Покажите в транскрипции произношение выделенных букв.

Оратор, шоссе, роман, патент, сонет, шапочный, молочная каша, отключенный, терраса, Вольтер.

Объясните значение слов, составьте с ними предложения.

ПровИдение, провидЕние, акция, клиринг, демпинг, маклер.

Исправьте ошибки в предложениях.

1) По проекту архитекторов Ф. Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

2) Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема.

3) Всегда необходимо обосновывать свои выводы на расчетах.

Напишите числительные прописью.

1) К 85 прибавить 47 и полученную сумму сложить со 187.

2) В аудитории было 2 (парни) и 5 (девушки).

Объясните значение фразеологизмов.

1) Хождение по мукам. 3) Голубая кровь.
2) Стоять на своих ногах. 4) Кануть в лету.

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите, к какому стилю относится текст.

Перед Пушкиным была очень разн_образная языковая действит_льность наречия с_ословные профе_сиональные облас_ные. Соотн_сти все это выд_лить ценное слить в единое целое поист_не т_танический труд треб_вавший огромных знаний и г_ниальной интуиции.

Как и в других обл_стях _десь про_вляется соед_нение (П, п)ушкинского ума и чутья с точ_ным знанием явлений. Он хорошо зна_т как говорят различные слои нас_ления Москвы и Петербурга (П, п)сковской и (Н, н)ижегоро_кой пр_винц_и южных обл_стей России Приуралья всех мест где дов_лось ему побывать в (много) числе_ных пут_шествиях по России.

В пестрой языковой стихи_ он находит несколько ори_нтиров употребляемость слов и выр_жений их необх_димость их свойстве_ность русскому языку их образность и емкость. Все более как основу ценит он народную реч_ которая об_ед_няется для него с языком народных песен былин и сказок. Читайте прост_народные сказки молодые писатели что(б) видеть свойства русского языка писал Пушкин. Р_зультат этого чтения виден в сказках самого писателя.

Бытовая речь с середины 20-х годов XIX века большим слоем входит и в его поэзию а в 30-х широко используется в его прозе.

Исти_ный вкус г_ворил он состоит не в без_тчетном отвержени_ такого слова такого об_рота но в чу_стве сор_змерности и сообразности. Этим "вкусом" языковым чутьем поэт обл_дал в высшей степ_ни.

8. Дайте письменный ответ на вопрос: Язык и речь. Понятие культуры речи. Понятие о литературной норме.

Вариант 9

Расставьте ударения в словах.

Алфавит, километр, красивее, кулинария, кремень, осведомиться, облегчить, откупорить, правы, петля, позвонишь, сливовый, торты, туфля, цемент, черпать, тошнота.

Покажите в транскрипции произношение выделенных букв.

Горячечный, крошечный, де-факто, прессинг, поэт, портфель, ралли, просчет, сессия, Фоминична.

Объясните значение слов, составьте с ними предложения

Бережный, бережливый, статус, статут, олигархия, консорциум

Исправьте ошибки в предложениях.

1) По проекту архитекторов Ф. Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

2) Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема.

3) Всегда необходимо обосновывать свои выводы на расчетах.

Напишите числительные прописью, раскройте скобки.

1) Из 1295 вычесть 56, разность сложить с 94.

2) В семье было (три сына — трое сыновей), все (три — трое) — прекрасные охотники.

Объясните значение фразеологизмов.

1) Непочатый край. 3) Турусы на колесах.
2) Небо коптить. 4) Тихая пристань.

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите, к какому стилю относится текст.

Образован_ость и высокое инт_л_ектуальное развитие это как раз и суть естес_ве_ные состояния человека а н_веж_ство (не)инт_л_игентность состояния (не)нормальные для человека. Н_веж_ство или (полу) знайство это почти болезнь. И док_зать это легко могут физ_ологи.

В самом деле человеческий мозг устро_н с огромным «запасом». Даже народы с наиболее отсталым образованием имеют мозг «на три Оксфордских ун_в_рситета». Думают иначе только р_с_исты. А всякий орган который работает не в полную силу оказывает_ся в (не) нормальном пол_жени_ ослаб_вает атр_фируется «забол_вает». При этом забол_вание мозга пер_кидывается прежде всего в нравстве_ную область.

8. Дайте письменный ответ на вопрос: Язык как средство человеческого общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире.




Вариант 10

Наши рекомендации