Многообразие профессий как условие и следствие разделения общественного труда

Введение в специальность

Учебно-методические рекомендации для студентов

первого курса бакалавриата

Ярославль 2016

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

(Ярославский филиал Финуниверситета)

Введение в специальность

Учебно-методические рекомендации для студентов

первого курса бакалавриата

Ярославль 2016

Печатается по решению Ученого совета

Ярославского филиала ФГОБУ ВПО

"Финансовый университет при Правительстве РФ"

УДК 101 (075.8

ББК 87я73

Л40

Рецензент: И. А. Долматович, доктор экономических наук, профессор.

Л 40 Разумов Д.С. Введение в специальность. [Текст] / Д.С. Разумов: учебно-методические рекомендации для студентов первого курса бакалавриата. Ярославль. – 2015 г. – 69с.

Издание представляет студентам-первокурсникам бакалавриата рекомендации по оптимизации аудиторной и самостоятельной учебной работы в процессе подготовки к профессиональной деятельности в высшей школе. Авторы акцентируют внимание будущих бакалавров на основополагающий факт: чтобы стать настоящим профессионалом надо приобрести фундаментальные знания по специальности, знакомят первокурсников с техниками и технологиями достижения данной цели. Но одних знаний дисциплин специальности и специализации недостаточно. Будущему профессионалу необходимо стать подлинно образованным человеком – развивать в самом себе высокие человечные качества, прежде всего мышление и нравственность. Без них невозможно достичь добротных профессиональных знаний, сформировать способность творчески, эффективно их применять в деятельности. Адресовано студентам первого курса бакалавриата, а также всем, кто стремится совершенствовать подготовку профессионалов в высшей школе страны, повысить качество образования.

УДК 101 (075.8)

ББК 87я73 ISBN

© Д.С. Разумов

© Ярославский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ, 2015

Оглавление

1. Разделение общественного труда, его сущность и роль, влияние на профессиональное образование…………..

2. Многообразие профессий как условие и следствие разделения общественного труда……………………………….

3. Множественность отраслей труда и объектов труда в одной и той же отрасли. Специальности………………………………..

4. Социальная значимость профессионального труда. Профессия как призвание….

5. Совмещение негуманитарного знания с социально-гуманитарным как условие подготовки к профессиональному труду………………….

6. Профессионализм и его критерии……………………

7. Общение (коммуникация) и его место в профессиональной деятельности. Виды и формы общения……………………

8. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Пути обеспечения их единства как условия успешной коммуникации……………………………….

9. Культура мышления, пути ее совершенствования……………………………..

10. Умение слушать. Правила эффективного слушания…………………………..

11. Письменная речь. Оформление письменных студенческих работ……………...

12. Составление конспекта лекции………………………

13. Работа с учебной и научной книгой, текстом…………………….

14. Как правильно подготовить доклад и презентацию……………………

15. Правилаработы с электронными ресурсами……………………………

16. Почасовой график работы и учебы. Актуальность составления и использования………………………………………..…….

Предисловие

Авторы пособия решили не повторять ставшего шаблонным подхода к содержанию и целям одноименных изданий-близнецов, составленных в виде краткого введения в ту или иную частнонаучную дисциплину или их некоторый набор, соответствующий будущей профессии. Ведь специальные, профилирующие знания будущий инженер или экономист приобретет из множества курсов вузовских дисциплин, которым в основном и посвящен весь период обучения в вузе. Спрашивается, зачем же опережать события, и тем самым лишать студентов-первокурсников знаний техники и технологий успешного познания и учения, техники взращивания себя в качестве человечного человека и профессионала-новатора, чему и служит данное издание? Цель профессионального образования, понимаемого наиболее адекватно, состоит в формировании и самоформировании Человека. А это, прежде всего, формирование развивающегося умения творчески мыслить и быть высоконравственным человеком; это выполнение долга человеческого индивида перед собой – поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы – образовать себя, или, иначе стать в силу своей духовности и разумности тем, кем должен быть, хотя таковым от природы не являешься (Гегель). В этом плане, «введение» в будущую профессию логичнее осуществлять в форме проверенных временем рекомендаций общих приемов, путей превращения вчерашнего абитуриента в многосторонне развитого человека и настоящего профессионала.

