Виды практики, формы и способы их проведения
3.1. Практика студентов Филиала является составной частью основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров, обеспечивающих реализацию образовательных стандартов и проводится в целях приобретения студентами навыков профессиональной деятельности, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.
3.2. Видами практики по программам бакалавриата и программам специалитета являются учебная и производственная, в том числе преддипломная практики, по программам магистратуры основными видами практик являются учебная и производственная практики, научно-исследовательская, педагогическая практики, юридическое консультирование.
3.3. Учебная практикаявляется этапом практической подготовки студентов и представляет собой вид учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся закрепляют полученные теоретические знания через приобретение первичных профессиональных умений и навыков.
3.3.1. Целью учебной практики является получение первичных профессиональных умений и навыков, ознакомление обучающихся с характером и спецификой будущей деятельности.
3.3.2. Типы учебной практики устанавливаются в ОП ВОна основе ФГОС или образовательных стандартов, утвержденных Академией самостоятельно (например, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).
3.4. Производственная практика – вид учебной деятельности, в процессе которой студенты приобретают профессиональные компетенции посредством самостоятельного решения конкретных производственных или научно-исследовательских задач в условиях действующих организаций.
3.4.1. Целью производственной практики является получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
3.4.2. Типы производственной практики:
- Производственная практика с целью получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности посредством решения производственных задач в условиях действующих предприятий, организаций, учреждений;
- Педагогическая практика с целью совершенствования педагогических умений и навыков через взаимодействие с обучающимися, разработку учебно-методических материалов и проведение семинарских занятий;
- Научно-исследовательская практика с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных предложений и идей, получения навыков самостоятельной работы, практического участия в работе коллективов организаций, предприятий, учреждений;
- Научно-исследовательская работа с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных предложений и идей, получения навыков участия в проведении научных исследований или выполнения научных разработок;
- Преддипломная практика с целью сбора материала по утвержденной выпускающей кафедрой теме для подготовки выпускной квалификационной работы, проверки готовности будущих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности; является завершающим этапом обучения и проводится после теоретического и практического обучения по соответствующей ОП ВО;.
- Юридическое консультирование с целью получения практических навыков и приобретения профессиональных навыков предоставления информации правового характера применительно к конкретной ситуации и выработки правовых решений.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и образовательные стандарты, утвержденные Академией самостоятельно, могут предусматривать иные типы практики, в том числе организационно-управленческую, организационно-экономическую, проектную, технологическую.
3.4.3. Производственная практика (за исключением педагогической)проводится в организациях, осуществляющих деятельность, соответствующую области и (или) объектам, и (или) видам профессиональной деятельности, указанным в ОП ВО, на кафедрах, в научно-исследовательских подразделениях Филиала. Педагогическая практика магистрантов проводится на кафедрах Филиала, педагогическая практика обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета – в организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования.
3.5. Практика для инвалидов проводится в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, для иных лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья на основании заявления обучающегося. Заявление о необходимости подбора места практики студенту с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей подается студентом в деканат факультета не позднее чем за 12 недель до начала практики.
Студент, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о прохождении практики и подготовки для него рабочего места предъявляет в деканат, а для прохождения преддипломной практики - заведующему кафедрой (руководителю ОП ВО) индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Исходя из условий, описанных в карте, место прохождения практики и условия работы должны соответствовать рекомендациям, описанным в карте:
- по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач;
- по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса;
- по предмету труда;
- по признаку основных орудий (средств) труда;
- по уровню квалификации;
- по сфере производства.
3.6. Способы проведения практики:
- стационарная;
- выездная.
Стационарной является практика, которая проводится непосредственно в Филиале либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположен Филиал.
Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположен Филиал.
Конкретный способ проведения практики устанавливается в соответствии с требованиями ФГОС или образовательных стандартов, утвержденных Академией самостоятельно.
3.7. Практика может проводиться в следующих формах:
а) непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практики, предусмотренных ОП ВО;
б) дискретно:
- по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;
- по периодам проведения практик - путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
Организация практик
4.1. Организация проведения практики в Филиале осуществляется на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОП ВО (далее – профильная организация). Практика может быть проведена непосредственно в Филиале.
(п.4.1. в ред. приказа от01 сентября 2017 г. № 152-208/1 (осн.))
4.2. Заключение договора с профильной организацией организует Центр развития карьеры и работы с выпускниками на основании заявок факультетов и кафедр с указанием баз практик не позднее чем за 2 месяца до начала практики.
Студенты вправе предложить рассмотреть возможность заключения договора об организации и прохождении практики с конкретной организацией.
4.3. При наличии в организации по месту проведения практики вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, собучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.
4.4. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с календарными учебными графиками и учебными планами по направлениям подготовки/ специальностям, утверждаемыми в установленном порядке.
