каким образом значения величин, называемых случайными переменными, распределяются относительно среднего значения. Одна из таких случайных переменных — рост человека. Ко-
личество людей с ростом, средним для исследуемой группы, сконцентрировано вблизи средней части кривой, а количество людей с более низким и более высоким ростом распределено с обеих сторон от центра кривой.
Другой пример из области социальной жизни — стремление людей выглядеть представителями «среднего класса». «Нормальный» доход имеют большинство из тех, с кем общается конкретный человек (количество людей, имеющих такой доход, сконцентрировано в средней части кривой), а количество людей с чрезвычайно большим и практически отсутствующим доходом распределено соответственно на противоположных концах кривой. Человек, доход которого отстоит далеко от центра и приближается к одному из концов кривой нормального распределения, естественно, хочет иметь более «нормальный» имидж. Легко понять желание малоимущего выглядеть «поприличнее»; также естественным кажется желание богатого человека в повседневном общении выглядеть «попроще». Однако странным (эпатажным) выглядит желание кого-либо, находящегося на одном конце кривой нормального распределения, передвинуться еще дальше.
Реальное распределение частот измеряемых величин может иметь не одну, а несколько вершин. В этом случае предпочтительно рассматривать интервальные распределения, когда в каждом из интервалов имеется одна вершина.
Меры центральной тенденции. Взависимости от характера данных (по какой шкале они были получены: номинальной, ранговой или интервальной) для количественной характеристики совокупностей используют средние показатели: моду, медиану или среднее арифметическое.
Мода — наиболее просто получаемая мера центральной тенденции. Это такое значение во множестве наблюдений, которое встречается особенно часто. Например, в совокупности значений (2; 8; 8; 3; 5; 3; 10; 5; 5; 5) модой является 5, потому что это значение встречается чаще любого другого.
Необходимо подчеркнуть, что мода представляет собой наиболее частое значение признака, а не то, сколько раз оно встречается (частота этого значения). Мода соответствует либо наиболее частому значению (если анализируются дискретные величины), либо среднему значению класса с наибольшей частотой (если анализируются интервальные значения).
Мода используется в тех случаях, когда необходимо получить общее представление о распределении. Она необходима там, где требуется быстро охарактеризовать совокупность на основе явления, встречающегося чаще всего. При изготовлении детской мебели, например, за основу берется мода (рост, масса ребенка, встречающиеся в данной возрастной группе чаще всего), а не средние арифметические данные детей.
В некоторых случаях у распределения могут быть две моды. Например, в совокупности 2, 3, 3, 4, 5, 5 модами являются оценки 3 и 5. В этом случае говорят, что совокупность оценок является бимодальной. Большие совокупности оценок рассматриваются как бимодальные, если они образуют полигон частот с двумя вершинами даже тогда, когда частоты не строго равны.
Принято считать, что в том случае, если все значения оценок встречаются одинаково часто, совокупность данных моды не имеет. Например, в совокупности 2, 2, 3, 3, 4, 4, 5, 5 моды нет.
Моду как меру центральной тенденции интерпретируют следующим образом: она имеет такое значение, которое наилучшим образом заменяет все значения; когда модой заменяют любое значение ряда чисел, мы имеем наибольшую частоту совпадений с числами ряда.
При использовании номинальных шкал можно определить, какой номинальный класс имеет самый большой состав, и назвать этот класс модой распределения. В данном случае мода является статистической мерой центральной тенденции: если продолжить наблюдения, изменяя условия, в которых они проводились ранее, то мода будет представлять наблюдения, которые можно ожидать с максимальной вероятностью.
Предположим, что в классе 14 детей являются единственными детьми в семье (эту категорию условно обозначим нулем — 0); 11 детей имеют брата или сестру (обозначим единицей — 1); 5 детей — двух братьев или сестер (присвоим данной категории детей цифру 2); 3 ребенка — трех (обозначим цифрой 3) и 1 ребенок — четырех братьев и сестер (обозначим цифрой 4). Следовательно, показатель 0 («единственный ребенок в семье») является здесь модальной величиной. В данном примере упорядочить по возрастающей номинальные величины условно можно следующим образом: 0,0, 0,0, 0, 0,0,0,0,0, 0, 0,0,0, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1,2, 2, 2, 2, 2,3,3,3,4.
Следует заметить, что для малых групп часто о такой замене не может быть и речи. Например, группа из пяти учащихся имеет следующую успеваемость: 2, 2, 2, 5, 5. Модальный актив группы составляет величину 2. Эта цифра точно характеризует успеваемость трех учащихся группы, но является чрезвычайно некорректной в отношении двух других.
