Пассивная стратегия или методы линейного воздействия
Данная стратегия использует методы линейного воздействия. Схема довольно четко показывает, что преподаватель, занимающий центральное место на занятии передает имеющуюся у него информацию. Содержание изучаемого материала заранее отобрано и приготовлено преподавателем, оно зачастую излагается в виде постулатов. Преобладает монологовый режим общения (учитель или преподаватель говорит, а остальные его слушают). Для пассивной стратегии характерны регламентация, дисциплина, акцент на исполнительности, подчинение, определение точных очертаний предмета рассмотрения, опора на сложившиеся традиции и форматы. Преподаватель является главным организатором, предлагает заранее составленный план, определяет необходимую информацию (является ее главным источником). В данном случае можно говорить об отношении к обучающимся, как объекту педагогического воздействия со стороны преподавателя. Любая их попытка показать свою самостоятельность, проявление инициативы и творчества рассматриваются как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Проблема или тема изучения также не обсуждаются в ходе совместной работы, а предлагаются как наиболее актуальные и значимые. В данной стратегии «слушатель» не может повлиять на предлагаемую ему информацию. Однако не стоит забывать, что помимо преподавателя в качестве источника информации может выступать текст, фильм, музыкальное произведение, любая другая иллюстрация. Вместе с тем представляется нецелесообразным полностью отказываться от лекционных подходов. Ряд фундаментальных представлений и базовых принципов, имеющих методологический характер для изучения исторических событий, рационально изложить при использовании пассивной стратегии. Главное, преподавателю следует учитывать, что важно продуманно подходить к подготовке своего выступления перед учащимися. Лекция не должна быть затянутой, скучной, излишне теоретизированной, оторванной от практики, лишенной ярких примеров и образных иллюстраций . Сегодня все более популярным становится использование компьютерных презентаций в преподавании. Один лишь факт включения компьютерных технологий в преподавание дает некоторым педагогам основание классифицировать используемые методы как интерактивные. Но сам по себе компьютер, как и любое другое техническое средство, не может активизировать обучение. Зачастую презентация лишь иллюстрирует монолог преподавателя и является новой формой проведения лекции. Особенно ярко иллюстрируют пассивную стратегию ситуация, когда лектор, перегружая слайды тестовым материалом, перед взрослой аудиторией читает то, что появляется на экране, не отступая от заготовленного заранее текста. Поэтому стоит рассматривать использование компьютерных технологий как один из возможных ресурсов в преподавании, но само его включение не означает отход от пассивности в учебном процессе. Условия выбора пассивной стратегии преподавания: - отсутствие достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.); - недостаточное количество времени для рассмотрения заявленной темы; - большое количество учащихся, не позволяющее проводить обсуждения и использовать работу в группах; - объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения; - недостаточная подготовленность обучаемых к рассматриваемым вопросам. Перейдем к анализу применения различных методов в рамках пассивной стратегии взаимодействия. Начнем с аргументов в защиту использования пассивной стратегии в преподавании. Несомненно, такой подход приводит к значительной экономии времени, которого так часто не хватает преподавателям. В российской системе образования традиционно хочется «дать» больше информации, особенно с учетом «энциклопедических амбиций» отечественных образовательных программ. Второй немаловажный аргумент в защиту применения подобной стратегии основывается на ограниченности ресурсов российской системы образования. В пассивной стратегии нужен квалифицированный лектор с разработанным «конспектом» и никаких дополнительных элементов. Третий аргумент связан с числом учащихся. Если перед преподавателем находится более 30-40 учащихся, то лекция становится наиболее эффективным способом передачи содержания. Работа в малых группах или установление непосредственного диалога между преподавателем и учащимися подразумевают довольно ограниченное число участников данного процесса. Есть и внутренние составляющие выбора пассивной стратегии. Одной из проблем работы преподавателя традиционно является оценивание. В пассивной стратегии требуется воспроизведение материала, который «передает» преподаватель. На поставленные вопросы есть заранее предполагаемые ответы и надо только сверить степень соответствия ответа с имеющимся шаблоном. Еще одним предметом заботы преподавателей и администрации обычно является поддержание дисциплины в учебной аудитории. Пассивная стратегия позволяет осуществлять постоянный контроль, так как любой шум является показателем невнимательности. Если дисциплина для преподавателя является одним из ключевых элементов педагогического процесса, а задачей ставится установление «идеальной» тишины, то пассивная стратегия станет единственной приемлемой в преподавании. Третий аргумент можно связать с педагогической составляющей. Удачная (интересная и грамотная) лекция может стать образцом для учащихся в построении монологического высказывания и структурировании материала Однако есть и значительные негативные эффекты использования пассивной стратегии в преподавании. Резко снижается мотивация учеников на занятии, так как заранее определен объем информации, его подача и от учащихся мало что зависит, поэтому интерес участвовать в занятии не высок. В пассивной стратегии единственным источником информации является преподаватель. В современный информационный век этого явно недостаточно, печатные и электронные средства массовой информации становятся дополнительными, а подчас и основными источниками формирования представлений об окружающем мире и происходящих в нем процессах. Поэтому использование исключительно пассивной стратегии приводит к ограниченности источников получения информации, сужению взглядов и отсутствию кругозора у учащихся. Анализируя отрицательные аспекты пассивной стратегии взаимодействия в преподавании, следует назвать также отсутствие вариативности, отказ от развития творческих способностей, акцент на запоминание, а не понимание, маленький процент усвоения материала. Важное замечание. Если в преподавании учитель не дает возможность школьникам искать информацию из разных источников, не вырабатывает у них навык сравнения, тщательной проверки фактов и точек зрения перед формулированием собственных выводов, то создаются благоприятные условия для некритичного восприятия информации. От этого положения вещей один шаг к манипулированию сознанием человека, что часто происходит в попытках фальсифицировать исторические события и процессы. Именно этим объясняется колоссальная популярность псевдоисторических работ Фоменко, Носовского, Резуна и ряда других «исследователей». Поэтому работа с многообразием источников информации является важным фактором противодействия фальсификации истории. Можно много говорить о низкой эффективности таких подходов, слабой мотивации, неустойчивости образовательных эффектов. Однако до сих пор в образовательной системе акцент делается на проверку сведений с акцентом на запоминание, а не понимание и практическое применение. Первое проверить значительно легче, а управлять образовательным процессом с такими акцентами значительно яснее и удобнее. И в дальнейшей жизни пассивный подход оказывает негативный эффект на учеников – те, кто взаимодействуют со своими ровесниками, становятся более уверенными, чем те, которые постоянно слушают только своих учителей. А пассивность требует в первую очередь центрирования на преподавателе.