Нам представляется, что настоящий краткий курс «Введение в специальность» как раз в наибольшей степени соответствует сути и задачам высшего профессионального образования, если он не подменяется узкоспециальными знаниями. Если он оказывает реальную помощь в получении основательных общеобразовательных и профессиональных знаний, показывая, как этого добиться в реальных условиях – в условиях постоянного дефицита времени, да и относительно невысокого уровня необходимых довузовских познаний.

Таким образом, цель данного курса является общей для всех без исключения профессий – научиться учиться эффективно, то есть, производительно использовать время, в условиях его невольной ограниченности успевать максимально обогащать свои знания, мышление, его методы, научаться применять приобретенные знания, и, конечно, совершенствовать собственную нравственность, причем постоянно. Для этого уметь видеть в возникшей перед вами ситуации ту, что описывают приобретенные Вами знания, Ваш возрастающий жизненный и профессиональный опыт, самокритично взвешивать свою деятельность и ее итоги на весах социальной значимости. Сказанные умения и навыки приобретаются в процессе кропотливого и ответственного труда учения по освоению общеобразовательных и профилирующих вузовских дисциплин, как и к дисциплин специализации, в процессе учебных практик.

Вставка, которой в брошюре нет

ФУ при Правительстве РФ – это ведущий экономический вуз, в котором обучается 43 тысячи студентов, из которых 10 тысяч - в Московском отделении. В рейтинге ЛУЧШИХ российских вузов он входит в первую десятку. Окончили семь министров финансов, три председателя Госбанка, премьер-министры, ведущие бизнесмены. Более 2-х тысяч преподавателей, из них боле половины кандидаты наук и 270 докторов. Университет готовит экономистов по множеству направлений: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В ФК 40 филиалов в городах России.

Несколько слов об истории ФУ.

Первый предшественник ФУ – Московский финансово-экономический институт, был открыт 2 марта 1919г. В сентябре 1946 г. объединён с Московским кредитно-экономическим институтом Госбанка СССР. В результате был образован Московский финансовый институт[1].

В 1991 г. преобразован в Государственную финансовую академию, а в 1992 г. в Финансовую академию при Правительстве России. В 2010 году Финансовой академии присвоен статус университета.

В 2011 г. к университету присоединены ВЗФЭИ и Московский государственный колледж информатики и электронной техники"[2], в 2012 г. Государственный университет Министерства финансов РФ и Всероссийская государственная

1.Разделение общественного труда, его сущность и роль, влияние на профессиональное образование

Воспроизводство общественной жизни, сама возможность существования общества и продолжения его истории предполагают удовлетворение множества многообразных потребностей членов общества в продовольствии, одежде, жилище, удовлетворение духовных запросов и т.п. Все это реализуется лишь в процессе производства названных ценностей, которое обеспечивается профессиональным трудом взрослого поколения того или иного общества. Уже на заре своей истории человечество выявило, что производительность труда, а в итоге, уровень развития общества, его прогресс зависят от мастерства субъекта труда. Мастерство это совершенствуется, чему как раз и способствует разделение труда.

Разделение труда – это качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Проявлением разделение труда является обмен результатами деятельности людей, как в материальной, так и в нематериальной сферах жизни общества, а также между ними.

Разделение труда многообразно. Оно происходит внутри общества и внутри предприятия, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.

Небезынтересно, что разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общим, разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частным разделение труда и, наконец, разделение труда внутри предприятия — единичным разделение труда. Общее, частное и единичное разделение труда неотделимы от профессионального разделения труда, специализации работников. Термин «разделение труда» употребляется также для обозначения специализации производства в пределах одной страны и между странами — территориальное и международное разделение труда.

