Проблема речевого недоразвития и пути его преодоления
Одной из основных задач коррекционного обучения аномальных детей является подготовка их к практической деятельности и общественно-производственному труду. Особенно большое значение в результате приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития.
Дефекты речевого развития отмечаются у всех категорий аномальных детей. Актуальность исследований, направленных на изучение этих дефектов, определяется социальной ролью языка и речи и их значением в психологическом развитии ребенка.
Еще Л.С. Выготский отмечал, что психическое развитие человека имеет в своих истоках речевое общение ребенка со взрослыми.
С «чрезвычайной прибавкой» (словом) вводится новый принцип нервной деятельности — принцип отключения и обобщения бесчисленных сигналов предшествующей системы... принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире1.
Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель, и как высший регулятор поведения ребенка.
Таким образом, ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления проблема речевого недоразвития у детей и разработка научно обоснованного содержания и методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной общепедагогической, психологической и логопедической проблемой.
'Павлов И. П. Поли. собр. трудов. — Т. III. — М., 1949. С. 476.
Нарушения речевого развития наблюдаются при различных аномалиях: у детей, страдающих олигофренией; задержкой психического развития; с тяжелыми первичными нарушениями речи.
Лексико-грамматическое недоразвитие отмечается также при патологии различных участков зрительного и слухового анализаторов.
В настоящее время достигнуты значительные успехи в решении проблемы речевого недоразвития.
Л.С. Выготским было разработано учение об общих и частных закономерностях проявления аномального развития и принципах их анализа, которое имело большое значение для определения научно-теоретического подхода к проблеме речевого недоразвития.
Так, для разработки классификации аномалий речевого развития очень важными оказались принципы анализа структуры дефекта:определение первичного нарушения, установление характера вторичных отклонений, изучение происхождения каждого из наблюдаемых симптомов и их правильная классификация с учетом ведущих факторов (времени возникновения первичного дефекта, степени его выраженности, условий воспитания и совокупности социальных факторов, в которых происходит развитие личности аномального ребенка).
Такой подход к анализу структуры дефекта позволил произвести дифференциацию отклонений речевого развития, имеющих место у различных групп аномальных детей. Установлено, что в одних случаях нарушения речевого развития выступают в качестве первичного дефектаи наблюдаются у детей с первичными расстройствами речи — ринолалией, дизартрией, детской афазией, алалией; у большинства других категорий аномальных детей нарушения речи выступают как вторичный дефект(при нарушениях слуха, интеллекта) либо как второй первичный дефект(например, дети с олигофренией и алалией или дизартрией).
В соответствии с характером основного дефекта (нарушения речи, интеллекта, слуха) комплектуются и соответствующие типы школ.
Р Е. Левиной были установлены не только различные, но и общие, взаимосвязанные между собой, отклонения в формировании фонетического, лексического и грамматического строя речи у детей с первичными нарушениями речи. На основании этого было выделено понятие общее недоразвитие речии разработано учение о закономерностях его проявления.
Установление общего недоразвития речи, несформированности всех ее сторон у детей с различными речевыми диагнозами имело большое значение для разработки фронтального обучения детей с тяжелыми первичными нарушениями речи и коррекционных мер в виде создания системы специальных школ и дошкольных учреждений, были обоснованы принципы отбора, комплектования и организаций указанных учреждений, разработаны содержание коррекционного обучения и программы речевых школ, построенные с учетом общих закономерностей отклонений в речевом развитии детей с различными речевыми диагнозами (сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, сенсорная и моторная алалия, детская афазия).
Дальнейшее изучение индивидуальных различий в проявлениях речевой недостаточности позволило разработать педагогическую классификацию детей с общим недоразвитием речи, отражающую степень выраженности и тяжести речевого дефекта, а также равномерный или неравномерный характер недоразвития различных сторон речи (словаря, звуковой системы, грамматического строя). В соответствии с этими критериями были разграничены такие варианты речевого недоразвития, при которых преобладают фонетико-фонематические нарушения (сложная дислалия, ринолалия, дизартрия, осложненные лексико-грамматическим недоразвитием), а также варианты, при которых имеет место равномерное недоразвитие всех речевых систем — звуковой, лексической и грамматической (сенсорная, моторная и оптическая алалия, детская афазия).
