Критерии оценки результатов педагогической практики
Оценка "5" (отлично) ставится, если студент владеет глубокими знаниями:
- о современных технологиях обучения и воспитания;
- об альтернативных программах и системах учебников для начальной школы;
- имеет прочные теоретические знания по предметам.
У студента развиты профессиональные умения:
проектировочные:
- умеет осуществлять перспективное и недельное планирование учебно-воспитательной работы в классе;
- проявляет самостоятельность и инициативу при планировании учебных занятий и внеурочной деятельности школьников.
конструктивные:
- умеет определить и обосновать цели, содержание, средства и методы обучения;
- умеет составить конспекты и развернутые планы уроков, проявляет при этом самостоятельность и инициативу;
- умеет определить содержание воспитательного мероприятия в соответствии с уровнем воспитанности учащихся, подобрать материал в соответствии с поставленными целями, смоделировать форму воспитательного мероприятия.
процессуальные:
- свободно владеет материалом урока, не допускает ошибок в собственной речи;
- умеет использовать во время проведения урока и воспитательного мероприятия разнообразные методы включения учащихся в активную деятельность;
- владеет умениями оценивать уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормами оценки;
- владеет средствами диагностики уровня воспитанности учащихся.
гностические:
- умеет осуществлять анализ посещенных уроков с позиции разных аспектов;
- умеет анализировать воспитательные мероприятия, проводимые однокурсниками;
- умеет анализировать собственную деятельность, оценивать результативность проведенного урока, воспитательного мероприятия и вносить необходимые коррективы; умеет оформить конспект зачетного мероприятия в соответствии с установленными требованиями;
- умеет вести дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;
- умеет оформить психолого-педагогическую характеристику в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному документу.
исследовательские:
- умеет обосновать актуальность темы мини-исследования;
- умеет использовать различные методы исследования;
- умеет подобрать диагностический комплекс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива;
- умеет обработать и проанализировать полученные данные,
коммуникативные:
- умеет осуществлять бесконфликтное общение с людьми;
- умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации.
Оценка "4" (хорошо) ставится, если студент владеет знаниями:
- о современных технологиях обучения и воспитания;
- об альтернативных программах по и системах учебников для начальной школы;
- имеет теоретические знания по предмету, но в отдельных случаях показывает их недостаточную глубину.
У студента развиты профессиональные умения:
проектировочные:
- умеет осуществлять перспективное и недельное планирование учебно-воспитательной работы в классе;
- умеет планировать учебные и внеклассные занятия по предмету, но не всегда проявляет при этом самостоятельность и инициативу.
конструктивные:
- умеет составить конспекты и развернутые планы уроков, но испытывает при этом незначительные затруднения;
- умеет определить и обосновать цели, содержание, средства и методы обучения, но допускает незначительные неточности;
- умеет определить содержание зачетного воспитательного мероприятия в соответствии с уровнем воспитанности учащихся, подобрать материал в соответствии с поставленными целями, но испытывает затруднения в моделировании формы воспитательного мероприятия.
процессуальные:
- владеет материалом урока, но допускает незначительные ошибки в собственной речи и не замечает их в речи учащихся;
- умеет использовать во время проведения урока и воспитательного мероприятия методы вовлечения учащихся в активную деятельность, но выбор их ограничен;
- не всегда удается реализовать в полной мере задачи урока;
- владеет умениями оценивать уровень знаний (умений, навыков) учащихся в соответствии с нормами оценки;
- владеет средствами элементарной диагностики уровня воспитанности учащихся.
гностические:
- умеет осуществлять анализ посещенных уроков, но испытывает незначительные трудности при анализе с позиции разных аспектов;
- умеет анализировать воспитательные мероприятия, проводимые однокурсниками, но испытывает при этом незначительные трудности;
- в основном умеет анализировать собственную деятельность, но затрудняется при оценивании результативности проведенного урока, воспитательного мероприятия и внесении в их содержание необходимых корректив;
- умеет оформить конспект зачетного мероприятия в соответствии с установленными требованиями, но допускает при этом незначительные ошибки;
- умеет вести дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;
- умеет оформить психолого-педагогическую характеристику, но при этом допускаются незначительные отклонения от требований, предъявляемых к данному документу.
исследовательские:
- умеет обосновать актуальность темы мини-исследования, но при этом испытывает незначительные затруднения;
- умеет подобрать диагностический комплекс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива, но при этом испытывает незначительные затруднения;
- умеет использовать методы исследования, но их выбор ограничен;
- умеет обработать и проанализировать полученные данные;
коммуникативные:
- умеет осуществлять бесконфликтное общение с людьми;
- умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации.
