Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь Цукерман Г.А. Поливанова К.Н.
Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь Цукерман Г.А. Поливанова К.Н.
Кого мы вводим в школьную жизнь
Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе? Ниже приведен список качеств «идеального ученика», составленный на основе анализа разных педагогических систем, характеризующихся разными целями и идеалами. Каковы ваши представления об «эталонном школьнике»? Выберите или добавьте 2-3 качества, которые для вас особенно ценны в первоклассниках:
(1) Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) сосредоточению.
(2) Хорошая память.
(3) Сообразительность.
(4) Любознательность.
(5) Развитое воображение.
(6) Начальные навыки чтения, письма, счета.
(7) Физическая ловкость, ручная умелость.
(8) Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу).
(9) Организованность, аккуратность.
(10) Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.
Другое:................................................................................
Мы тоже честно проделали эту работу и отметили следующее: «Любознательность» и «Дружелюбие» (Г. Ц.), «Доверчивость» и «Открытость» (К. П.). А потом решительно зачеркнули свои ответы, поняв, что они характеризуют лишь нашу собственную пристрастность, показывают, с какими именно детьми нам лично будет проще всего сразу установить добрые отношения. Значит ли это, что именно такие дети более других соответствуют идеалу ученика? Разумеется, нет, ибо их достоинства являются продолжением их недостатков: любознательный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «повторение» и неизбежные типовые упражнения; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т. п. Просто учителю, который отметил любознательность как важнейшее качество идеального ученика, легче переносить оборотную сторону этого замечательного свойства, чем полное его отсутствие. Значит ли это, что идеала, эталона школьника вообще не существует? Тоже нет. Но он очень разный для разных образовательных систем. Учитель классической гимназии подчеркнул бы в нашем списке волевые качества и организованность.
Поэтому мы вернулись к выделенным нами качествам и сформулировали нашу позицию следующим образом: «Хочу, чтобы мои ученики были в первую очередь любознательными. Это значит, что я хочу ввести их в такую школу, которая не будет жалеть сил и времени на культивирование этого драгоценного качества».
Итак, предъявлять свои требования мы решили не к ребенку, а к школе, зная, что почти каждый ребенок, переступающий школьный порог, находится на пике доверчивости и открытости любому школьному содержанию, лишь бы оно пахло мелом и вызывало уважение у всех знакомых. Ребенок охотно последует за вами в какую угодно (заметьте: угодно вам!) школьную жизнь. Поэтому так важно четко решить для себя следующий вопрос: какая школьная жизнь нужна нам и нашим ученикам?
Школьная готовность
По этому вопросу написано так много добрых, умных и не слишком умных книг, что один их перечень занял бы немало страниц. Все эти книги можно разделить на две очень неравные стопки.
Первая, гигантская, толкует вопрос о школьной готовности так: есть Школа с ее Требованиями. Чтобы быть готовым к Школе (быть достойным этой чести, отвечающим этим высоким ожиданиям), «ребенок ДОЛЖЕН...». Далее перечисляются качества, которыми «должны» обладать «настоящие школьники». В этих перечнях авторы могут расходиться между собой, но в подходе к детям они единодушны — ребенок всегда что-то ДОЛЖЕН Школе. В этом педагогическом мифе Школа оказывается своеобразным прокрустовым ложем, которое никому не по росту. Одни дети «не дозрели», и их надо «подтягивать»,
другие, на беду, оказались талантливыми, «опередили» школьные нормы, и что с ними делает школьный Прокруст, страшно сказать.
Этой жутковатой действительности противостоит несколько (до чего же мало!) книг, авторы которых в корне пересмотрели традиционный взгляд на школьную готовность. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту. Принимать ребенка в уникальном своеобразии его качеств — это не значит записывать (принимать) в школу всех без исключения детей, ставя тайные пометки в списке будущих первоклассников: «слабый», «нервный», «из неблагополучной семьи». Принимать ребенка— это значит относиться с безусловным (не зависящим от условных школьных правил) уважением к его чувствам, желаниям, убеждениям. Малыш, плачущий и цепляющийся за маму первого сентября, или ребенок, твердо убежденный, что «все девчонки — ябеды» или что слово папа надо писать с заглавной буквы, — все эти дети нуждаются прежде всего в принятии, понимании их особых чувств, особой точки зрения. Не встретив понимания, они будут либо упрямо отстаивать свою позицию, либо откажутся ее иметь (событие, родственное духовному самоубийству).
