Лекция не свободна от недостатков.
В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в вузе. В их аргументах есть значительная доля истины.
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление студентов. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения и т. п.
Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения – семинаром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подготовкой обучающихся. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых будет идти разговор далее.
Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, в частности:
– при отсутствии учебников по новым только формирующимся учебным дисциплинам лекция является основным источником информации;
– если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели (в современных условиях информационного прогресса это становится очень актуальным);
– в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методической переработки лектором;
– когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мнения, взгляды, концепции, то лекция необходима для их объективного освещения;
– лекция ничем не заменима в тех случаях, когда особенно необходимо личное эмоциональное воздействие лектора на студентов. В этом случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.
Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели вузовской лекции, ее основные функции.
Дидактические и воспитательные цели лекции:
– дать студентам современные, целостные взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;
– обеспечить в процессе лекции их творческую работу совместно с преподавателем;
– воспитывать у студентов профессионально значимые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
Свое назначение лекционная форма преподавания реализует посредством присущих ей функций:
- познавательной,
- информационной,
- мировоззренческой,
- логико-методологической,
- методической.
Познавательная функция лекции выражается в обеспечении студентов знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят обучающихся со всей системой изучаемых в вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех оттенках их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей студентов и их реакции.
Информационная функция заключается в том, что лектор передает учебную информацию в соответствии с утвержденной программой курса, систематизирует накопленную информацию и на ее основании делает определенные выводы, при этом компенсируя устаревание учебной информации в учебниках и пособиях.
Мировоззренческая (общеобразовательная) функция заключается в том, что данная наука через понимание её значения в развитии общества участвует в выработке разумного мировоззрения, делает человека образованным, эрудированным и интересным.
Логико-методологическая функция заключается в том эффекте, который оказывает лекция на формирование методологической и логической культуры мышления, а методическая функция лекции позволяет студенту более эффективно использовать другие способы и методы освоения материала.
Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой студентов как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.
Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту. Лекция может формировать гражданскую позицию студентов, их политическую и социальную активность. Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, преподаваемой им дисциплине.
Требования к современной вузовской лекции.
Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, часто сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:
– соответствовать требованиям программы, быть информационно насыщенной и содержательной в научном отношении.
– выходить за рамки даже удачного учебника.
– учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов.
– иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
– иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
– иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
– быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
– быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;
– обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;
– находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
– отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
– быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
– излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
– быть по возможности яркой и убедительной, доступной для восприятия данной аудиторией.
Кроме научного содержания большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала студентами, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения.
Главное в лекции – это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание. Лекция призвана вызывать у студентов размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, побуждать к действию, быть школой научного мышления.
Структура вузовской лекции.
Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.
Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, обосновать, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
Изложение содержания – основная часть лекции, в которой реализуются научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими курсантов и слушателей к следующему вопросу лекции.
Количество вопросов в лекции, как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке лекции. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, обзорные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.
Виды лекций
Их можно классифицировать как по роли, которую они играют в этом процессе, так и по характеру изложения.
По роли в учебном процессе лекции делятся на учебно-программные, проблемные, установочные и обзорные.
- Учебно-программные лекции предполагают систематическое, целостное и полное воспроизведение учебного материала в соответствии с требованиями программы, изложение узловых вопросов науки. Здесь превалирует информационная функция, которая все больше уступает место общеобразовательной, логико-методологической и методической функции. Они составляют базу изучения учебного материала.
- Проблемная лекция значительно повышает роль логико-методологической функции, под которой понимается рассмотрение актуальных, не имеющих пока решения в науке вопросов или же рассмотрение уже решенных проблем посредством воспроизведения логики их постановки, рассмотрения и решения в науке. Все лекции не могут быть исключительно проблемными, но проблемный аспект может и должен присутствовать в учебно-программных лекциях, пробуждая активность студентов и усиливая их методический потенциал. Таким образом, на лекции проблемного характера студенты находятся в постоянном процессе “сомышления” с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как:
во-первых, знания, усвоенные таким образом, являются достоянием обучающихся, т. е. в какой-то степени знаниями-убеждениями;
во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления);
в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект);
в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к усваиваемому содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности).
Наряду с этими основными видами лекций существуют установочные и обзорные лекции.
Первые в основном используются в качестве вступительного занятия к курсу, давая студентам представление о характере дисциплины, её предмете, содержании, структуре курса и основных задачах его изучения и учебно-методическом обеспечении. Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи в самостоятельном овладении основами предмета, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и используемой литературе. Для заочников такие лекции зачастую являются основными, давая им методическую установку для самостоятельного изучения программного материала и выполнения контрольных заданий.
Обзорные лекции в основном читаются на заключительном этапе изучения дисциплины, например, при подготовке к междисциплинарному итоговому государственному экзамену и служат они, прежде всего, систематизации имеющихся у слушателей знаний, их обобщению и получению выводов.