4.5. Деканатами факультетов совместно с кафедрами (руководителем ОП ВО) не позднее чем за 2 месяца до начала практики проводится организационное собрание со студентами для подготовки заявок по распределению студентов на практику в организации (структурные подразделения Филиала) и приказа о направлении на практику.
На организационных собраниях студентам доводится информация о местах практики, порядке закрепления мест практики, программах практики, правах и обязанностях студентов на практике, подготовке и защите отчетов по практике и др.
Для студентов, обучающихся на заочной форме обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организационное собрание проводится на вебинаре преподавателем-тьютором.
Преподаватель - тьютор проводит консультации обучающихся по выбору места прохождения практик, оформлению документов на прохождение практик и отчетных документов по их итогам, координирует взаимодействие руководителя практики от Филиала и обучающегося.
Вопросы по написанию и оформлению отчета о практике студент может задать в режиме индивидуального и группового дистанционного консультирования, проводимого преподавателем-тьютором и руководителем практики от Филиала. Дистанционное консультирование обеспечивается средствами, интегрированными в электронную информационно-образовательную среду Филиала и проводится в on-line и off-lineрежимах.
4.6. Деканаты факультетов формируют списки по закреплению студентов за организациями,с которыми достигнута договоренность о приеме студентов на практику, при необходимости готовят письма-направления на практику в профильные организации (Приложение 1).
На основании списков деканатов факультетов центр развития карьеры и работы с выпускниками формирует сводные списки студентов для направления сводных заявок в профильные организации в соответствии с заключенными договорами.
До подготовки приказа о направлении студентов на практику кафедра проводит закрепление руководителя практики от Филиала.
4.7. Основанием для направления студента на практику является приказ по Филиалу, издаваемый в соответствии с заключенным договором на проведение практики студентов.
(п.4.7. в ред. приказа от 01 сентября 2017 г. № 152-208/1 (осн.))
4.8. Деканаты факультетов не позднее 1 месяца до начала всех видов практики готовят приказ о направлении студентов на практику за подписью директора с указанием полного наименования практики, сроков практики, курса, номера студенческой группы, направления подготовки (специальности/профиля), списочного состава студентов с закреплением для каждого студента организации проведения практики (наименование организации, местонахождение) или подразделения Филиала, руководителя практики от Филиала, и доводят приказ до сведения кафедр. Приказ визируется деканом факультета, заведующим кафедры, директором центра развития карьеры и работы с выпускниками.
4.9.В случае проведения практики по индивидуальному плану на каждого студента готовится отдельный приказ или параграф общего приказа, в котором указывается обоснование и место проведения практики, руководитель практики от Филиала.
4.10. Результаты обучения по отдельным практикам, пройденным студентом ранее при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования (по иной образовательной программе), а также дополнительного профессионального образования могут быть зачтены в соответствии с локальным нормативным актом РАНХиГС, устанавливающим порядок зачета результатов освоения студентом (в т.ч. в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ.
4.11. Студенты, осваивающие ОП ВО в рамках целевого обучения, проходят практику в организациях, заключивших со студентом договор о целевом обучении. Филиал обеспечивает направление студентов, заключивших договор о целевом обучении, в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, для прохождения практики.
В случае неисполнения (невозможности исполнения) организацией, указанной в договоре о целевом обучении, обязательств по организации прохождения практики, студенты направляются на практику в общем порядке.
4.12. Студенты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
4.13. Практику студенты могут проходить индивидуально или группами. При закреплении студентов за преподавателями кафедр допускается руководство одним преподавателем практикой группы студентов (кроме преддипломной практики).
4.14. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ); в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
С момента приемаобучающихся на практику на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации. При нарушении норм, установленных Трудовым кодексом РФ, нарушении правил охраны труда и правил внутреннего распорядка, действующих в организации, организация вправе отстранить обучающегося от выполняемой работы и прохождения практики.
4.15. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (медосмотры), студенты проходят соответствующие медосмотры в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111).
4.16. По окончании практики студент предоставляет отчет о прохождении практики и защищает результаты ее прохождения. Защита отчета по практике проводится, как правило, в форме доклада с презентацией результатов практики в электронном виде.
Обучающиеся на заочной форме обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предоставляют отчет о прохождении практики в электронном виде через личный кабинет обучающегося на сайте Филиала. Руководителем практики от Филиала осуществляется его проверка, подготовка отзыва и оценивание в форме, установленной ОП ВО, при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 4.17 настоящего Регламента. Оценка за практику выставляется в ведомость, заносится в зачетную книжку студента, заверяется подписью руководителя практики от Филиала.