Понятно, что для успешного осуществления трудовой деятельности каждый человек должен обучаться определенной профессии в профессиональной школе, высшей, например. При этом выбор той или иной профессии, а, стало быть, учебного профессионального заведения, помимо прочего, обусловлен разделением труда. Его сущность, очерченную выше, надо хорошо знать, чтобы Ваш выбор соответствовал Вашим способностям, желаниям, и конечно, достаточно точным представлениям о выбранной профессии.

Письменная речь. Оформление письменных студенческих работ

Получение профессии и профессиональная деятельность осуществимы лишь в речевом общении, в пребывании человека то в качестве оратора, то слушателя. Поэтому будущему агроному, как и инженеру, предстоит не только глубоко освоить соответствующие специальные дисциплины, но и научиться искусно владеть речью – устной и письменной. Речь – это язык в действии. Языком же называют систему знаков и правил их употребления.

Литературный язык, являющийся высшей формой национального языка, имеет две формы — устную и письменную. Устная речь получает выражение в произносимых вслух словах, она всегда предназначается собеседнику-слушателу или группе слушателей. В отличие от устной, письменная речь обращена к читателям. Ее понимание становится возможным только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка, глубоко продуманного построения речи, наличия строгого плана, тщательного подбора слов. Другими словами, письменная речь должна отвечать весьма строгим требованиям. Она является регламентированной, причем строже, чем речь озвучиваемая, устная речь. Ведь в речи, изложенной письменно, как ни жаль, не удается воспользоваться невербаликой, которая существенно помогает понять смысл звучащей речи. Средства выражения письменной речи беднее средств устной. В письменной речи под рукой оказываются только слова, и только в словах удается выразить весь смысл речи. Вот почему письменная речь требует основательного знания языка, наличия богатого лексикона, словаря, точного и правильного мышления, исключающего двусмысленности написанного.

Обучение в вузе состоит и в подготовке с последующей защитой письменных – контрольных, курсовых и дипломных - работ, написания рефератов и эссе. Поскольку все они суть разновидность письменной речи, все сказанное о ней выше авторам надлежит неукоснительно выполнять. Кроме того, каждый тип такой работы оформляется принятым в вузе образом. А именно, рукопись работы снабжается титульным листом, с него как раз работа начинается, и в котором указывается полное наименование вуза (в случае обучения в филиале - с добавлением географического наименования филиала), дисциплина и тема исследования, авторские данные – фамилия, имя, отчество (полностью), факультет, специальность, курс, дата и город, где находится вуз, должность, фамилия и инициалы преподавателя. Текст письменной работы начинается с плана, включающего основные вопросы темы, а также введение, заключение, объемом около страницы каждое, список использованной литературы. Следует помнить и строго выполнять функции каждого фрагмента письменной работы, введения, заключения и основной части рукописи. Их назначение и требования, которым они должны соответствовать прописаны в специальных методических пособиях. Каждую письменную работу будущий профессионал должен выполнять максимально самостоятельно, излагая текст своими словами. Использование мыслей других авторов должно сопровождаться сносками и ссылками на использованное чужое произведение. Если мысль цитируется, она заключается в кавычки, если перефразируется, в ссылке помечается знаком «см». Использование материалов из Интернета допустимо с обязательным указанием автора статьи или книги, названия издания, электронного адреса, по которому размещен использованный Вами материал. Механическое включение фрагментов статей или иных изданий из интернета без ссылки на них, не допускается. Такая работа требует основательной переработки, обеспечения самостоятельности написания, а потому получает отрицательную рецензию и к защите не допускается.

Заключение

Мы рассмотрели основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, специалисты при работе с электронными документами, в частности, с ресурсами сети Интернет. Нерешенными остаются сегодня и некоторые другие проблемы, затрудняющие работу с электронными ресурсами: это и несовершенство нормативно-правовой основы деятельности в сети Интернет, и отсутствие защищенности авторских прав, и проблема несанкционированного коммерческого использования ресурсов открытого доступа и многое другое. Мы сделали лишь небольшую попытку помочь студентам, которые только начинают путешествие по лабиринтам Интернета и хотят делать это корректно.

