Использование в речи многозначных слов и омонимов.
Задание №6. Перепишите предложения. Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях постановка ударения необходима?
1. Мы опускаемся на большую глубину. 2. Вы не учите мальчика», - с раздражением заметил отец.
Паронимия.
Задание №7. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.
1. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое удачное произведение. 2. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
Инструкционная карта к практическому занятию № 5
Тема: Стилистический анализ словообразовательных средств
В художественном, публицистическом и
Научно-популярном текстах.
Цели:
- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
- развивающая – развивать мыслительно-речевую деятельность студентов, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.
Теоретический справочный материал.
Основу стилистических средств словообразования составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и иронично сти. Оттенок уменьшительности существительным могут придавать суффиксы: -ок-, -ек - (-ёк-): Огонёк; -очек - (-ёчек-): Пенёчек; -чик-: Трамвайчик; -ец-: Морозец; -ушк - (-юшк-): Батюшка; -оньк - (-еньк-): Зоренька. У имен прилагательных это суффиксы: -оньк - (-еньк-): Большенький; -ехоньк- (-охоньк-): Скорёхонький; -ёхонек - (-охонек-), - ёшенек - (-ошенек-): Близёхонек.
В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: Дом — домина, домище; детина, ножища. Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Вот это красотища!
Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: Бумаженция, книженция, старушенция; Собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: Солдатня, матросня, пацаньё; Отвлечённые
Существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: Спаньё, кислятина, галдёж, скукота, смехота. Слова с оттенком пренебрежительности, презрительности в значении образовываются суффиксальным способом: -Ишк; -Онк-(-Ёнк-): душонка.
Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: Воображала, подпевала, гуляка, слабак, чужак, разгильдяй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: Бородач, силач, грамотей, бродяга.
ПРАКТИКУМ.
Задание № 1Составьте тезисы по представленному теоретическому материалу.
Задание 2.Определите значения и стилистическую окраску суффиксов в высказываниях художественного и публицистического стиля.
А про того, с бороденкой-то, и поминать нечего!
Это, брат, двадцать верст отсюда, - прибавил он, обращаясь ко мне, - маленькая деревенька, в тридцать душ; недавно приобретена от прежних владельцев одним бывшим губернским чиновником.
За стулом ее по обыкновению стояла девица, сложив губы в ниточку и потирая свои костлявые ручонки одна о другую (Достоевский Ф. М.)
По традиции полчища граждан пешеходов перелезают через «ньюджерси» и, разумеется, ложатся аккурат под автомобиль.
Экологическая милиция - та самая, которая вне закона, - запросто убедит вас в обратном и затем оттопырит свой широчайший карман для ваших денег.
Мы всегда стремимся украсить свою махонькую жилплощадь фарфоровыми зайчиками, слониками, ракушками, камешками или вазочками. (из газет)
Но казалось, некому было праздновать этот праздник : везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные людишки, которые прятались при виде французов.
Вправо, через крутой овраг, виднелась деревушка и барский домик с разваленными крышами.
Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить-то. (Толстой Л. Н.)
Задание 3.Определите значения выделенных частей слова.
Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике. В большинстве крупных российских больниц существует отделение, где заболевание почек лечат методом гемодиализа. Мегаэкономика изучает торговые связи во всем мире.
Полипродуцируют разные модели простоты, обаятельной скромности. Он вслушивается в интроритмы своей психологической системы. К автоматизации применяют высокие контрмеры. Рациональная дискурсженщина не тратит попусту деньги, копит сбережения. (из газет)
Задание 4.Укажите слова со стилистически или грамматически выраженными аффиксами. Определите их значение.
Представьте вы себе широчайшие панталоны, шитые из ситца с крупными цветами. (Чехов А. П.)
Лучшей игрой он считает вист, полезнейшим из напитков - коньяк, настоянный на тминном листе, а наивыгоднейшей службой - службу в войсковом интенданстве. (Шолохов М. А.)
Придерживая полы раздувающейся шубы, прикрываясь воротником, в подъезд быстро вошел небольшого роста человек. Языков поднимает дрожащей рукой рюмку, медленно выпивает ее и, вздохнув, глядит на пыльное окошко. Иван Гора зажег огарок и просматривал накопившиеся за день разные бумажонки. (Толстой А. Н.)
А народишко -
Каждый третий - враг. (Высоцкий В. С.)
Задание 5.Назовите из подчеркнутых слов слова переносного и прямого значения.
Придумайте предложения со словами переход, взлет, выход.
Вражеский нажим производился по всему фронту.
Последние слова он произносил с нажимом.
После сильного нажима кнопка вошла в древесину.
Нажечь керосина на пять рублей.
Глядите в оба, этот трактирщик летом меня так нажег. (из газет)
Задание 6.Отметьте суффиксы синонимичные, омонимичные и антонимичные.
Землистый, зеленоватый, футболист, сварщик, стаканчик, тучища, летчик, мошка.
Задание 7.Отметьте в тексте слова со стилистически выраженными приставками, суффиксами.
Вошел я в дом и вижу прехорошенькую болгарочку. (Куприн А.)
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею. (Пушкин А. С.)
Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил. (Шукшин В. А.)
Задание 8.Образуйте два варианта слова с суффиксам уменьшительно-ласкательными и уменьшительно-уничижительными.
Мороз, зима, пальто, ум, сердце, лицо, руки, дочь.
Задание 9.Определите значение подчеркнутых слов.
От стены прохлада, а в доме духотища, сопенье храпящих. Черноволосый чистенький лейтенант, с черными глазищами, подхватил ее узел и пишущую машинку. (Ржевская Е.)
Когда он был еще Ванюшею, то обучался в училище и надобно сказать, что был преблагонравный и престарательный мальчик. Иван Федорович вынимал его из небольшого кожаного чехольчика, привязанного к петле своего серенького сюртука. Он рассказал ему, как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латинщиком, что позабыл даже наш язык православный. (Гоголь Н. В.)
Задание 10.В каких словах использованы стилистические суффиксы?
Мальчонка спрятал свои хитрющие глаза под кепку и, украдкой улыбнувшись мне, продолжал свой незамысловатый рассказ. Вдруг в комнату вбежала маленькая девчушка с бледным, исхудавшим лицом и смущенно подняла на меня свои голубые глазищи. Собрание акционеров «Фантазии» продолжалось уже пять часов - духотища в зале стояла неимоверная. (из газет)
Задание 11.Укажите в диалоге необычное слово, приведите подобные примеры.
-Да чего ты за меня переживаешь-то?!
Во, переживатель нашелся!
-Переживаю, потому что не могу спокойно смотреть. (Шукшин В. А.)