4.17. К защите отчета по практике допускается студент, предоставивший в установленные сроки на кафедру следующие документы:
отчет по практике, оформленный в установленном порядке (Приложение 2);
индивидуальное задание руководителя практики от Филиала (Приложение 3);
рабочий график (план) прохождения практики (Приложение 4);
отзыв руководителя практики от профильной организации, подписанный руководителем и заверенный печатью организации (отзыв руководителя подразделения Филиала в случае прохождения практики в структурных подразделениях Филиала) (Приложение 5);
отзыв-характеристику от руководителя практики от Филиала (Приложение 6).
Защита отчета по практике проводится кафедрой не позднее двух недель после завершения прохождения студентами практики в соответствии с календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация практик для студентов, обучающихся на заочной форме обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проводится в соответствии с календарным учебным графиком.
4.18. Защита отчета по практике является промежуточной аттестацией студентов.Защита отчета по практике оценивается в форме, установленной ОП ВО. Оценка за практику выставляется в ведомость, заносится в зачетную книжку студента, заверяется подписью руководителя практики от Филиала.
4.19. Студентам, которые не прошли защиту отчета по практике по уважительным причинам (документально подтвержденным), предоставляется возможность пройти практику повторно, в свободное от учебы время.
4.20. Неудовлетворительные результаты защиты отчета по практике или непрохождение защиты отчета по практике при отсутствии уважительных причин, в том числе в случае непредставления к защите установленных документов, признаются академической задолженностью.
4.21. Ведомости с результатами защиты отчетов о прохождении практики передаются кафедрами в деканаты факультетов. Итоги практики обучающихся обсуждаются на заседаниях выпускающих кафедр и советов факультетов.
4.22. После защиты отчетов о прохождении практики с приложением необходимых документов кафедрами обеспечивается их хранениепо годам и группам. Срок хранения отчетов – три года. По истечении срока хранения отчеты списываются и уничтожаются в установленном порядке.
Руководство практикой
5.1. Организация и методическое обеспечение практик обучающихся все форм обучения осуществляется деканатами факультетов и выпускающими кафедрами.
5.2. Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу кафедры (Филиала) (руководитель практики от Филиала), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (руководитель практики от профильной организации).
Для руководства практикой, проводимой в Филиале, назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Филиала. Им, как правило, является сотрудник выпускающей кафедры.
5.3. Учебно-методическое управление:
- контролирует учебно-методическое обеспечение практик через деканаты факультетов и кафедры;
- проводит мониторинг качества работы кафедр и факультетов в области организации и проведения практик через Центр развития карьеры и работы с выпускниками;
5.4. Центр развития карьеры и работы с выпускниками:
- организует заключение договоров на практику обучающихся;
- проводит согласование заявок деканатов факультетов на прохождение практики студентов в рамках заключенных договоров, формирует на их основе сводные списки студентов для направления в профильные организации, органы государственной власти и местного самоуправления;
- направляет официальные письма в профильные организации, относящиеся к органам государственной власти и местного самоуправления, в рамках заключенных договоров;
- осуществляет согласование приказов о направлении на практику обучающихся;
- осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления и иными профильными организациями, деканатами факультетов и кафедрами по вопросам организации и проведения практики студентов;
- информирует деканаты факультетов и кафедры о посещаемости студентами мест прохождения практики.
5.5. Заведующий кафедрой:
- обеспечивает разработку программ практик, разработку и актуализацию комплекта документов по организации и проведению практик (Приложение7);
- готовит комплекты документов по организации и проведению практики и материалов для студентов, направляемых на практику;
- принимает участие в организационном собрании со студентами перед началом практики;
- оказывает содействие в подборе мест практик (профильных организаций);
- распределяет студентов по местам проведения практики;
- назначает руководителей практик из числа профессорско-преподавательского состава кафедры (Филиала);
- осуществляет контроль за организацией и ходом практик, обеспечивает качественное руководство практикой со стороны кафедры;
- осуществляет согласование приказов о направлении на практику обучающихся;
- определяет сроки защиты отчетов по практике в соответствии с календарным учебным графиком;
- обеспечивает разработку мероприятий по повышению эффективности практик.
5.6. Деканат факультета:
- определяет места проведения практики совместно с центром развития карьеры и работы с выпускниками и выпускающими кафедрами с учетом особенностей вида практики и заключенных договоров с профильными организациями;
- доводит до сведения кафедр перечень профильных организаций, с которыми у филиала заключены договоры на проведение практик;
- проводит организационное собрание со студентами не позднее, чем за два месяца до начала практики;
- распределяет студентов по местам проведения практики, согласует прием и численность студентов, принимаемых для прохождения практик в профильные организации, готовит заявки на прохождение практики студентами;
- обеспечивает направление студентов, заключивших договор о целевом обучении, в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, для прохождения практики;
- готовит проект приказа о направлении студентов на практику, обеспечивает его согласование и подписание;
- готовит письма-направления на практику студентам всех форм обучения для прохождения практики в профильных организациях;
- осуществляет взаимодействие с профильными организациями по вопросам практики студентов;
- осуществляет контроль прохождения практики обучающимися посредством постоянного взаимодействия с руководителем практики от профильной организации с использованием телефонной или электронной связи;
- в случае необходимости применяет меры дисциплинарного взыскания к студентам в установленном порядке;
- не позднее 15 июня предоставляет в Центр развития карьеры и работы с выпускниками копии приказов о прохождении практики студентами факультета за прошедший учебный год.
