Игра-викторина / игра «составь кроссворд».
Составление плана игры включает:
· Цель игры, планируемые результаты
· Способ деления детей на группы (2-4 группы)
· Вопросы для викторины, как будут подсчитываться результаты, награждение победителей, утешительные призы проигравшим.
· Либо: Занимательный материал: когда появились кроссворды, какие кроссворды бывают.
· Вопросы для обсуждения с детьми о том, как составляются кроссворды по теме, что такое определение слова, как отделить существенные признаки от несущественных.
· Справочные материалы (энциклопедии, справочники, НЕ словари), которые помогут детям в составлении кроссворда.
Приложение 6
Образец оформления портфолио педагогических достижений
(распечатать на отдельной странице, вложить в папку в виде обложки)
Департамент образования города Москвы
ГАОУ ВО МГПУ
Институт СПО им. К.Д.Ушинского
Колледж «Черемушки»
ПОРТФОЛИО
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
ПМ.01
ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ФИО_________________
______________________
Москва, 2017
Приложение 7
Изучение мышления (способность к обобщению)
(предлагается на основе методики «Особенности обобщения по нескольким признакам» Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И Младший школьник: Помоги ему учиться.- СПб: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000)
Стимульный материал: ряды геометрических фигур, различающихся по нескольким признакам. В третьем ряду фигура отсутствует. Таблица 1 - для учащихся 1-2 классов, таблица 2 – для учащихся 3-4 классов.
Инструкция: Рассмотри внимательно все три ряда фигур и нарисуй недостающую.
Ход выполнения задания: После того, как ребёнок нарисует недостающую фигуру, необходимо попросить его объяснить, почему он считает, что здесь должна быть именно эта фигура. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, попытайтесь наводящими вопросами помочь ему. Это даст возможность определить, что именно вызывает затруднения.
Анализ выполнения задания:
Оценивается: мышление (способность к обобщению по нескольким признакам), речь.
1 балл – низкий уровень – неверное выполнение задания или отказ от выполнения задания;
2 балла – средний уровень – не учитывается все необходимые признаки, и недостаточно полно дается обоснование выбора;
3 балла – высокий уровень – задание выполнено без ошибок, достаточно быстро, дано правильное объяснение выбора.
| |
Приложение 8
Изучение направленности личности
(на основе методики «Цветик - семицветик» [Гаврилычева Г.Ф. В начале было детство: Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника. – М.: Б.И., 1993])
Стимульный материал: цветок с семью лепестками.
Ход выполнения задания: Методика может быть проведена индивидуально и с группой. Если ребёнок не умеет писать, его ответы записывает учитель. Учитель предлагает записать на семи лепестках цветка желания, исполнение которых ребёнку больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, ребёнок формулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Анализ выполнения задания.
Оценивается:
· Направленность желаний и интересов школьников.
· Речь.
Можно предложить ребёнку ещё один цветок, на котором он должен написать то, чего он не хочет больше всего.
Приложение 9
Изучение школьной мотивации
(дается на основе методики изучения школьной мотивации учащихся начальных классов [Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: ФОЛИУМ, 1999])
Необходимый материал: лист белой бумаги (формат А4), цветные карандаши.
Инструкция: Нарисуй то, что тебе нравится в школе.
Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается лист белой бумаги и цветные карандаши. Вов время работы вмешиваться в её процесс не рекомендуется. А после того, как ребёнок закончит рисовать, можно задать уточняющие вопросы.
Анализ выполнения задания. Оценивается – учебная мотивация и мелкая моторика.
Оценка школьной мотивации
Содержание рисунка | Мотивация | Баллы |
1. Рисунок соответствует теме | ||
Учебная ситуация | Высокая школьная мотивация (можно предположить учебную активность и наличие познавательных мотивов) | |
Ситуация неучебного характера с внешними школьными атрибутами | Положительное отношение к школе, но внешняя мотивация | |
Игровые ситуации в школе | Положительное отношение к школе, но с преобладаем игровой мотивации | |
2. Рисунок не соответствует теме | ||
Изображение игрушек, узоров, военных действий, машин и пр. | Школьная мотивация отсутствует, преобладают другие, чаще всего, игровые мотивы | |
Ребёнок нарисовал то, что лучше всего умеет и любит рисовать | Отсутствие школьной мотивации. Завышенный уровень притязаний, трудности в приспособлении к школьным требованиям. | |
Ребёнок не понял задание и ничего не нарисовал | Отсутствие школьной мотивации. Трудности в понимании задачи |
Для оценки мелкой моторики необходимо наблюдать за ребенком во время выполнения рисунка: насколько ловко ребёнок достаёт карандаши из коробки, меняет карандаши, держит карандаш во время рисования, проводит линии и пр. результат оценки мелкой моторики занести в схему наблюдения за поведением ребёнка в процессе экспресс - диагностики.
Приложение 10