Литература

1. См.: Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика / Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. М., 1971. С.61.

2. См.: Юдин А. Парадоксы критической теории Герберта Маркузе // Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С. IХ.

3. См.: Кочергин А.Н. Гуманитаризация и гуманизация образования: новые ориентиры // Человекознание: гуманистические и гумани­тарные ориентации в образовании. Курск. 1994. С.94.

4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – 5-е изд. М., 1989. С.177,178.

5. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социо-культурная динамика России). В 2 т. Т. 2. Теория и методология. Словарь. Новосибирск. 1998. С. 362-363.

6. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язы к и культура речи : Учебное пособие для вузов . Изд . 6-е. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» , 2001.

8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с.

9. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Амалфея, 2000. – 544 с.

10. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.

11. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Амалфея, 2000. – 544 с.

12. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и нем./ Общ.ред. и авт. вступ. И.С. Нарский. – М.: Прогресс, 1986. – 542 с.

13. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2001. – 160 с.

14. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 2014.

Составление библиографического описания. 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Кн. Палата», 2010

15. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт 2014

16. Степанов В.Н. Основы лингвистики и речевой коммуникации. Ярославль Изд-во Канцлер 2012.

Лежников Валерий Петрович,

доктор философских наук, профессор

Разумов Дмитрий Сергеевич,

кандидат исторических наук, доцент

Введение в специальность

Учебно-методические рекомендации для студентов

первого курса бакалавриата

Книга издается в авторской редакции

Подписано в печать... Формат 60х84 1/16

Усл. печ. л. 00. Тираж 100. Заказ № 00.

Отпечатано в типографии ООО «Канцлер»

ул. Полушкина роща, 16

Тел. (4852) 58-76-39, 58-76-33

Введение в специальность

Учебно-методические рекомендации для студентов

первого курса бакалавриата

Ярославль 2016

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

(Ярославский филиал Финуниверситета)

Введение в специальность

Учебно-методические рекомендации для студентов

первого курса бакалавриата

Ярославль 2016

Печатается по решению Ученого совета

Ярославского филиала ФГОБУ ВПО

"Финансовый университет при Правительстве РФ"

УДК 101 (075.8

ББК 87я73

Л40

Рецензент: И. А. Долматович, доктор экономических наук, профессор.

Л 40 Разумов Д.С. Введение в специальность. [Текст] / Д.С. Разумов: учебно-методические рекомендации для студентов первого курса бакалавриата. Ярославль. – 2015 г. – 69с.

Издание представляет студентам-первокурсникам бакалавриата рекомендации по оптимизации аудиторной и самостоятельной учебной работы в процессе подготовки к профессиональной деятельности в высшей школе. Авторы акцентируют внимание будущих бакалавров на основополагающий факт: чтобы стать настоящим профессионалом надо приобрести фундаментальные знания по специальности, знакомят первокурсников с техниками и технологиями достижения данной цели. Но одних знаний дисциплин специальности и специализации недостаточно. Будущему профессионалу необходимо стать подлинно образованным человеком – развивать в самом себе высокие человечные качества, прежде всего мышление и нравственность. Без них невозможно достичь добротных профессиональных знаний, сформировать способность творчески, эффективно их применять в деятельности. Адресовано студентам первого курса бакалавриата, а также всем, кто стремится совершенствовать подготовку профессионалов в высшей школе страны, повысить качество образования.

УДК 101 (075.8)

ББК 87я73 ISBN

© Д.С. Разумов

© Ярославский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ, 2015

Оглавление

1. Разделение общественного труда, его сущность и роль, влияние на профессиональное образование…………..

2. Многообразие профессий как условие и следствие разделения общественного труда……………………………….

3. Множественность отраслей труда и объектов труда в одной и той же отрасли. Специальности………………………………..

4. Социальная значимость профессионального труда. Профессия как призвание….

5. Совмещение негуманитарного знания с социально-гуманитарным как условие подготовки к профессиональному труду………………….

