I. Стимулированиероста уровня доходов работников.
I. Стимулированиероста уровня доходов работников.
Главное достижение – содействие созданию правовых условий для начисления районных коэффициентов и процентных надбавок на фактический заработок.
В результате рассмотрения заявлений работников образования – членов Профсоюза в 2017 г. было принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации[1], согласно которому районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями (в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ).Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1,2,3, 4 и 11 статьи133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Cучётом изложенного работники, считающие свои права нарушенными, вправе обратиться с заявлениями в суд, в том числе с целью пересмотра ранее принятых судебных решений по делам о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части неправомерного включения в состав МРОТ указанных районных коэффициентов и процентных надбавок)[2].
II. Обеспечение своевременностивыплаты заработной платы.
Главное достижение –обоснование необходимости и обеспечение законодательного урегулирования выплаты заработной платы с заблокированных счетов.
В связи с невозможностью в целом ряде субъектов Российской Федерации выплачивать в установленные сроки причитающуюся работникам заработную плату в случаеприостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах («блокировки счетов») бюджетных учреждений-должников Профсоюз инициировал подготовку и направление в 2017 г. совместных с Минобрнауки России предложений[3]о законодательном урегулировании проблемы. В связи с этим Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 347-ФЗ[4]были внесены изменения в Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ[5], позволяющие учреждению осуществлять списание с заблокированных счетов денежных средств в целях выплаты заработной платы работникам государственных (муниципальных) учреждений в рамках стандартной процедуры по платёжным поручениям без решения суда.
III. Социальное партнёрство.
Главное достижение – заключение нового Отраслевого соглашения с Минобрнауки России.
В связи с истечением срока действия Отраслевого соглашения на 2015–2017 годы Профсоюз подготовил в 2017 г. проект Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018–2020 годы. По итогам согласования позиции сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников указанных организаций правовой акт[6]был подписанМинистром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой и Председателем Профсоюза Г.И. Меркуловой.
IV. Формирование национальной системы учительского роста (НСУР).
Главное достижение –совершенствование подходов к формированию НСУР.
По итогам рассмотрения новых замечаний[7] и предложений[8] Профсоюза, представители которого были включены в Межведомственную комиссию по формированию и введению НСУР[9], был существенно доработан и расширен (по сравнению с утверждённой ранее «дорожной картой»[10]) проект модели НСУР. Так, Минобрнауки России декларировало в 2017 г. такие новые задачи её формирования, как создание условий для повышения размеров оплаты труда учителей, устранение избыточной отчётности (как один из индикаторов эффективности введения НСУР), переход на персонифицированный порядок финансирования программ повышения квалификации, поддержка молодых специалистов, совершенствование системы профессиональных конкурсов и отраслевых наград и т. д.[11]
XI. Поощрение работников.
Главное достижение – демократизация условий и практики награждения работников ведомственными наградами Минобрнауки России.
В результатенаправления в Минобрнауки России в 2017 г. предложения Профсоюза о совершенствовании системы федеральных ведомственных наград[31]активизировалось взаимодействие сторон по данному вопросу. Так, были подготовлены совместные разъяснения Минобрнауки России и Профсоюзао реализации права работников сферы образования и иных сфер ведения Минобрнауки России на награждение ведомственными наградами[32], нацеленные на устранение излишних требований к кандидатам.
По итогам взаимных консультацийминимальный стаж работы для присвоения почётного звания «Почётный работник (сферы образования / науки и техники / сферы воспитания детей и молодёжи) Российской Федерации» (при отсутствии иных наград) был сокращён с 30 до 20 лет[33]. Кроме того, была достигнута договорённость о непосредственном участии представителей Профсоюза в разработке проектов последующих НПА о ведомственных наградах Минобрнауки России и направлении их для согласования в Профсоюз[34]. При этом были согласованы и официально подтверждены позиции о том, что отсутствие у работников наград, установленных в субъекте Российской Федерации, не является основанием для отказа вих представлении к награждению ведомственными наградами Минобрнауки России, а при определении количества лиц, ежегодно представляемых к награждению по конкретным организациям, должно учитываться мотивированное мнение соответствующих организаций Общероссийского Профсоюза образования[35].
XII. Развитие профсоюзного образования.
Главное достижение – создание факультета дистанционного (заочного) обучения профсоюзных кадров и актива.
В целях обеспечения единого образовательного пространства в Профсоюзе в 2017 г. при его Центральном Совете был создан факультет дистанционного (заочного) обучения профсоюзных кадров и актива[36].В этом же году состоялась установочная сессия (в очной форме)для первых слушателей факультета из числа специалистов аппаратов региональных организаций Профсоюза, председателей его местных и первичных организаций.
[1]Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П/2017 «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш».
[2] Письмо Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 14 декабря 2017 г. № 577 [«О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации»], направленное в адрес председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.
[3]Письмо Минобрнауки России и Профсоюза (Васильева О.Ю., Меркулова Г.И.) от 23 июня 2017 г. № ОВ-407/02/303, направленное в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, координатора Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений О.Ю. Голодец.
[4]Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». – Ст. 2.
[5]Федеральный закон от 8 мая 2010 г.№ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». – Ст. 30.
[6]Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018–2020 годы, заключённое Минобрнауки России и Профсоюзом 6 декабря 2017 года (далее – Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы).
[7] Письмо Профсоюза (Куприянова Т.В.) от 24 марта 2017 г. № 151 «О проекте «дорожной карты» по формированию национальной системы учительского роста», направленное в адрес заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородовой; письмо Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 7 июля 2017 г. № 358 «О рассмотрении материалов»[пояснительной записки к модели НСУР и проекта профессионального стандарта педагога], направленное в адрес президента Педагогической Ассоциации «Педагог XXIвека» Е.Ш. Ямбурга.