Оценка "3" (удовлетворительно) ставится, если студент показывает недостаточную глубину знаний:
- о современных технологиях обучения и воспитания;
- об альтернативных программах и системах учебников для начальной школы;
-о современных технологиях обучения и воспитания;
У студента недостаточно развиты профессиональные умения:
проектировочные:
- затрудняется в осуществлении перспективного и недельного планирования учебно-воспитательной работы в классе;
- не владеет в полной мере умениями планировать учебные и внеклассные занятия по предмету, не проявляет при этом самостоятельность и инициативу.
конструктивные:
- затрудняется при составлении конспектов и развернутых планов уроков;
- испытывает затруднения в определении и обосновании целей, содержания, средств и методов обучения;
- не умеет определить содержание зачетного воспитательного мероприятия в соответствии с уровнем воспитанности учащихся, испытывает затруднения в подборе материала в соответствии с поставленными целями, использует готовые разработки воспитательных мероприятий.
процессуальные:
- слабо владеет материалом урока, допускает серьезные ошибки в собственной речи и не замечает их в речи учащихся;
- затрудняется в использовании во время проведения урока и воспитательного мероприятия методов включения учащихся в активную деятельность;
- редко удается реализовать в полной мере задачи урока; испытывает затруднения в объективной оценке знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормами оценки;
- не владеет средствами элементарной диагностики уровня воспитанности учащихся.
гностические:
- испытывает значительные трудности при осуществлении анализа посещенных уроков; испытывает значительные трудности при осуществлении анализа воспитательных мероприятий, проводимых однокурсниками;
- не умеет анализировать собственную деятельность, затрудняется при оценивании результативности проведенного урока, воспитательного мероприятия;
- при оформлении конспекта зачетного мероприятия допускает значительные отступления от установленных требований; не умеет вести дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;
- при оформлении психолого-педагогической характеристики допускает значительные отступления от установленных требований: в характеристике отсутствуют отдельные разделы и данные психологического обследования.
исследовательские:
- не может самостоятельно обосновать актуальность темы мини-исследования;
- испытывает значительные затруднения при подборе диагностического комплекса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива;
- не различает понятий "методы исследования" и "исследовательские методики";
- не может обработать и проанализировать полученные данные.
коммуникативные:
- в процессе общения с учащимися, классным руководителем, методистами у студента нередко возникают конфликты;
- не умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации.
Оценка "2" (неудовлетворительно) ставится, если студент не знает:
- преподаваемый предмет;
- теории и методики преподавания дисциплин;
- теории и методики воспитательной работы.
У студента не развиты профессиональные умения:
проектировочные:
- безответственно и равнодушно относится к перспективному и недельному планированию учебно-воспитательной работы в классе;
- допускает грубые ошибки в планировании учебных и внеклассных занятий по предмету.
конструктивные:
- не умеет составлять конспекты и развернутые планы уроков;
- допускает грубые ошибки в определении и обосновании целей, содержания, средств и методов обучения;
- в воспитательной работе пользуется готовыми разработками, которые не может соотнести с возрастными особенностями учащихся, их интересами.
процессуальные:
- не владеет материалом урока, допускает грубейшие ошибки в собственной речи и не замечает их в речи учащихся;
- не может во время проведения урока и воспитательного мероприятия включить учащихся в активную деятельность;
- при проведении воспитательного мероприятия не может свободно воспроизвести предлагаемый материал;
- на уроках не удается реализовать поставленные задачи;
- не умеет объективно оценить знания, умения и навыки учащихся;
- не владеет средствами элементарной диагностики уровня воспитанности учащихся.
гностические:
- не умеет анализировать посещенные уроки;
- не посещает мероприятий, проводимых однокурсниками;
- не умеет анализировать собственную деятельность, затрудняется при оценивании результативности проведенного урока, воспитательного мероприятия;
- не умеет грамотно оформить конспект зачетного мероприятия;
- отсутствует дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;
- психолого-педагогическая характеристика сдается без протоколов и материалов диагностики.
исследовательские:
- не может определить тему мини-исследования, обосновать ее актуальность;
- не умеет подобрать диагностический комплекс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива;
- при проведении диагностического обследования не соблюдаются необходимые правила;
- не может обработать и проанализировать полученные данные.