6. Профессионализм и его критерии……………………

7. Общение (коммуникация) и его место в профессиональной деятельности. Виды и формы общения……………………

8. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Пути обеспечения их единства как условия успешной коммуникации……………………………….

9. Культура мышления, пути ее совершенствования……………………………..

10. Умение слушать. Правила эффективного слушания…………………………..

11. Письменная речь. Оформление письменных студенческих работ……………...

12. Составление конспекта лекции………………………

13. Работа с учебной и научной книгой, текстом…………………….

14. Как правильно подготовить доклад и презентацию……………………

15. Правилаработы с электронными ресурсами……………………………

16. Почасовой график работы и учебы. Актуальность составления и использования………………………………………..…….

Предисловие

Авторы пособия решили не повторять ставшего шаблонным подхода к содержанию и целям одноименных изданий-близнецов, составленных в виде краткого введения в ту или иную частнонаучную дисциплину или их некоторый набор, соответствующий будущей профессии. Ведь специальные, профилирующие знания будущий инженер или экономист приобретет из множества курсов вузовских дисциплин, которым в основном и посвящен весь период обучения в вузе. Спрашивается, зачем же опережать события, и тем самым лишать студентов-первокурсников знаний техники и технологий успешного познания и учения, техники взращивания себя в качестве человечного человека и профессионала-новатора, чему и служит данное издание? Цель профессионального образования, понимаемого наиболее адекватно, состоит в формировании и самоформировании Человека. А это, прежде всего, формирование развивающегося умения творчески мыслить и быть высоконравственным человеком; это выполнение долга человеческого индивида перед собой – поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы – образовать себя, или, иначе стать в силу своей духовности и разумности тем, кем должен быть, хотя таковым от природы не являешься (Гегель). В этом плане, «введение» в будущую профессию логичнее осуществлять в форме проверенных временем рекомендаций общих приемов, путей превращения вчерашнего абитуриента в многосторонне развитого человека и настоящего профессионала.

Нам представляется, что настоящий краткий курс «Введение в специальность» как раз в наибольшей степени соответствует сути и задачам высшего профессионального образования, если он не подменяется узкоспециальными знаниями. Если он оказывает реальную помощь в получении основательных общеобразовательных и профессиональных знаний, показывая, как этого добиться в реальных условиях – в условиях постоянного дефицита времени, да и относительно невысокого уровня необходимых довузовских познаний.

Таким образом, цель данного курса является общей для всех без исключения профессий – научиться учиться эффективно, то есть, производительно использовать время, в условиях его невольной ограниченности успевать максимально обогащать свои знания, мышление, его методы, научаться применять приобретенные знания, и, конечно, совершенствовать собственную нравственность, причем постоянно. Для этого уметь видеть в возникшей перед вами ситуации ту, что описывают приобретенные Вами знания, Ваш возрастающий жизненный и профессиональный опыт, самокритично взвешивать свою деятельность и ее итоги на весах социальной значимости. Сказанные умения и навыки приобретаются в процессе кропотливого и ответственного труда учения по освоению общеобразовательных и профилирующих вузовских дисциплин, как и к дисциплин специализации, в процессе учебных практик.

Вставка, которой в брошюре нет

ФУ при Правительстве РФ – это ведущий экономический вуз, в котором обучается 43 тысячи студентов, из которых 10 тысяч - в Московском отделении. В рейтинге ЛУЧШИХ российских вузов он входит в первую десятку. Окончили семь министров финансов, три председателя Госбанка, премьер-министры, ведущие бизнесмены. Более 2-х тысяч преподавателей, из них боле половины кандидаты наук и 270 докторов. Университет готовит экономистов по множеству направлений: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В ФК 40 филиалов в городах России.

Несколько слов об истории ФУ.

Первый предшественник ФУ – Московский финансово-экономический институт, был открыт 2 марта 1919г. В сентябре 1946 г. объединён с Московским кредитно-экономическим институтом Госбанка СССР. В результате был образован Московский финансовый институт[1].