Мода для больших групп данных — достаточно стабильная мера центра распределения. Во многих распределениях значительного числа измерений, используемых в педагогике и психологии, мода близка к двум другим мерам — медиане и среднему арифметическому.
Медиана — это число, обозначающее середину множества чисел, т.е. половина чисел имеют значения большие, чем медиана,
а половина чисел — меньшие, чем медиана. При нечетном числе членов ранжированного ряда медиана соответствует центральной величине ряда.
Например, мы имеем следующий ранжированный ряд: 4, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 18. В середине данного ряда находится число 11, следовательно, оно и является медианой. Число, которое является серединой множества чисел, совсем не обязательно должно находиться посередине числового массива данных, например медиана числового ряда:1, 2, 8, 15, 7, 5, 9 — равняется 7, потому что для ее нахождения нужно первоначально упорядочить множество по возрастанию входящих в него значений (1, 2, 5, 7, 8, 9, 15) или по их убыванию (15, 9, 8, 7, 5, 2, 1).
Если рассмотреть совокупность отметок (2, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5), то аналогично можно обнаружить, что ее медиана равна 4. Однако для больших совокупностей данных, где есть объединенные классы (по нескольку одинаковых значений), медиану проще находить с использованием табличной записи. Пусть мы имеем 16 отметок.
Оценка | Частота | Накопленная частота |
Примечание. Частота показывает, сколько раз встречается это значение в совокупности. Накопленная частота, как это видно из таблицы, равна сумме частот данной отметки и всех предыдущих. Таким образом, накопленная частота самой высокой отметки равна общему количеству отметок.
Медиана выбирается 8-й и 9-й оценками в приведенной выше таблице, поскольку всего отметок 16. По таблице видно, что она располагается в интервале «четверок». Поскольку в верхней границе ряда оценок накоплено 4 оценки (I +3 = 4), мы должны еще накопить 8-4 = 4 частоты, а всего в интервале 8 «четверок». Поэтому медиана делит интервал «четверок» пополам. В интервале между значениями 3,5 и 4,5 лежит 8 «четверок». Следовательно, медиана равна 3,5 + 4: 8 = 4.
Интерпретируем значение медианы на следующем примере. Пусть мы получили следующий ряд отметок: 2, 2, 3, 4, 5, 5, 5, где медиана равна оценке 4 (поскольку именно 4 — расположена посередине упорядоченной сокупности отметок). Разность между 4 и 2 составляет два, между 4 и 5 — минус один. Сумма этих разностей, взятых по абсолютному значению (т.е. без знака), равна
2 + 2+1 + 1 + 1 + 1=8и всегда меньше суммы разностей относительно любого другого числа данного ряда. В самом деле, разности между 5 и другими числами соответственно равны: 3, 3, 2, 1, О, О, а сумма абсолютных разностей всех значений относительно медианы всегда меньше суммы разностей относительно любой другой точки. Из этого следует, что если вместо каждой оценки ряда выбрать медиану, то будет допущена минимальная суммарная ошибка.
Медиана — один из членов ряда распределения или, как это бывает в четных рядах, очень близкая к нему величина. Опираясь на значение медианы, можно охарактеризовать структуру ряда: имеются ли равномерное распределение вокруг среднего, накопление величин по возрастающим или убывающим интервалам?
Среднее арифметическое совокупности значений определяется суммированием всех данных и последующим делением на их количество. Среднее арифметическое дает возможность охарактеризовать исследуемую совокупность одним числом; сравнить отдельные величины со средним арифметическим; определить тенденцию развития какого-либо явления; сравнить разные совокупности; вычислить другие статистические показатели, так как многие статистические вычисления опираются на средние арифметические.
В качестве меры центральной тенденции при анализе данных используют понятие среднего, которое может быть не связано с каким-то цифровым показателем, а представляет обобщенную категорию мышления, например: «средний ученик», «средний учитель», «средняя успеваемость». Но среднее может быть и в цифровой форме, когда отражаются те или иные средние величины совокупности, вычисляются средние величины объема. Они характеризуются тем, что их числовое значение изменяется при изменении значения любого члена совокупности.
Кроме арифметического среднего в педагогическом исследовании применяют гармоническое, квадратическое и хронологическое среднее. Для вычисления различных средних и статистического анализа количественных данных в среде \\тпао\У8 можно использовать табличный процессор Ехсе1.
Выбор меры центральной тенденции.Решая вопрос о предпочтении определенной <