[8]Куприянова Т.В. Проблемы повышения профессионального уровня педагогических работников и формирования национальной системы учительского роста: доклады на пленарных заседаниях Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста в рамках организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования (г. Москва 21 сентября 2017 г.) и Всероссийского семинара-совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза (г. Сочи, 24–25 сентября 2017 г.).
[9]Состав Межведомственной комиссии по формированию и введению национальной системы учительского роста, утверждённый приказом Минобрнауки России от 11 июля 2017 г. № 646.
[10]Приказ Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» (не зарегистрирован Минюстом России) (далее – «дорожная карта»).
[11]Петров А.В. Об актуальных вопросах развития системы общего образования: доклад на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (г. Москва, 1 декабря 2017 г.); Петров А.В. Задачи и перспективы формирования НСУР: доклад на Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов» (г. Москва, 12 декабря 2017 г.).
[12]Письмо Профсоюза (Куприянова Т.В.) от 10 марта 2017 г. № 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов», направленное в адрес председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.
[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». – П. 1.
[14]Результаты всероссийского опроса «ГИА для педагога: обязанность, повинность или …?» // Приложение № 1 к постановлению Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 г. № 11–11 «О результатах работы Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования в 2017 году».
[15]Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. – П. 9.6.2.
[16]Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации». – Ст. 47. – Ч. 9; Особенностирежима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иныхработников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённыеприказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536. – П. 2.3.
[17]Результаты всероссийского опроса «Реальность, а не статистика» // Приложение № 1 к постановлению Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 г. № 11–11 «О результатах работы Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования в 2017 году».
[18]Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образованияМинобрнауки России (Мануйлова И.В.) от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению отчётности», направленное в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
[19]Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (Куприянова Т.В., письмо Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 г. № 323, направленное в адрес председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза).
[20]Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. – П. 3. 10.
[21]К вопросу о правовых основаниях участия учителей в профессиональном тестировании // Информационно-аналитические материалы (к августовским совещаниям 2017 года) (письмо Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 4 августа 2017 г. № 379).
[22] Письмо Профсоюза (Куприянова Т.В.) от 17 августа 2017 г. № 386, направленное в адрес Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России; Меркулова Г.И. Выступление на «круглом столе» на тему: «Модель национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения» с участием Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой (г. Москва, 28 августа 2017 г.) // МИА «Россия сегодня». [Официальный сайт]. 2017. 28 августа. URL: http://pressmia.ru/pressclub/20170828/951641828.html.
[23]Кравцов С.С.Предметные и методические компетенции учителя – первые результаты апробации ЕФОМ: доклад на Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов» (г. Москва, 12 декабря 2017 г.).
[24]Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. – П. 8.5.
[25]«Дорожная карта». – П. 8.
[26]Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утверждённая Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 г. № 3241п-П8. – Подпрограмма 4. Повышение престижа профессии; Программа развития деятельности Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2015–2020 годы, утверждённая постановлением Центрального Совета Профсоюза от 10 декабря 2015 г. № 2–3. – П. 4.2.1
[27] Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённый приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276. – П. 37.
[28]Всероссийский конкурс «Учитель года России» и Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» (см.: Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015–2017 годы, утверждённое Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования 22 декабря 2014 года. – П. 8.6.2).
[29]Всероссийский конкурс «Учитель года России», Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России», Всероссийский конкурс «Директор школы», Международный конкурс молодых преподавателей «Педагогическое начало», Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», Всероссийский конкурс программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур», Всероссийский конкурс «Педагогический дебют» и конкурс педагогических работников «Воспитать человека» (см.: Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. – П. 8.6.3).
[30]См.: В Москве обсудили обновлённые подходы к формированию НСУР и проект модели аттестации учителей // Общероссийский Профсоюз образования[Официальный сайт]. 2017. 13 декабря. URL: http://eseur.ru/V_Moskve_obsudili_obnovlennie_podhodi_k_formirovaniu_NSUR_i_proekt_modeli_attestacii_uchiteley/ (дата обращения: 20.12.2017).
[31] Письмо Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 26 июля 2017 г. № 368 «О совершенствовании системы ведомственных наград Минобрнауки России», направленное в адрес Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой.
[32]Разъяснения о реализации права работников сферы образования и иных сфер ведения Минобрнауки России на награждение ведомственными наградами (письмо Минобрнауки России и Профсоюза (Огородова Л.М., Меркулова Г.И.) от 27 декабря 2017 г. № ЛО-2543/12/595, направленное в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза).
[33]Приказ Минобрнауки России от 30 октября 2017 г. № 1059 «О внесении изменения в Положение о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 1223» (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2017 г., № 48926).
[34]Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. – П. 2.2.7.
[35] Отраслевое соглашениена 2018–2020 годы. – П. 8.1.4.
[36] Положение о факультете дистанционного (заочного) обучения профсоюзных кадров и актива при ЦС Общероссийского Профсоюза образования, утверждённое постановлением Исполкома Профсоюза от 22 марта 2017 г. № 8–13. – П. 1.1.
I. Стимулированиероста уровня доходов работников.
Главное достижение – содействие созданию правовых условий для начисления районных коэффициентов и процентных надбавок на фактический заработок.
В результате рассмотрения заявлений работников образования – членов Профсоюза в 2017 г. было принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации[1], согласно которому районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями (в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ).Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1,2,3, 4 и 11 статьи133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Cучётом изложенного работники, считающие свои права нарушенными, вправе обратиться с заявлениями в суд, в том числе с целью пересмотра ранее принятых судебных решений по делам о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части неправомерного включения в состав МРОТ указанных районных коэффициентов и процентных надбавок)[2].