Лодочник прошелся по берегу (1) и (2) убедившись (3) что никого вокруг нет (4) обернулся к лесу и сделал рукой жест (5) подзывая того (6) кто скрывался за деревьями.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 1, 2, 4, 6

3) 1, 3, 5

4) 2, 3, 4, 5, б

Задание 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Закричали грачи (1) загалдели и лягушки (2) чье обиталище было укрыто камышами (3) и (4) целые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков (5) описать (6) которые было трудно.

1) 1, 2, 3, 5

2) 2, 4, 5

3) 1, 3, 6

4) 1, 2, 3, 4, 5, б

Задание 8*.Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Он узнал две высокие трубы вдалеке одна была на мыловаренном а другая на кирпичном заводе там работала сейчас Люба у кирпичного пресса.

2) Вопреки предсказанию моего спутника погода прояснилась и обещала нам тихое утро хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли.

3) Редел на небе мрак глубокий ложился день на темный дол взошла заря.

4) Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться лошадь моя вязла.

5) Побежали по деревенским улицам бурливые ручейки быстро вертя щепки и гусиный пух в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми точно крутящимися белыми облаками с крыш посыпались частые звонкие капли.

6) Окна в сад подняты веет бодрой осенней прохладой.

7) На звуки оркестра сбегались все мальчишки потребность в музыке была большая.

8) Ночь принесла много неожиданного стало тепло моросил дождь.

9) Небо стало ниже вся природа притихла в ожидании грозы.

10) Отпустит боль жизнь кажется легка.

11) В голове моей родилось подозрение этот слепой не так слеп как кажется.

12) Были серые теплые сумерки перепадал нерешительный дождь.

13) За рекой разноголосо пели пахло сеном отсыревающей пылью и дымом костров.

14) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой конь летит развевая гриву.

15) Ты мыслишь таинства миров яснеют для тебя.

Инструкционная карта практического занятия № 11

Тема:Стилистические возможности синтаксиса.

Цели:

- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – развивать навыки стилистически грамотной организации речи (с учетом содержания, цели, адресата и условий высказывания);

- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.

ПРАКТИКУМ.

Задание 1.

Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия. Определите их функции в текстах.

1) Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах. (А. А. Блок)

2) Часовая стрелка близится к полночи.
Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
С Новым годом, сердце! (М. И. Цветаева)

3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский)

4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации.(А. И. Солженицын)

5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В. Быков)

Задание 2.

Найдите случаи эллипсиса, инверсии и парцелляции. Определите их функции в текстах.

1) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)

2) Мы хотели песен — не было слов.
Мы хотели спать — не было снов.
Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)

3) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин)

4) О ты, Родина! ...Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною силою. (Б. К. Зайцев)

5) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев)

6) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский)

Задание 3.

Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.

Вариант 1.

1) Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова). 2) Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3) Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). 4) Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (Ахматова). 5) Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6) Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (Бродский). 7) Жить – так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок).

Вариант 2.

1) Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 2) И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 3) Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова). 4) Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души?.. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать... Как страшно всё! Как дико! – Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (Блок). 5) О тебе вспоминаю я редко, и твоей не пленюсь я судьбой (Ахматова). 6)Ты, Азия, – родина родин! Вместилище гор и пустынь... Ни с чем предыдущим не сходен твой воздух – он огнен и синь (Ахматова). 7) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Задание 4.

Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?

Вариант 1.

1) Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую? 2) Нищий учёный оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом. 3) И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочем! 4) Стену по экватору? Запросто! 5) Колхозников мало, а поле большое. 6) Они – о нас. Обзор зарубежной прессы. 7) Веснушки – это модно. Волжанка Аня Вьялицына – «модное лицо» Милана. 8) Без шума и пыли? Не получится... Наши корреспонденты попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури. Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу. 9). Посёлок Суйда славен не только усадьбой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнее место. 10 веков насчитывает. Копнёшь вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные, пользовавшиеся бешеной популярностью у знаменитых дачников вроде Шаляпина. 10) Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают. 11) Маленький секрет большой компании «Уралтехнострой». 12.) Победы наших пианистов – в прошлом. Победы наших скрипачей – в прошлом. А что теперь? 13) Вчера в оренбургских полях Путин объявил войну. За урожай. Всё выращенное приказано убрать и сохранить.

Вариант 2.

1) «Завод купили эти гады... Вставай, народ, на баррикады!» – Почему рабочие за своё счастье воюют, а не судятся? 2) Сначала зритель усмехается, затем смеётся, а потом уж – хохочет до слёз. 3) Станет ли Сибирь банановой республикой? Сочинский бизнесмен засадил пальмами холодный Красноярск. 4) Джек Николсон млел от наших красоток. А его подруга Лара мрачнела на глазах. 5) Молодым москвичам – «молодёжная практика». 6) Почему маленькая Эстония обогнала большую Россию? 7.) Колхоз не собес, но... 8) Всероссийский фестиваль городской рекламы. Присоединяйтесь к самому масштабному проекту, проводимому впервые. Участвуйте в конкурсах фестиваля. Побеждайте! 9) Новое поколение – новое мышление. 10) Мёртвая зыбь вокруг мёртвого «Курска». 11) Бермудский треугольник – это джакузи с метановыми пузырьками. 12) Кто последний за наследством? Дума расширила список претендентов на «бабушкины миллионы». 13). Пахотные земли уже не приносят доходов. Фермы уже не приносят доходов. И даже уникальная керамика уже не приносит прежних доходов.

Наши рекомендации