Классификация методовобучения

По критерию степени самостоятельности и творчества деятельности обучаемых можно выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого – эвристическая беседа, проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

По источнику передачи знаний различают следующие методы:

1. Устное изложение материала – метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);

2. Обсуждение изучаемого материала – повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);

3. Наглядный метод – организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);

4. Практическая работа – метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);

5. Самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).

По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала:

1. Академический – знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;

2. Активный – «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;

3. Интерактивный– получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.

По способу передачи информации различают:

1. Прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;

2. Исследование – вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;

3. Моделирование – участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций;

4. Совместное обучение – работа обучающихся в группах над определенной частью учебного материала.

Формы учебного процесса.

Формы учебного процесса подразделяются на:

Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на:

1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы);

2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.

Система форм высшего образования:

лекции;

семинары, практические занятия;

работа на компьютере;

индивидуальное собеседование;

рефераты, контрольные, курсовые работы;

самостоятельная работа студентов;

деловые игры;

теоретические конференции;

консультации преподавателей;

производственная, педагогическая, преддипломная практика;

зачеты, экзамены.

Основные формы преподавания

Лекция (от латин. lectio - чтение) – форма занятия в высшем учебном заведении, состоящая в устном изложении предмета преподавателем в процессе его общения с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция является ведущей формой преподавания в учебном процессе высшей школы. Вследствие этого лекционные курсы занимают главное место в основной образовательной программе специальности (направления).

Лекционная форма преподаванияобладает рядом преимуществ:

1. Это наиболее оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный способ обучения, так как лекция оперирует большим объемом материала и обращена к большому числу людей, способных одновременно воспринимать и усваивать учебный материал. Это делает её также весьма эффективным по степени усвоения материала способом обучения, так как лектор имеет возможность непосредственно выстраивать логику изложения материала, способствовать рациональным способом превращению информации в прочно усвоенные знания, на месте освещать возникающие у слушателей вопросы.

2. Преимуществом лекционной формы преподавания является также возможность разнообразить способы изложения лекционного материала, – от чисто информационного до проблемного построения лекции, способствуя этим формированию у студентов культуры познающего мышления.

3. И возможно, самый важный аспект лекционной формы преподавания – это личное общение студентов с настоящими учеными, которое не может заменить никакой учебник и которое оказывается зачастую невозможным ни в какой другой форме. Разумеется, не все лекторы являются таковыми, однако, вероятность такого личного общения, способного увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей, весьма высока.

4. Лектор имеет возможность также наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины.

Таким образом, можно выделить характерные специфические черты лекционного способа обучения:

- лекция способна давать целостное и логичное освещение основного материала учебной дисциплины компактно и в большом объеме, курс лекций по предмету передает основное его содержание;

- лекция способствует выработке логического мышления у студентов, методологической культуры в изучении данной науки;

- она лучше других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с новейшими данными науки;

- лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к семинарам, написание рефератов, курсовых работ);

- позволяет студенту в процессе личного общения получить из "первых рук" профессионально изложенный материал и ответы на вопросы.

Тем не менее, лекционный способ обучения не может быть признан единственно продуктивным и возможным.

Наши рекомендации