«Не плачь, дорогой, посмотри — сколько вокруг детей и никто не плачет...» — если учительница встретит испуганного первоклашку такой ласковой, доброжелательной речью, то первое, что она сообщит ему, —это неприятие его чувств и предпочтение других детей. «Я плачу, а ей это не нравится. Ей нравлюсь не я, а другие дети», — вот что может услышать ребенок в словах самого искреннего, благожелательного, но не принявшего детских слез учителя.
«Тебе немного страшно, что мама сейчас оставит тебя одного среди незнакомых ребят. Но она побудет здесь, пока ты ее сам не отпустишь» — такая речь учителя имеет для ребенка совсем другой смысл: «Меня здесь, пожалуй, понимают. И не осуждают. Может быть, все это не так страшно?»
С точки зрения традиционной педагогики, выступающей под лозунгом «Ученик (НЕ) ДОЛЖЕН...», подобное поведение учителя — потакание детской слабости. С точки зрения гуманистической педагогики, уважающей детскую индивидуальность, а не только школьные правила, такое поведение учителя естественно, человечно. И не стоит мучить себя обычным: «Если я этому ученику позволю войти в класс с мамой, то и другие тоже захотят!» Во-первых, плачет и глубоко переживает страх разлуки именно этот малыш, а другие уже весело щебечут и испытывают совсем другие чувства. Во-вторых, если кто-то (заметьте: не все, а лишь некоторые) завтра приведет на урок маму, то что в этом страшного? «Не по Правилам!» Но школьные правила — это не шконы Ньютона. Вы не можете в четверг отменить закон тяготения, но устроить в четверг родительский день — в вашей власти.
Итак, школьные правила — это не то, что кем-то (а не вами) установлено раз и навсегда и к чему надо готовить будущих учеников. 11равила общей жизни — это то, что создается, творится ЗДЕСЬ-и-ТЕПЕРЬ — в каждом классе, учителем ВМЕСТЕ с детьми. И если Миша написал «Мой Папа» (с заглавной буквы), серьезно задумайтесь, прежде чем исправить эту ошибку красной ручкой. Может быть, правила орфографии тоже не стоит навязывать детям в готовом и неприкосновенном виде, может быть, и их лучше вырабатывать вместе с классом? В этом случае глубокое убеждение Миши в том, что tuina — это имя любимого человека, может помочь и мальчику, и всем то одноклассникам яснее осознать орфографическую норму. «Мы изучали такое правило: ВСЕ имена собственные надо писать с заглавной буквы. Есть и другое мнение: с заглавной буквы надо писать названия всех любимых предметов, людей, животных, а
нклюбимых — с маленькой буквы.
Смотрите, как интересно: "Вчера я встретила Машу и вику", — пишет мне одна девочка. И я сразу узнаю, кого она любит, а кого — нет. Какое правило лучше? Какому правилу вы хотите подчиняться? Выпорите сами!»
Рискованный путь? Еще бы: давать человеку свободу выбора все-i да рискованно — ведь он может выбрать совсем не то, что вы. И тем но менее это риск оправданный: именно с личного выбора начинаются личные убеждения. А ведь вы хотите, чтобы новые знания, нормы, правила стали для ваших питомцев личными убеждениями, а не сухими анонимными сведениями. Между «Я ТАК СЧИТАЮ» и «НАМ ТАК (ЖАЗАЛ И» — пропасть, где не может быть «золотой середины». И вам надо выбрать, в какую школу вы собираетесь ввести ваших воспитанников.
Правила одной школы: «Я — учитель. Я знаю, как надо. Делай, как и, и ты будешь отличником!» Правила другой школы: «Я еще не знаю, Как нам построить отличную общую жизнь. Но я знаю, что сообща мы Сможем это сделать. Давайте договоримся, как нам жить вместе!» Вы Ко гите, вы готовы договариваться с вашими учениками, давать им возможность выбора, сообща вырабатывать средства регуляции конфликтов, которые неминуемы в ситуации выбора собственной точки (рения, но необязательно должны носить скандальный характер? I (;ли вы готовы, то пресловутая проблема школьной готовности в основном решена, а наш опыт общения с детьми может оказаться вам полезным.
Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь Цукерман Г.А. Поливанова К.Н.