коммуникативные:
- не может установить контакт с учащимися;
- в процессе общения с классным руководителем, методистами у студента нередко возникают конфликты;
- не умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации;
- обладает недостаточно высоким уровнем общей и педагогической культуры.
По окончании практики студент обязан в 7-дневный срок (кроме летней практики, сроки сдачи в которой обговариваются дополнительно) сдать групповому руководителю всю необходимую документацию. На основании отчетной документации и характеристик комиссия в составе группового руководителя, преподавателей педагогики и психологии, преподавателей по частным методикам проводит зачет с дифференцированной оценкой.
Оценка «недиффиринцированный зачет» ставится, если студентом выполнена полностью программа практики и в полном объеме сдана отчетная документация.
Студент, не выполнивший программы практики без уважительной причины, получивший отрицательный отзыв, или неудовлетворительную оценку, по решению выпускающей кафедры может быть направлен на практику повторно и проходит ее в индивидуальном порядке в свободное от теоретического обучения время. При отсутствии такой возможности студент отчисляется из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о текущей аттестации студентов университета.
Оценка за практику снижается,еслистудент во время прохождения практики проявлял неоднократно недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял заранее методистам конспектов уроков и воспитательных мероприятий; отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины); внешний вид студента-практиканта неоднократно не соответствовал статусу учебного заведения; студентом нарушались этические нормы поведения; студент не сдал в установленные сроки необходимую документацию.
Для оценки результатов практики используются следующие методы:
· наблюдение за студентами в процессе практики и анализ качества отдельных видов их работы;
· беседы с учителями, классными руководителями, студентами;
· анализ характеристик студентов, написанных учителями, классными руководителями и заверенных руководителем образовательного учреждения;
· анализ качества работы студентов на методических занятиях, консультациях, семинарах в период практики;
· анализ результатов творческой работы;
· самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;
· анализ документации студентов по практике (индивидуальных планов работы, педагогических дневников, конспектов различных видов работы, отчетов о работе, материалов психолого-педагогического изучения школьников и др.).
При оценке результатов педагогической практики следует учитывать:
· уровень профессиональной направленности (любовь к педагогической деятельности и детям, ответственное отношение к педагогической практике, инициативность, творческая активность, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность);
· уровень теоретического и методического осмысления собственной деятельности (целей и задач, содержания учебно-воспитательной работы с учащимися);
· уровень профессиональной подготовки (программные требования);
· при оценке результатов педагогической практики студентов можно выделить высокий, менее высокий, средний и низкий уровни и в соответствии с уровнем выставлять отметку за педагогическую практику.
Материалы для студентов, преподавателей и учителей-методистов для объективной оценки деятельности студента на педагогической практике.
Оценка учебной работы студента
Уроки студентов-практикантов оцениваются по пяти балльной системе.
Отличноставится за урок, на котором: полностью решены все поставленные перед ним учебно-воспитательные задачи; использованы оптимальные методы и приемы работы; все учащиеся освоили теорию и научились её применять, у них сформировались умения и навыки по теме, максимально активизировалась самостоятельная работа учащихся; повторялся пройденный материал, выдержано соотношение частей урока, своевременно дана домашняя работа, использованы необходимые и возможные наглядные пособия и технические средства, объективно выставлены и убедительно прокомментированы оценки, студент-практикант не допустил ни одной фактической, методической и психолого-педагогической ошибки и обнаружил высокую, общую, педагогическую и речевую культуру.
Отличный урок – это эффективный, дающий высокий учебно-воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии и воспитании, способствующий привитию интереса к предмету, к знаниям, приобщающий детей к умственному труду, содействующий формированию у них патриотизма, гражданственности и других нравственных качеств. Отличный урок – это яркий, живой, оригинальный, эмоциональный.
Хорошоставится за урок, на котором полностью решены учебно-воспитательные задачи урока; все учащиеся усвоили теорию и научились её применять, т.е. у них сформировались умения и навыки по теме; повторялся ранее пройденный материал; активизировалась самостоятельная работа учащихся; студент-практикант допустил незначительные фактические и методические ошибки; недостаточно выдержанно соотношение частей урока, затянут опрос, нечетко проведен итог урока, не всегда убедительно прокомментированы оценки.
Хороший урок – это урок, удовлетворяющий всем основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но отличающийся недостаточной четкостью в работе студента-практиканта, незначительными упущениями организационного характера.
Хороший урок – это интересный, живой, не оставляющий учащихся равнодушными урок.
