Если когда-нибудь я разочаруюсь в своей профессии, то это будет по вине моих родителей.
а) Вряд ли я стану винить кого-то кроме себя, скорее я буду снова выбирать профессию так, как я делаю это сейчас.
б) Да, если мое профессиональное будущее окажется неудачным, то это произойдет в результате советов, которые давали мне мои родственники.
в) Не думаю, что мои родители могут быть в чем-то виноваты, потому что я и сам не знаю, чего хочу от профессиональной деятельности.
г) Нет, если я разочаруюсь в профессии – я решу, что мне пора искать новую область применения своих сил и что мой выбор когда-то – оказался, возможно, не самым верным.
Пилотажное исследование
Рис. 2 Проверка на нормальность распределения для 2 формы опросника «Профессиональная идентичность студентов»
Приложение 4
Опросник «Профессиональная идентичность студентов» (окончательный вариант)
Инструкция:Внимательно прочитайте каждое утверждение и оцените, насколько вы с ним согласны по шкале от 1 до 5, где 1 – полностью не согласен, 5 – абсолютно согласен. Соответствующую цифру внесите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ для данного опросника рядом с номером, соответствующим каждому утверждению.
1. Я не уверен, что после окончания ВУЗа точно буду работать по полученной профессии.
2. Мне кажется, что я вполне цельная личность, ведь стараюсь придерживаться одной сферы интересов, чтобы зарекомендовать себя как профессионала.
3. Я понимаю, что мои знания в профессиональной области пока еще не полные, и я готов потратить много сил и времени, чтобы улучшить их.
4. Я стараюсь посещать занятия в университете, чтобы получить хорошую оценку.
5. У меня есть четкое представление о специфике моей будущей работы, какие умения мне понадобятся, и что будет входить в мои обязанности.
6. Я не совсем уверен в своем профессиональном будущем, потом, что все еще до конца не уверен в выборе своей профессии.
7. У меня был период в жизни, когда я много размышлял над выбором своей будущей профессии, рассматривая различные варианты, и в результате выбрал один из них.
8. Мне интересно учиться, но я все еще не уверен, что в этой профессии я смогу полностью самореализоваться.
9. Я пойду работать по полученной профессии, потому что этого хотели бы мои родители.
10. Мне кажется, что моя профессиональная деятельность сложится успешно, потому что я прикладываю действительно много сил к тому, чтобы развиваться в выбранной области.
11. Если дальнейшее образование потребуется для повышения по службе или увеличения зарплаты – то я пойду учиться после окончания ВУЗа.
12. Я могу завершить даже неинтересную и скучную для меня работу, если знаю, что это повысит мой профессиональный уровень и поможет в дальнейшей профессиональной деятельности.
13. Я сейчас рассматриваю множество альтернативных вариантов профессионального будущего и пытаюсь объединить все свои интересы и представления о себе, как личности, в одно целое.
14. Я сам сформировал свои профессиональная цели, и я имею четкое представление, как их можно реализовать.
15. Считаю, что в том, чтобы идти учиться куда-то еще после университета, нет необходимости: если мне не удастся работать по специальности, я, скорее, найду работу в другой области, чем пойду дальше учиться.
16. Я обучаюсь в ВУЗе, чтобы получить диплом о высшем образовании, а сама специальность в современном мире – не играет особой роли.
17. Когда работа по учебе мне надоедает, я начинаю сомневаться в том, что эта профессия действительно мне подходит.
18. Я считаю, что каждый человек должен быстро определиться с выбором профессии, в чем мне и помогли мои близкие люди.
19. Я чувствую себя целостной личностью, у меня почти не возникает противоречий между моими профессиональными и иными интересами.
20. Если мне понадобится, то я готов пожертвовать некоторыми интересами и развлечениями в пользу профессионального развития.
21. Я знаю, что могу столкнуться с трудностями в процессе поиска работы по профессии, но это меня не пугает.
22. Мне не кажется, что профессию нужно специально выбирать - обычно призвание само находит человека в процессе жизни
23. Если я захочу найти подработку, то не буду стараться найти работу именно по специальности, меня устроит и другая область.
24. Мне кажется, что выбор профессии должен быть сделан человеком самостоятельно: лично я, хоть уже и учусь ВУЗе, до сих пор стараюсь определить подходящую для меня профессию, рассматривая разные варианты.
25. Мне кажется, что надо решать проблемы постепенно: сначала надо закончить ВУЗ, а потом уже думать о том, где и кем работать.