По характеру изложения материала лекции могут различаться на:
лекции-инструктаж (установочные лекции), лекции-сообщения (с преобладанием информационной функции), лекция-размышление (с преобладанием логико-методологической функции) и лекция-импровизация.
Лекции демонстрации культуры познавательной деятельности (размышления) наиболее эффективны, так как в них передача программного материала (сообщение) органично сочетается с размышлением, позволяют не только вооружить студента знаниями, но и помочь ему вырабатывать способность к самостоятельному мышлению и поиску истины.
Лекции-импровизации удаются только в том случае, если они опираются на солидную общую подготовку лектора и по сути дела являются тщательно подготовленным
Лекция-беседа. Это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения студентов в учебный процесс. Она предполагает максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. В этом случае средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом в диспут, создание условий для возникновения альтернатив. Различают несколько ее разновидностей: лекция-диалог, лекция-дискуссия, лекция-диспут, лекция-семинар (полилог).
Преимущество перед обычной лекцией состоит в том, что она привлекает внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определяет содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Вопросы адресуются ко всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Вопросы могут быть как элементарными, так и проблемного характера. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, самостоятельно приходят к тем выводам и обобщениям, которые должен был сообщить им преподаватель, понимают глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес к материалу и степень его восприятия.
Лекция-дискуссия. Преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет педагогу управлять коллективным мнением группы (потока), используя его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. Выбор вопросов для обсуждения должен осуществляться преподавателем в зависимости от степени подготовленности студентов, а также тех конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой в данной аудитории.
Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). Этот способ чтения вузовской лекции способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях, позволяет повысить контролирующую функцию лекционных занятий. Главная ее особенность состоит в том, что преподаватель во вступительной части объявляет тему занятия и сообщает о наличии ошибок в излагаемом материале (число ошибок не называется). Ошибки бывают следующих видов: логические, поведенческие, мировоззренческие, в определениях понятий, категорий и т. д. Преподаватель заносит их на отдельный плакат, который показывает студентам обратной стороной. При этом он объявляет, что после окончания лекции у них будет возможность сравнить свои результаты с лицевой стороной этого плаката. Обучающиеся по ходу проведения лекции должны будут выявить все запланированные ошибки и отметить их в конспекте. За 15–20 минут до окончания лекции осуществляется педагогическая диагностика выявленных студентами ошибок с подробным их анализом и обоснованием.
Лекция-исследование. Во введении общая познавательная задача ставится так, чтобы представить студентам учебную проблему в целом и сориентировать их на совместное с преподавателем выделение основных вопросов, положений темы, требующих дальнейшего раскрытия и исследования. Общая задача в процессе лекции уточняется и углубляется с помощью частных познавательных задач по основным направлениям развития темы. На узловых этапах лекции используются, как правило, 4–6 проблемных вопросов, 7–9 и более проблемных заданий, каждое из которых – ступень в решении основной проблемы, конкретизация основных ее положений, выявление существенных связей и отношений. Основной задачей лекции здесь является раскрытие способов, приемов движения мысли, методики анализа фактического материала. Подача фактического материала, сообщение студентам необходимой информации организуются таким образом, чтобы у них возникали вопросы по приведенным данным несколько раньше, чем их сформулирует преподаватель в виде задачи на обобщение. Средства управления поисковой познавательной деятельностью студентов на подобной лекции целесообразно подбирать таким образом, чтобы они помогали им не только усваивать теоретическую часть, но и методику подачи и исследования фактического материала, дидактические приемы как познавательные элементы, способы и приемы исследования, научного поиска, содержательного рассуждения. В заключительной части лекции или на лекции, завершающей тему, целесообразно наиболее широко использовать контрольные вопросы, логические и практические задания.
Лекция с применением техники обратной связи. При проведении такой вузовской лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, предполагающие наличие у каждого студента персональной ЭВМ, связанной с машиной преподавателя. Таким образом преподаватель имеет возможность с помощью технических устройств получать ответы всей группы обучающихся на поставленный им вопрос.
Лекционные курсы обычно читают достаточно опытные преподаватели, владеющие методическим мастерством и способные видеть место и роль дисциплины в основной образовательной программе, её взаимосвязь с другими предметами. В то же время разработка курса лекций исходит из его соответствия требованиям ООП и методическим принципам построения материала в учебном курсе – системность изложения материала (структурированность, логическая последовательность, обоснованность, убедительность, законченность), информативность, достаточная репрезентативность и наглядность, и, разумеется, доступность, основанная на учете особенностей аудитории.
Подготовку к чтению лекции условно можно разбить на две части – это подготовка "всю жизнь" (связанная с отношением к собственной жизни как накоплению необходимого в данной науке опыта, образования, эрудиции) и подготовка к конкретной лекции как особый вид педагогической деятельности.