В 1991 г. преобразован в Государственную финансовую академию, а в 1992 г. в Финансовую академию при Правительстве России. В 2010 году Финансовой академии присвоен статус университета.

В 2011 г. к университету присоединены ВЗФЭИ и Московский государственный колледж информатики и электронной техники"[2], в 2012 г. Государственный университет Министерства финансов РФ и Всероссийская государственная

1.Разделение общественного труда, его сущность и роль, влияние на профессиональное образование

Воспроизводство общественной жизни, сама возможность существования общества и продолжения его истории предполагают удовлетворение множества многообразных потребностей членов общества в продовольствии, одежде, жилище, удовлетворение духовных запросов и т.п. Все это реализуется лишь в процессе производства названных ценностей, которое обеспечивается профессиональным трудом взрослого поколения того или иного общества. Уже на заре своей истории человечество выявило, что производительность труда, а в итоге, уровень развития общества, его прогресс зависят от мастерства субъекта труда. Мастерство это совершенствуется, чему как раз и способствует разделение труда.

Разделение труда – это качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Проявлением разделение труда является обмен результатами деятельности людей, как в материальной, так и в нематериальной сферах жизни общества, а также между ними.

Разделение труда многообразно. Оно происходит внутри общества и внутри предприятия, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.

Небезынтересно, что разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общим, разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частным разделение труда и, наконец, разделение труда внутри предприятия — единичным разделение труда. Общее, частное и единичное разделение труда неотделимы от профессионального разделения труда, специализации работников. Термин «разделение труда» употребляется также для обозначения специализации производства в пределах одной страны и между странами — территориальное и международное разделение труда.

Понятно, что для успешного осуществления трудовой деятельности каждый человек должен обучаться определенной профессии в профессиональной школе, высшей, например. При этом выбор той или иной профессии, а, стало быть, учебного профессионального заведения, помимо прочего, обусловлен разделением труда. Его сущность, очерченную выше, надо хорошо знать, чтобы Ваш выбор соответствовал Вашим способностям, желаниям, и конечно, достаточно точным представлениям о выбранной профессии.

Многообразие профессий как условие и следствие разделения общественного труда

Для оптимального выбора профессии, отношения к ней, как к призванию, нужно хорошо осознать, что же означает само понятие – профессия. Слово профессия происходит от латинского professio, означающего «публичное выступление». В Древнем Риме так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения. Для освоения ее основ в профессиональной школе необходимы способности каждого студента и основательный, продолжительный и каждодневный труд, учение.

Профессиональная деятельность осуществляется не эпизодически, а постоянно, на протяжении всего периода трудовой активности человека, получившего ту или иную профессию.Профессиональная активность, на языке прозы, служит источником средств существования. Этим профессия отличается от своего рода досуга, хобби, то есть занятия, совершаемое человеком ради собственного удовольствия.

Каждое конкретное общество, имея многообразную совокупность материальных и иных, нематериальных потребностей, должно обеспечить их удовлетворение, чтобы жить и развиваться. Для реализации этой жизненно важной цели общество имеет только одну-единственную возможность: организовать профессиональную подготовку людей в учебных заведениях по необходимым профессиям. В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессий. По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий. На самом деле, молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает из примерно 700 профессий, а в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, - 2000 – 3000. Причем набор или множество профессий, установленных в том или ином обществе, как раз и дает возможность обеспечить в нем необходимое разделение труда, являет собой условие дифференциации профессионального труда. Таким образом, многообразие профессий в одно и то же время выступает как условие и как следствие разделения общественного труда.

Многие профессии и специальности предъявляют сходные требования к базовой подготовке работников, а разнообразные тонкости и нюансы успешно осваиваются непосредственно на рабочем месте. Подготовка в учебных заведениях осуществляется по так называемым учебным профессиям и специальностям. Каждая из них имеет более или менее обобщенный характер и соответствует нескольким реальным профессиям и специальностям. Подобных учебных специальностей около 1000.

Наши рекомендации