26. Если честно, я никогда всерьез не задумывался о том, кем хочу работать и каково мое призвание.
27. Я надеюсь, что мне удастся реализоваться именно в выбранной профессиональной области, иначе я буду выглядеть неудачником.
28. На данный момент я знаю очень мало выдающихся личностей в своей профессиональной области: я пока еще не интересовался чужим опытом.
29. Я знаю многих личностей из разных профессиональных областей, на которых мне хотелось бы равняться, но пока не определился, чья из них профессия привлекает меня больше всего.
30. Я уже сейчас чувствую, что потихоньку становлюсь профессионалом в выбранной области.
31. Мне кажется, что, поступая на данный факультет ВУЗа, я сделал правильный выбор.
32. Я вполне допускаю вариант смены профессии, потому что все еще не уверен, что выбранная профессия – соответствует моим способностям и личным качествам.
33. Я посещаю занятия не для того, чтобы хорошо закрыть сессию, а чтобы действительно получить ценные знания для своей будущей работы.
34. Пойти учиться на этот факультет мне посоветовали родители, и пока мне кажется, что это был правильный выбор.
35. Я бы уже сейчас хотел бы работать по той специальности, которую получаю в ВУЗе, потому что мне хочется развиваться только в этой профессиональной области.
36. Я читаю литературу как по своей профессии, так и по другим специальностям, чтобы понять, ту ли профессию я выбрал.
37. У меня вполне четкие взгляды на жизнь и на профессиональную деятельность, которые в целом совпадают с окружающими меня людьми (друзьями, родственниками).
38. Мне нравится учиться в ВУЗе, потому что это образование даст мне престижную профессию.
39. Если мое профессиональное будущее окажется неудачным, то это произойдет в результате советов, которые давали мне мои родственники.
40. Когда мне надоедает какая-то работа, я просто перестаю ее выполнять и начинаю заниматься чем-то более интересным.
41. У меня нет ощущения четкой направленности моего профессионального развития, мои цели пока полностью не определены.
42. Выбирая профессию, я ориентировался на значимого для меня человека (родственника, старшего друга, известную личность), желая стать похожим на него в дальнейшем.
43. Если бы я решил найти подработку, то я бы хотел попробовать поработать не только по своей профессии, но и еще по нескольким другим, которые меня привлекают.
44. Если я когда-нибудь разочаруюсь в профессии, и она перестанет меня интересовать, то я сменю ее, а не буду продолжать работать «по привычке».
45. Если мое профессиональное будущее не сложится успешно, то не думаю, что буду винить в этом кого-то, кроме себя, потому что пока я и сам не знаю, чего хочу от профессиональной деятельности.
46. Я читаю много литературы, касающейся моей профессии, потому что считаю, что, помимо университетских знаний, настоящий профессионал должен постоянно заниматься самообразованием.
47. Выходя из здания ВУЗа, я в течение дня редко думаю об учебных делах и заданиях.
48. Я интересуюсь историями успешных людей в своей профессиональной области и у меня есть конкретные примеры специалистов, на которых я хотел бы равняться.
49. Моя профессия – это продолжение дела одного из моих родственников, поэтому я прекрасно знаю, что она собой представляет.
50. У меня нет стремления добиться огромных успехов в карьере и в профессиональном развитии, я буду работать просто для того, чтобы обеспечить свою жизнь всем необходимым.
51. Если моя карьера не сложится успешно, то вряд ли я стану винить кого-то кроме себя. Скорее, я буду снова выбирать профессию так, как я делаю это сейчас.
52. Я стараюсь посещать занятия, чтобы получить представление о будущей профессии и понять, насколько она мне подходит.
53. Я все еще очень часто думаю о том, в какой профессиональной области мне стоит развиваться дальше.
54. При выборе профессии я, прежде всего, ориентировался на свои способности и желание работать в выбранной области, а не на престиж специальности или мнение близких людей.
55. У меня часто меняются мнения и точки зрения, я не могу сказать, что у меня сформировались взгляды на жизнь.
56. Мне кажется, что выбор профессии должен осуществляться человеком после тщательного рассмотрения различных вариантов, ориентируясь на свои цели, способности и желания.
57. Поступая в ВУЗ, я выбирал из многих возможных вариантов и пошел учиться на один из тех факультетов, которые меня привлекали.
58. Пока у меня нет четких представлений о будущей профессии, я не совсем представляю свое будущее место работы.
59. Мои профессиональные цели были сформулированы мною вместе с родителями еще в школе, и не думаю, что я буду их менять.