Рассмотрим основные этапы подготовки к чтению лекции.
Это – сбор материала, составление плана и структуры, отбор и анализ материала, составление текста (конспекта) лекции, продумывание дополнительных средств активизации работы и способов "разрядки" аудитории.
Сбор материала – это постоянный процесс, связанный с научно- исследовательской работой преподавателя, его знанием научной проблематики и основной литературы, умением следить за появлением новых публикаций в периодической печати, интернет-библиотеках. Сбор материала необходимо систематизировать, компоновать по тематическим папкам, хранить которые удобнее всего в электронном виде.
Составление плана должно соответствовать общей задаче курса в целом и задаче конкретного занятия, исходя из общего принципа организации содержания занятия – в нём должно присутствовать введение с постановкой цели и задачи лекции, основные пункты, отражающие логику развития содержания (от простого к сложному), заключение, в котором подводятся итоги и делаются выводы.
Отбор материала и его обработка. Наиболее важный этап, цель которого – выстраивание материала лекции, написание конспекта или полного текста лекции. Подготовка таких рабочих записей, которыми лектор пользуется в аудитории, зависит от индивидуальности преподавателя, его общенаучной и культурной подготовки, наличия педагогического опыта, стиля мышления. Они могут варьироваться от краткого наброска до полного текста с многочисленными вставками, определениями, цитатами, выводами. Минимальным уровнем методического обеспечения лекции является развернутый план. Следует иметь в виду, что творческий характер чтения лекции исключает её простое "зачитывание" в аудитории вместо живого общения и наглядной демонстрации процесса размышления. Тем не менее, это не исключает, а предполагает тщательную работу над текстом, умение придать ему литературную законченную форму, позволяющую судить о содержании лекции и осуществлять творческий процесс на прочной основе. Здесь также действует общее правило, что любая импровизация должна быть тщательно подготовлена. Преподаватель также должен иметь запас дополнительных заготовок, позволяющих проиллюстрировать содержание, привести примеры, аналогии, просто позволяющие аудитории отвлечься и расслабиться заготовки.
Сам процесс чтения лекции, её восприятия также имеет свою специфику, предполагающую методическое умение лектора вести занятие таким образом, чтобы превратить его в разновидность интеллектуальной деятельности. Лекционный процесс может быть сведен для студентов до простого пассивного слушания и механического записывания, а может превратиться в активную целенаправленную умственную работу, процесс познавания нового. Восприятие материала лекции требует от слушателей напряжения воли и памяти, внимания, умения определенным образом организовать свои действия. Этому должно способствовать методическое мастерство лектора, его высокая научная компетентность, актуальность и интересность подаваемого материала, систематичность и последовательность его расположения, доступность изложения. Весьма важным является ритм чтения лекции, который должен позволять слушателям успеть обдумать содержание, переформулировать его в своей голове для удобной формы записи, конспектирования, – ибо именно в этом процессе "перекладывания" воспринятого материала в собственное изложение и рождается его понимание.
Использование всех этих методических способов, средств и приемов подготовки и чтения лекций позволит существенно улучшить качество лекционной формы обучения. Наряду с семинарскими занятиями, организацией и проведением самостоятельной работы студентов, лекция позволяет сделать образовательный процесс в высшей школе эффективным.
Семинары
Семинарские занятия представляют вторую основную разновидность аудиторной работы. Место и роль семинара в учебном процессе определяется тем, что это активная форма освоения учебного материала, позволяющая осуществить обратную связь преподавателя с аудиторией, проверить работу студентов и её результативность. Тем не менее, семинарское занятие отнюдь не сводится к проверке знаний в ходе опроса, потому что семинар выступает способом расширения и совершенствования знаний и умений студентов. Само слово "семинар" переводится с латинского как "рассадник знаний", кооперативная форма обучения, где конечный результат складывается из суммы усилий участников. В принципе даже будучи не готовым к занятию, студент должен после его проведения иметь основное представление о рассматриваемых там вопросах, ориентироваться в них.
Семинары стимулируют регулярное изучение студентами литературы к дисциплине, усиливают внимание к лекционному курсу, закрепляют знания, полученные на лекциях и при подготовке к семинару, расширяют их во время обсуждения материала на занятиях, прививают им навыки самостоятельного мышления и публичного выступления, полемики и дискуссии.
В ходе проведения семинаров преподавателю предоставляется возможность систематически проверять работу студентов, характер и успешность этой работы, направлять и помогать усваивать знания более эффективным способом. Он также может оценить доходчивость и убедительность своих лекций, внести необходимую корректировку, в ходе прямого непосредственного общения с аудиторией лучше узнать индивидуальные качества, склонности и способности студентов.