На этой основе в дальнейшем была дифференцирована сеть специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (детские сады и группы при массовых детских садах для детей с фо-нетико-фонематическим и общим недоразвитием речи).
В зависимости от степени выраженности дефекта были выделены три уровня общего недоразвития речи.
Учение об общих проявлениях дефекта, отмечающихся при различных аномалиях речевого развития, явилось научно-теоретической основой для создания методических систем фронтального обучения.
Это позволило обосновать принципы организации и построения педагогической работы с детьми, направленной на преодоление речевого дефекта и на их всестороннее развитие.
Дифференциация степени речевого недоразвития (выделение трех его уровней), определение типичных особенностей формирования речи
на каждом уровне, разработанные Р Е. Левиной, позволили найти наиболее рациональные критерии комплектования классов для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также наметить программу их коррекционного обучения.
Большое значение для изучения аномалий речевого развития и разработки содержания указанных программ имели принципы анализа речевых нарушений, выдвинутые ЕЕ. Левиной. Так, раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности ребенка помогло найти пути воздействия на психические процессы, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
Принцип системного подхода, подчеркивающий «единство и целостность языка как системы», положен в основу логопедических коррекционных программ, предусматривающих взаимосвязанное формирование фонетических, фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.
Были выделены этапы логопедической работы в зависимости от степени нарушения речевого развития ребенка, определена последовательность формирования языковых обобщений в зависимости от последовательности формирования их в процессе онтогенеза, возрастающей сложности речевой коммуникации.
Р Е. Левиной и ее школой в соответствии с указанными положениями было разработано содержание логопедического воздействия, направленного на формирование у учащихся речевых школ отдельных сторон речи при ее общем недоразвитии: фонетико-фонематической системы языка, лексико-грамматического строя речи.
Вначале уделяется внимание фонематическому оформлению речи — активизация, уточнение и обогащение словаря.
Большое значение придается развитию внимания к звучащей речи, ее воспроизведению, слуховой памяти, слоговому восприятию. Затем в соответствии с общепринятыми методами проводится работа по постановке звуков и формированию навыков звукового и слогового анализа. Последовательность формирования звукового анализа определяется, прежде всего, возможностями детей правильно произносить те или иные звуки.
Многие авторы (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф. и др.) рассматривали формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи: уточнение значения имеющихся слов, обогащение новыми словами, организация словаря по тематическим группам и грамматическим категориям. Формирование многозначного значения слова и его сочетаемости с другими словами — в процессе бесед, работы с картинками, ответно-вопросной формы речи, использования различных текстов и т.д.
Была определена направленность работы по формированию грамматического строя речи у названных детей — воспитание навыков
сознательного различения, выделения и обобщения морфологических -элементов языка и синтаксических конструкций. Для этого предлагалось использовать такие приемы, как формирование понимания противопоставляемых грамматических форм, понимания грамматических вопросов и выработка связей между словом и вопросом, сопоставление начальной и косвенной формы слов, при овладении предложением — его моделирование по образцу, а затем самостоятельно. Определен принцип последовательности формирования грамматических форм и конструкций, отражающий закономерности развития языка в норме.
Разработанная методика обучения грамоте и языку детей с общим недоразвитием речи тесно связана с развитием устной речи и произношения (и на их основе).
Эти материалы явились основой ныне действующих учебных программ для речевых школ.
Было также разработано с учетом возрастной психологии и деятельности ребенка содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Ефименкова Л.Н.).
Это содержание включает в себя формирование знаний и представлений об окружающем, развитие познавательной деятельности ребенка. Развитие импрессивной речи — увеличение объема понимаемых слов, уточнение значения грамматических форм и понимания различного рода синтаксических конструкций. Необходимость этих упражнений определяется уровнем развития импрессивной речи детей.
Основным разделом работы является формирование собственной активной речи ребенка. Обычно его начинают с непроизвольного вызывания лепетной коммуникации, звукоподражаний, простых слов в специально создаваемых ситуациях речевого общения.