Удовлетворительноставится за урок, на котором: основные учебно-воспитательные задачи решены; цель урока достигнута; учащиеся поняли новый материал и приобрели необходимые умения и навыки; выдержано соотношение основных частей урока; в основном правильно выставлены и прокомментированы учащимся оценки; применялись наглядные пособия и технические средства; повторялся ранее изученный материал. Студент-практикант допускал негрубые фактические и методические ошибки, снижающие эффективность урока. Не подведен итог.
Удовлетворительный урок – это урок в принципе эффективный, дающий в целом положительный результат; при проведении которого студент обнаруживает хорошее знание предмета и умение правильно организовывать учебно-воспитательную работу. В тоже время в уроке студентом допущены некоторые незначительные нарушения требований педагогики, психологии и методики, работа на уроке носит недостаточно четкий характер.
Неудовлетворительноставится за урок, на котором поставленные учебно-воспитательные задачи не решены (учащиеся не поняли материал, не приобрели умений и навыков по теме); не повторялся ранее изученный материал, не активизировалась работа класса, было нарушено соотношение частей урока. Студент-практикант допустил грубые методические, фактические и другие ошибки, отрицательно повлиявшие на результат урока.
Отметка «неудовлетворительно» ставится также за неявку на урок без уважительной причины, за отсутствие конспекта и за неудовлетворительный конспект.
Неудовлетворительный урок это урок, из которого видно, что студент еще не готов к успешной учебно-воспитательной работе в школе вследствие либо слабого знания предмета и методики его преподавания, либо недобросове6стного отношения к своим обязанностям практиканта.
Оценка внеучебной воспитательной работы студента
Отлично –ставится, если реализованы воспитательные задачи и избрана оптимальная форма воспитательного мероприятия; если студент заинтересовал учащихся, обеспечил их активное участие, удачно использовал литературу и методически правильно организовал мероприятие. Продемонстрировал способности организатора. Реализован намеченный план. Учащиеся удовлетворены проведенным мероприятием.
Хорошо –ставится в тех случаях, когда перечисленные выше признаки имеют место, однако активность учащихся была недостаточной. Замечены недостатки организационного характера, отсутствие необходимого оборудования, другие небольшие недочеты.
Удовлетворительно– ставится, когда мероприятие, проведено в соответствии с поставленными задачами, но студент не сумел привлечь к участию в нем учащихся, не проявил достаточной инициативы в подготовке и оборудовании мероприятия. Ошибок по содержанию нет.
Неудовлетворительно– ставится, если студент не проявил интереса к воспитательной работе, не нашел общего языка с учащимися, не провел самостоятельно ни одного воспитательного мероприятия, не выполнил указаний методиста, учителей, руководителей школы.
Оценка за воспитательную работу учитывает не только систему мероприятий, но и всю выполненную студентом повседневную работу в качестве классного руководителя.
Содержание практик
Учебная практика
Организуется для студентов II курса ОФО (на баз 11 кл.) в 4 семестре в течение 2 недель, для студентов II курса ОФО(на базе СПО) в 4 семестре в течение 1 недели, для студентов II курса ЗФО (на базе СПО) в 4 семестре и III курса ЗФО (на баз 11 кл.) в 6 семестре в течение 2 недель
Общие положения по организации и проведению учебной практики
В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» основным видом деятельности студентов на данной практике является научно-исследовательская работа.
Цель практики: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин.
Принципы организации учебной практики:
· соответствие содержания практики требованиям ФГОСа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» направленность видов учебно-исследовательской деятельности на формирование и развитие профессиональных ЗУН, предусмотренных содержанием квалификационной характеристики выпускника;
- направленность содержания и организации практики на подготовку студента к репродуктивной профессиональной деятельности;
- связь содержания педагогической практики с изучаемыми теоретическими курсами, УИРС и НИРС; единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;
- комплексный характер практики, предусматривающий межпредметные связи дисциплин общекультурной, психолого-педагогической подготовок;
- возможность оперативной мотивированной трансформации содержания и организационных форм практик;
- единство требований всех организаторов практики к содержанию и оценке деятельности студентов-практикантов.
Основными условиями эффективности учебной практики являются практическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий и воспитывающий характер, систематичность преемственность, комплексный подход к её содержанию.
2.1.2 Задачи практики:
– психолого-педагогическое изучение младших школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка в процессе обучения;
- формирование и совершенствование умений психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника.
- формирование и развитие профессиональных способностей: коммуникативных, развивающих, креативных, перцептивных.