Социальная значимость профессионального труда. Профессия как призвание
Профессиональная деятельность человека в соответствии с полученной профессией и специальностью происходит, конечно же, в обществе, так сказать, в ответ на соответствующую потребность, нужду общества, уровень спроса населения на тот или другой товар, ту или иную услугу. Она, эта деятельность, как бы заказана, предзадана обществом, да и обеспечивается им же посредством обучения. Поэтому для общества очень важно, каковы результаты профессиональной активности его членов, каков продукт их труда, его качество, цена и потребительская стоимость, будь он вещественным, осязаемым или управленческим, или научным. Каковы, говоря коротко, издержки и доходы, связанные с производственной деятельностью субъекта труда, от которой существенно зависит степень благополучия общества.
Настоящему, подлинному профессионалу необходимо знать социальную роль, значимость своего труда, знать и стремиться максимально реализовывать в своей производственной деятельности, постоянно помня об этой роли для других, для общества, которую имеет труд каждого члена общества, обеспечивая со свое стороны ответственное отношение к труду, его качеству, производительности, цене. Основной сферой деятельности экономистов является осуществление экономического анализа хозяйственной деятельности организации, разработка мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов. Деятельность экономистов включает в себя также выполнение расчётов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для проведения работ или услуг, исследований и разработок в освоении новой техники и технологии. Сюда относится организация сбора, накопления научной информации и других необходимых материалов для выполнения плановых работ, методических и рабочих программ проведения исследования, а также выполнение мероприятий по повышению их эффективности. Деятельность экономиста охватывает руководство экономистами и техниками, участвующими в совместном проведении исследований и разработок. И хотя экономист проявляет свою трудовую активность в конкретной организации, предприятии, его труд имеет, так сказать, социально-культурное измерение: его труд востребован обществом, сограждане и общество в целом нуждается в продуктах его труда – например, в производстве товаров или услуг, поэтому результаты и качество профессиональной деятельности оцениваются в контексте их социальной значимости. Эта оценка будет максимальной, если субъект профессиональной деятельности чувствует себя внутренне “призванным” осуществлять именно данный вид деятельности, “жаждет свершить свой труд” (М.Вебер), удачно выбрав профессию, усмотрев в ней предназначение всей своей жизни, смысл собственного бытия, гармонично сочетающегося с бытием социума. Призвание — как раз и есть жизненное предназначение и направленность человека, придающие целесообразность, осмысленность и перспективность его деятельности. Осознание призвания предполагает развитое самосознание и культуру самоанализа, осмысление своих потребностей, самооценку способностей, определение путей целереализации. Социально-психологическая сердцевина призвания — главная цель, которая согласуется со смыслом жизни личности. Мировоззренческим оформлением призвания личности является жизненная программа, способ практического ее воплощения — жизненные планы.
5.Совмещение негуманитарного знания с социально-гуманитарным как условие подготовки к профессиональному труду
Подготовка к продуктивной профессиональной деятельности является сложным, многосторонним процесс. В первую очередь она предполагает формирование и совершенствование целостного продуктивного мышления будущего профессионала, его высокоразвитой нравственности. Говоря о мышлении эмпирического человека, следует иметь в виду, что существует две культуры мышления, или мыследеятельности: естественнонаучная и гуманитарная. Вне культуры мышления, без должного уровня ее развитости вообще невозможен эффективный профессиональный труд. В то же время разделение труда в социальной практике вообще, в науке, обусловившие многообразие профессий, получаемых посредством образования, привели к неизбежно одностороннему типу мышления выпускников профессиональной школы. Оно, это мышление неизбежно получается однобоким, либо естественнонаучного типа, либо гуманитарного. Однако использование в познании и предметной деятельности только естественнонаучного, равно как и одного лишь гуманитарного приема мышления ущербно, так как снижает эффективность профессиональной деятельности, степень самореализации индивида и социальных сообществ в результате отсутствия целостности мышления, умаления его пластичности, универсальности. Ограниченность интеллектуальной активности одной культурой осознания лишает человека полноты осуществления своего интеллектуально-нравственного потенциала, творчества, а стало быть, гармоничности личности, что негативно проявляется в сфере социального. Стало быть, "монокультурность" мышления надо избегать, а если она все-таки возникла, ее следует исключить. Это предполагает обнаружение будущим специалистом родовых человеческих возможностей в данной сфере активности, восприятия их как потенциально собственных, а также психологическую готовность проделать труд по единению типов интеллектуальной деятельности. А это становится осуществимым в результате обеспечения образования, которое бы гарантированно объединяло обе рассматриваемые культуры. На основе вышеизложенного возникает вопрос: альтернативны ли в действительности "две культуры", или они поддаются объединению в мышлении познающего и творческого человека? История философии, социально-гуманитарных наук, естествознания свидетельствует об осуществимости их реального сопряжения. Примером единения гуманитарной и естественнонаучной культур мышления является научная деятельность Аристотеля, Леонардо да Винчи, Бэкона, Декарта, Канта, Гегеля, всех великих естествоиспытателей - Ломоносова, Эйнштейна, Планка, Гейзенберга, Менделеева, Бородина, Вернадского и многих, многих других. Опыт мировой культуры, таким образом, обнадеживает.
Единение культур в мышлении индивида возможно и теперь. Действенным способом этого является формирование полноты культуры познания, мироотношения каждого студента посредством возрождения в обучении образца нераздельности способов освоения мира, скажем, корифеями древнегреческой философии, учеными и мыслителями последующих эпох. Более широким основанием интеграции научно-рациональной и гуманистической культуры мышления выступает союз, взаимосвязь и взаимодействие естествознания и философии. Еще одно основание объединения "двух культур" мы находим в так называемой функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, работа которых, тем не менее, неразрывно связана. Интеграция наук в единую как процесс совмещения разных типов мышления, также вселяет надежду на то, что подобную способность человека можно формировать специально, целенаправленно в ходе обучения, целеполагающего образования.
Таким образом, теоретически, в потенции, имеются все основания для формирования у каждого человека единства гуманитарного и негуманитарного способов освоения мира посредством их постепенного объединения. Ведь разум существовал всегда, будучи условием не только естественнонаучного и технического познания, но и социально-гуманитарного. Интеграция раздвоенного мышления как раз и является предпосылкой реализации будущими специалистами целостности восприятия мира, органичности познания и деятельности. Она способствует обогащению гуманитарного и "точного" знания, внутреннего мира человека, его самореализации, превращая каждую из культур в важный фактор гуманистического развития человека. Самой же такой интеграции, объединению двух культур в мышлении одного и того же человека служит освоение и усвоение философии. Философия тем весьма и ценна что, пробуждая в человеке способность задаваться вопросом о своем месте в бытии и мыслить самостоятельно, дает ему шанс реализовать себя как личность. (Юдин А.). Говоря другими словами, отметим, что философия как предмет изучения, освоения проявляет свое значение в формировании личности, воздействуя на ее целевые установки, ценностные ориентации, а через формирование методологической культуры на выбор средств его деятельности (Кочергин А.Н.).