Формы семинаров
В высшей школе сложился ряд форм проведения семинаров, среди которых можно выделить следующие:
- устный опрос студентов по вопросам плана семинара,
- развернутая свободная беседа по вопросам плана,
- устные доклады студентов с последующим их обсуждением,
- обсуждение заранее написанных отдельными студентами рефератов,
- теоретическая конференция с выступлениями участников на общую тему, но самостоятельным докладом.
Безусловно, самым малоинтересным и неэффективным является первый из них, напоминающий школьный урок с вызовом учеников к доске и мучительными попытками "вытянуть" из него какие-то следы домашнего задания.
Более интересным представляется развернутая беседа по плану, однако, такая форма возможна только при условии достаточно хорошо подготовленной и активной аудитории, когда преподаватель уверен, что поставленные для обсуждения вопросы действительно вызовут интерес и желание их обсуждать. В противном случае такая форма выливается в опрос отдельных студентов.
Наиболее приближенным к научным семинарам является третья и четвертая форма – обсуждение докладов и письменных рефератов, которые гарантируют углубленную работу нескольких студентов - докладчиков, авторов рефератов, позволяют изучить им соответствующую литературу, подготовиться к выступлению или написать текст реферата, приобрести навыки публичного выступления, дискуссии и ответов на вопросы. Однако при этом другие вопросы темы докладчиками не изучаются, а другие участники семинары надеются на докладчиков и зачастую не готовятся к занятию. Поэтому необходимо принять меры к вовлечению большего числа участников семинара в активное обсуждение - назначить не только докладчиков, а и содокладчиков, оппонентов.
Большой интерес представляют проводимые после освоения тематических разделов курса теоретические конференции со свободным участием студентов с докладами, написанными на выбранные ими самими темы. Такие конференции целесообразно проводить не с одной группой, а с лекционным потоком, формулируя тему конференции таким образом, чтобы в ней отражался научный аспект дисциплины, делая конференцию своеобразным способом подведения итогов изучения всего курса или его раздела.
Подготовка к проведению семинарских занятий включает комплекс мероприятий:
составление планов семинарских занятий с их обсуждением и утверждением на кафедре,
выбор формы проведения семинаров, проведение консультаций для студентов, сообщение им основной и дополнительной литературы с краткой характеристикой их содержания.
Составление преподавателем для себя методического обеспечения занятия в виде плана-проспекта, включающего вводное слово с постановкой задачи, существенного содержания каждого вопроса семинара, дополнительные вопросы к аудитории, заключительное слово.
При всем многообразии форм проведения и функций, выполняемых семинаром, все они, так или иначе, починены главной задаче – расширению и углублению знаний студентов, что может быть достигнуто только при условии сотрудничества преподавателя с аудиторией, наличия доброжелательных и уважительных отношений. Подготовка и проведение семинаров тесно связаны с другими видами учебной работы и требуют от преподавателя глубоких теоретических знаний по существу излагаемой дисциплины. Но также и постоянного совершенствования своего педагогического мастерства, заинтересованного поиска новых форм работы. Только в этом случае семинар может быть эффективным способом освоения и усвоения знаний.
экспромтом, – в противном случае они зачатую превращаются в "лекцию – что получится".
“Лекция вдвоем”. Такая лекция может проводиться двумя и более преподавателями, интеллектуально и психологически совместимыми, по заранее разработанному сценарию. Они, часто придерживающиеся различных взглядов на проблемные вопросы лекции, разыгрывают дискуссию на глазах студентов, втягивают их в неё и подают пример научной полемики. Предметная “лекция вдвоем” читается преподавателями одной учебной дисциплины, межпредметная “лекция вдвоем” проводится преподавателями двух различных дисциплин.
Поэтому главным и первостепенным условием научной методики преподавания и её использования являутся глубокое знание содержания преподаваемой науки, знание её коренных положений, основных принципов и внутренней логики. Никакая методика сама по себе не может помочь преподавателю, если он не владеет таким знанием. Но и самого знания окажется недостаточно, если преподаватель не владеет методикой преподавания.
Методика преподавания должна исходить из коренных положений преподаваемой науки и вырабатывать наиболее эффективные методы их раскрытия. В качестве таковых выделяют методологические, логические и психологические основы преподавания конкретной дисциплины. Например, методологической основой всего здания экономики является целостное концептуальное видение всего этого курса, опирающегося на конкретное понятие экономики как специфически человеческого способа деятельности. Поэтому столь важно изначально иметь перед мысленным взором конкретное понимание сущности экономики, её структуры, назначения и функций, закономерностей возникновения и развития, периодизации и типологии основных этапов становления, образующих исторический процесс. Необходимо уметь представить экономику как основное содержание общественно-исторического процесса, как способ, обеспечивающий преемственность социально-исторического опыта, аккумулирующий достижения человека и позволяющий на этой основе безгранично совершенствоваться человечеству.