60. Если какая-то работа по учебе становится мне в тягость, я все равно стараюсь ее выполнить, чтобы получить за это высокую оценку.
61. Я могу с уверенностью сказать, что мои взгляды на жизнь и профессиональную деятельность сформировались на основе моего личного опыта.
62. Мои родители уверены, что моя карьера сложится успешно, и надеюсь, что так оно и будет.
63. Если у меня в будущем возникнут проблемы с трудоустройством, то я скорее устроюсь на работу в другой профессиональной области, нежели буду настойчиво искать работу по специальности.
64. Я собираюсь в дальнейшем работать по профессии, которую в данный момент получаю, потому что чувствую, что это мое призвание.
65. Если бы я стал искать подработку, то хотел бы, чтобы она совпадала с моей профессией, потому что это повысило бы мой статус в глазах окружающих.
66. В момент выбора будущей специальности я не знал, кем хочу быть, поэтому я поступил туда, куда смог пройти по конкурсу.
67. Мне не пришлось долго думать над выбором моей профессии, мне с этим помогли мои близкие люди.
68. Самореализация в трудовой сфере не играет для меня важную роль в жизни, поэтому мне, в целом, не принципиально, в какой области работать.
69. Не могу сказать, что я знаю много о моей будущей профессии, сейчас я, скорее, на стадии изучения ее специфики.
70. На данный момент у меня нет каких-то определенный целей в жизни, я предпочитаю жить «здесь и сейчас».
71. Я надеюсь, что мои родственники смогут мне помочь с поиском работы делом или хотя бы словом.
72. Я посещаю занятия в ВУЗе и выполняю задания для того, чтобы закрыть сессию.
73. Я сейчас не чувствую, что мои взгляды на жизнь уже сформировались, но стараюсь как можно скорее это исправить.
74. Я читаю дополнительную литературу по профессии, чтобы успешно окончить ВУЗ и никого не огорчать.
75. Сейчас я, скорее, не имею целостного представления о самом себе – все мои личностные черты и интересы мало связаны друг с другом.
76. Именно родители настояли на том, чтобы я пошел учиться на этот факультет.
77. Я не полностью уверен в правильности выбора факультета и иногда даже задумываюсь о смене профессии.
78. В целом, мне нравится учиться, но при этом я все еще не уверен, что эта профессия – мое настоящее призвание.
79. Я пока не определился, буду ли дальше продолжать обучение по выбранной профессии после окончания ВУЗа.
80. На данный момент в моей жизни есть дела намного важнее профессионального обучения в ВУЗе, поэтому я не уделяю ему достаточно внимания.
Рис. 3 Результаты повторной проверки на нормальность распределения шкал, в которых были произведены изменения содержания пунктов
Приложение 5
Инструкция к проведению обследования с использованием методики «Профессиональная идентичность студентов»
Методика подходит как для индивидуального, так и для группового обследования. Время на заполнение методики – 15 – 20 минут. Обследование должно проводиться в комфортном и тихом помещении, исключаются отвлекающие факторы, такие как шум, музыка и т.д.
Инструкция к опроснику: Внимательно прочитайте каждое утверждение и оцените, насколько вы с ним согласны по шкале от 1 до 5, где 1 – полностью не согласен, 5 – абсолютно согласен. Соответствующую цифру внесите в таблицу Бланка ответов рядом с номером, соответствующим каждому утверждению.
Для вычисления баллов, полученных респондентами, необходимо суммировать баллы по каждой из шкал опросника в соответствии с ключом. Ключ для обработки:
Шкала «достигнутая идентичность»: номера пунктов – 3, 5, 7, 10, 12, 14, 19, 20, 21, 30, 31, 33, 35, 44, 46, 48, 54, 56, 61, 64.
Шкала «мораторий»: номера пунктов – 1, 6, 8, 13, 17, 24, 29, 32, 36, 41, 43, 51, 52, 53, 57, 69, 73, 77, 78, 79.
Шкала «предрешенная идентичность»: номера пунктов – 2, 4, 9, 11, 18, 27, 34, 37, 38, 39, 42, 49, 59, 60, 62, 65, 67, 71, 74, 76.
Шкала «диффузная идентичность»: номера пунктов – 15, 16, 22, 23, 25, 26, 28, 40, 45, 47, 50, 55, 58, 63, 66, 68, 70, 72, 75, 80.
Приложение 6
Рис. 4
Рис. 5
Приложение 7
Рис.6