Направленность вопросов в ходе диагностической беседы

Негативная направленность Позитивная направленность
В чем проблема? Вас не устраивает то, что вы сейчас пережи­ваете?
Почему с вами это произошло? Каким образом вы через свои внутренние ощущения узнаете о том, что вам не нравят­ся эти переживания? А как вы узнаете о том, что вам нравится?
Кто виноват? Какие у вас есть возможности для того, что­бы двигаться к положительному результату?

Направленность вопросов в ходе диагностической беседы - student2.ru Направленность вопросов в ходе диагностической беседы - student2.ru Направленность вопросов в ходе диагностической беседы - student2.ru Направленность вопросов в ходе диагностической беседы - student2.ru Направленность вопросов в ходе диагностической беседы - student2.ru Чтобы не разрушить доверительность, ведущему не следует в начале беседы задавать вопросы «почему», «зачем», «отчего», так как они ориентируют респондента на причинно-следственную связь, а следовательно, на уровне поведения активизируют потребность поиска виновного. Необходима ориентация на вопросы «как», «ка­кие», «каким образом», так как эти вопросы стимулируют осозна­ние участниками беседы собственных внутренних и внешних ре­сурсов в разрешении конкретной проблемной ситуации.

Вторая фаза (передача информации) — логическое про­должение беседы и одновременно подготовка перехода к следую­щей фазе. Задачи данной части беседы: сбор информации по про­блеме, запросу и пожеланиям респондента; выявление его мотивов и целей желаемого поведения; передача информации от ведущего; формирование основ для последующей аргументации; анализ по­зиции респондента; определение направлений развития беседы.

В этой фазе следует обратить внимание на следующие наруше­ния системы восприятия респондента, которые требуют уточне­ния и разъяснения.

1. Довольно часто в беседе он употребляет существительное или фразу с существительным, не называя конкретно определенного человека или предмет. Указательные местоимения, личные место­имения единственного и множественного числа свидетельствуют о выборе индивидом употребления неконкретных форм, указыва­ющих на отсутствие слов-уточнений и разъяснений. Когда человек не определяет важные элементы предложения, то он рискует быть неправильно понятым другими (см. табл. 3, пример 1).

2. В русском языке немало известных идиом, выражающихся в распространенных фразах-обобщениях («Мужчины не плачут», «Женщины слабые и нервные»). Их особенно важно вовремя уло­вить ведущему, так как обычно они предъявляются после того, как респондент описал в разговоре конкретного человека или свой личный опыт и на основе этого перешел к обобщению целой ка­тегории предметов или явлений (см. табл. 3, пример 2).

3. Если человек употребляет в своей речи безличные высказы­вания, то это позволяет ведущему сделать вывод, что его собесед­ник находится в состоянии депрессии. Такие заявления, как «Никто не заботится обо мне», «Я думаю, что каждый может обидеть меня», характеризуют данное состояние, указывают на то, что респондент становится беспомощной жертвой в ситуациях ответ­ственных отношений, более того — не может понять собственные действия, на которые он жалуется (см. табл. 3, пример 3).

4. Использование респондентом отглагольных существительных означает попытку изменить «процесс» на «событие»: вместо ак­тивного по форме глагола (например, «определить») употребля­ется отглагольное существительное, статическое или неизменяе­мое по времени («определение»). Абстрактные, или отглагольные,



существительные являются превосходным примером искажения реальности. С одной стороны, они помогают формулировать неко­торые жизненные стратегии и концепции, а с другой — их трудно перевести в активную глагольную форму (см. табл. 3, пример 4).

5. Использование респондентом неконкретных глаголов. В сущ­ности, все глаголы являются неконкретными в том смысле, что они только символизируют опыт или процесс, на самом деле не являясь таковыми. Однако ведущему необходимо устанавливать степень конкретности используемых респондентом глаголов. Рес­пондент предполагает, что и другие знают о том, что он имеет в виду, но так как это приводит к недопониманию, ведущему очень важно обращать внимание респондента на данное нарушение (см. табл. 3, пример 5).

Третья фаза — аргументация; формируется предваритель­ное мнение, создается определенная позиция по обсуждаемой про­блеме как со стороны ведущего, так и со стороны респондента.

Таблица 3

Наши рекомендации