За основу дальнейшего обучения принимается формирование высказывания, т.е. словосочетаний и предложений. Содержание и методы работы при этом основываются на использовании естественных путей усвоения ребенком родного языка: усвоение системы наиболее употребительных базовых структур, которые представляют собой практическое воплощение грамматики. Учитывая последовательность формирования указанных грамматических конструкций в процессе нормального онтогенеза и степень их сложности, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева выделяют 6 этапов работы — от формирования элементарного двусоставного предложения (I этап)до формирования связной повествовательной речи (VI этап).Разработанная авторами система коррекционной работы широко используется в специальных детских садах для детей с общим недоразвитием речи.
Дальнейшая оптимизация обучения детей с общим недоразвитием речи требует более дифференцированной квалификации рассматриваемых дефектов с учетом их психологических механизмов, опираясь на
разрабатываемое смежными дисциплинами учение о структуре речевой деятельности и психолингвистический анализ ее формирования в процессе нормального онтогенеза.
Наименее изученными в указанном плане являются нарушения формирования экспрессивной речи у детей с первично сохранным интеллектом, нормальным слухом и достаточными элементарными сенсомотор-ными предпосылками. Для обозначения этих нарушений используется термин «моторная алалия».
В ходе дальнейшего изложения материала мы также будем по традиции использовать этот термин, но наряду с этим для обозначения указанного нарушения будем употреблять и термин «первичное недоразвитие экспрессивной речи», так как он более корректно отражает сущность рассматриваемого расстройства (см. с. 68).
В настоящее время накоплен большой материал, раскрывающий проявления моторной алалии, разработана по аналогии с афазией ее лингвистическая и психоневрологическая классификация, имеются исследования, посвященные изучению патофизиологической структуры названного нарушения.
Однако трактовка этого сложного речевого расстройства, определение синдрома моторной алалии в целом и отдельных его звеньев, его нейропсихологических механизмов, индивидуальных различий между детьми, страдающими данным расстройством, остается во многом дис-•куссионной и нерешенной.
Таким образом, речевые дефекты, объединяемые термином «общее недоразвитие речи», требуют дальнейшего уточнения своего содержания и структуры, динамики развития, прогноза и разграничения между собой, а следовательно, и совершенствования методов коррекции.
Кроме того, уровень современного развития психолингвистики, нейропсихологии и физиологии высшей нервной деятельности делает настоятельно необходимым пересмотр имеющихся концепций, теорий, гипотез и интерпретации накопленных экспериментальных фактов в отношении указанной группы нарушений, именно с мультидисципли-нарных позиций, а также с учетом сложной структуры речевой деятельности и ее многоуровневой церебральной организации.
Другой важный аспект данной проблемы — вопрос о связи рассматриваемых нарушений с иинтеллектуальным развитием ребенка. Существует мнение, что у детей с моторной алалией интеллект страдает вторично из-за тяжелого речевого дефекта. В соответствии с этой точкой зрения строятся и учебные программы специальных детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако в современной литературе этот вопрос не решается столь однозначно. У многих детей с моторной алалией имеются такие отклонения в психическом развитии, которые не являются следствием только речевой недостаточности. Все
это снижает уровень обучаемости этих детей, в ряде случаев затрудняя их дифференциацию от умственно отсталых.
Отсюда возникает ряд вопросов: каков удельный вес речевой недостаточности у детей с моторной алалией в имеющихся у них отклонениях психического развития? Какую роль в снижении их обучаемости играют субъективные факторы — индивидуальные свойства личности ребенка и объективные — методы обучения? Каковы потенциальные возможности детей и как они проявятся в условиях интенсификации педагогического процесса?
Ответы на эти вопросы требуют также сравнительного анализа особенностей речевого и интеллектуального развития детей с олигофренией и детей с алалией.
Недостаточная изученность этих вопросов снижает эффективность существующего коррекционного обучения детей с моторной алалией, хотя в его разработке и достигнуты определенные успехи (см. с. 4).
Попытаемся проанализировать имеющиеся в литературе и изученные нами в процессе длительного эксперимента материалы по данной проблеме и хотя бы частично ответить на поставленные вопросы. Для этого мы должны, прежде всего, рассмотреть современное учение о психолингвистической структуре речевой деятельности и ее церебральной организации, так как именно с позиций этого учения мы и будем рассматривать упомянутые вопросы.