5.7. Руководитель практики от Филиала:
- проводит консультации со студентами, на которых доводится информация о программе практики, выдается индивидуальное задание на практику, определяется инструментарий сбора материалов практик, уточняется форма связи для консультаций студентов в период практики;
- составляет рабочий график (план) проведения практики (может составляться на группу обучающихся, проходящих практику одновременно);
- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и подготовки отчета, контроль за соответствием содержания практики требованиям, установленным ОП ВО;
- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к курсовой работе (проекту) и/или выпускной квалификационной работе (в ходе преддипломной практики);
- готовит отзыв-характеристику;
- оценивает результаты прохождения практики студентами.
5.8. Руководитель практики от профильной организации:
- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики; принимает участие в составлении рабочего графика (плана) проведения практики;
- предоставляет рабочие места студентам;
- обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;
- оказывает помощь в подборе материалов для выполнения индивидуального задания, курсового проектирования, научных исследований и выполнения выпускной квалификационной работы;
- готовит и выдает студентам свой официальный отзыв с подписью, заверенный печатью профильной организации, в котором отражается деятельность студента с указанием конкретного содержания проводимых работ, личный вклад и оценка достигнутых результатов, мнение руководителя об уровне подготовки и профессиональной пригодности обучающегося.
- осуществляет другие функции в соответствии с договором об организации и прохождении практики.
5.9. Студент (магистрант) обязан:
- ознакомиться с настоящим Регламентом, программой практики и содержанием предстоящих работ;
- принять участие в организационном собрании, получить направление на место прохождения практики, индивидуальное задание, рабочий график (план);
- своевременно прибыть на место прохождения практики и соблюдать утвержденный рабочий график (план) проведения практики;
- следовать правилам внутреннего распорядка организации; соблюдать действующие правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности, пропускного режима, иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности работников профильных организаций, в которых проходит практику;
- своевременно выполнять указания руководителей практики от филиала и профильной организации;
- полностью выполнить индивидуальное задание и программу практики;
- нести ответственность за сохранность используемых во время практики документов, оргтехники, другого материального имущества и оборудования;
- своевременно представить руководителю практики от Филиала отчет о прохождении практики с отзывом руководителя практики от профильной организации.
5.10.Обучающиеся во время прохождения практики имеют право:
- работать со служебными документами, инструктивными, справочными, методическими материалами, непосредственно относящимися к полученным заданиям или вопросам профессиональной деятельности и не имеющими ограничения доступа к ним;
- обращаться к руководителям практики от Филиала и профильной организации по всем вопросам, возникающим в процессе практики;
- вносить предложения по совершенствованию организации практики;
- пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них научно-технической, учебной и учебно-методической литературой.
6.Структура, содержание и общие требования к оформлению отчета о прохождении практики
6.1.Отчет о прохождении практики является основным документом, характеризующим работу студента во время практики.
6.2. Отчет состоит из титульного листа, оглавления, общей части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В качестве приложений в отчет могут включаться копии документов (нормативных актов, отчетов и др.), изученных, использованных или разработанных обучающимсяв период прохождения практики. К отчету также предоставляются индивидуальное задание на практику, рабочий график (план) проведения практики, отзыв руководителя практики от профильной организации, подписанный руководителем и заверенный печатью организации, отзыв-характеристика руководителя практики от Филиала, документ, подтверждающий проведение инструктажей по месту прохождения практики.
6.3. Отчет предоставляется в печатном виде на листах формата А4, для приложений допускается использование формата А3, верхнее и нижнее поля – 20 мм, правое 15 мм, левое – 30 мм, выравнивание текста – по ширине, абзацный отступ – 1,25 см. Объем отчета (без учета отзыва руководителя практики от организации, отзыва- характеристики, индивидуального задания, рабочего графика (плана) вместе с введением и заключением должен составлять 15-25 страниц печатного текста. Отчет иллюстрируется схемами, диаграммами, таблицами и другими наглядными материалами.
Текст готовится с использованием текстового редактора MicrosoftWord (или аналога) через 1,5 интервала с применением 14 размера шрифта TimesNewRoman.
6.4. Оформление отчета о практике должно соответствовать следующим стандартам:
ГОСТ 7.1.—2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
ГОСТ 7.82—2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления;
ГОСТ 7.80—2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;
ГОСТ Р 7.0.5—2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ Р 7.0.12—2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие правила и требования.
ГОСТ 7.32—2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
ГОСТ Р 7.0.7—2009. Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление.