Структура аттестационной работы

Троицкий филиал

Н.В. Лежнева

Методические рекомендации по выполнению

аттестационной работы

при реализации программы профессиональной

переподготовки

для направления «Психолого-педагогическое образование»

Троицк 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….
1. Требование к аттестационной работе………………………….
2. Выбор темы исследования………………………………………
3. Структура аттестационной работы……………………………..
4. Руководство аттестационными работами……………………...
5. Техническое оформление аттестационной работы……………
6. Технологические аспекты выполнения аттестационной работы ………………………………………………………………….……..  
7. Работа с литературой……………………………………………
8. Изложение изученного материала…………………………..…
9. Оформление аттестационной работы……………………….…
10. Защита курсовой работы………………………………………
Заключение…………………………………………………………

Введение

Выполнение слушателями за период переподготовки самостоятельной аттестационной ра­боты, помогают овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятель­ности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать уме­ние ее отстаивать и защищать. Предлагаемые методические рекомендации по выполнению аттестационной работ помогут слушателями в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.

Требование к аттестационной работе

Для слушателей, проходящих профессиональную переподготовку по психолого-педагогическому направлению, предусмотрены определенные требования. В результате выполнения аттестационной работы слушатель должен:

- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике и психологии;

- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современ­ной литературе на основе ее анализа;

- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области педагогики и психологии, определенный темой исследования;

- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.

Выбор темы исследования

Темы аттестационных работ определяются с учетом профессиональных интересов и по­требностей практической деятельности слушателей.

Тематика аттестационных работ должна отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать задачам переподготовки специалистов.

2. Отвечать потребностям современного общества.

3. Учитывать направление и проблематику современных научно-педагогических исследований.

4. Учитывать разнообразие интересов слушателей в области педагогической и психологической теории и практики.

Темы аттестационных работ могут быть выбраны различными способами:

1. Преподаватель определяет тему аттестационной работы слушателя, при­влекая его к разработке определенной проблемы в рам­ках своей исследовательской работы.

2. Слушатель работает по теме, отражающей тот аспект воспитатель­но-образовательной, методической работы, который является для него при­оритетной.

3. Слушатель работает по теме, соответствующей его интересам. Опре­делению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие са­мостоятельно выбрать тему исследования:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделан­ных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных ис­следований, с использованием новых, более совершенных ме­тодов;

- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;

- консультации с ведущими учеными для выявления малоизу­ченных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Выбирая тему, необходимо учесть, что современное исследова­ние в рамках аттестационной работы носит междисциплинарный характер.

Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется, так как для каждого слушателя тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.

В выборе тем аттестационных работ активно участвует научный руководитель, который помогает слушателю справиться с анализом большого количества информации, необходимым для выбора темы.

Работа с литературой

Выбрав тему, следует начать подбор литературы по теме иссле­дования. Выделяются три типа источников библиографической ин­формации:

- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигналь­ная информация и т. д.);

- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно науч­ную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании аттестационной работы следует просмотреть журналы: «Вопросы психологии», «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Классный руководитель», «Среднее профессиональное образование», «Специалист» и другие журналы психолого-педагогической направленности.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей про­следить подходы к постановке и решению определенной проблемы раз­личными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обоб­щений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

Всю найденную информацию целесообразно фиксировать в виде записей разного рода.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было одно­значным. В педагогике то или иное понятие различными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах). В тексте же данной работы от начала до конца понятие должно иметь одно, четко определенное автором значение. После того, как определены опорные понятия, начинается поиск их толкований в информационно-справочной литературе: общих и спе­циальных энциклопедиях, толковых словарях; а также в оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по те­мам исследования.

Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний либо совокупность сведений в одной какой-либо отрасли зна­ния. Почти во всех энциклопедиях статьи расположены в алфавит­ном порядке. Здесь же находится внутристатейная или постатейная библиография – она отсылает к базовым трудам по соответствующе­му вопросу.

Расширить сферу поиска помогают специализированные словари и справочники, среди них: философский словарь, педагогический сло­варь, словарь иностранных слов и др. Сведения в словарях и спра­вочниках, как и в энциклопедиях, расположены в алфавитном поряд­ке. Если в статье имеется слово, выделенное курсивом, ищите более подробное разъяснение в той же книге. Справочные издания помога­ют привести наши знания в систему. Зачастую они становятся наши­ми наставниками в самообразовании.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных кар­точках и подвергаются мыслительной обработке с помощью опера­ций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Аттестационная работа требует анализа только необходимой литерату­ры и выборки из нее наиболее важного материала. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют вни­мательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме, могут быть представлены отдельными выписками.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, осмысления, системати­зирования полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

В ходе работы с литературой рекомендуется:

1. Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно.

2. Записи должны быть краткими и обозримыми, ведите их на от­дельных листках или в тетради, но на одной стороне.

3. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выпи­сок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной инфор­мации.

Оформление аттестационной работы

Оформление аттестационной работы начинается с компо­новки подготовленных текстов по пунктам, в соответствии с пример­ной структурой работы. Следует внимательно прочитать разделы ра­боты, отредактировать, написать выводы к каждому пункту основ­ной части работы, в которых излагается сущность вопроса, обобща­ются результаты проделанного анализа.

Затем пишется заключение по всей работе, то есть, подводится итог исследования, и только после этого приступают к написанию введения. Затем составляется выверенный список литературы и список приложений, уточняется соответствие но­меров литературных источников, на которые имеются ссылки, в основ­ном тексте работы и в списке литературы. После окончания компонов­ки работы делается оглавление и оформляется титульный лист.

Аттестационная работа после ее завершения представляется студентом ру­ководителю, который оценивает ее по пятибалльной системе. Аттестационная работа про­ходит публичную защиту в установленные сроки.

Заключение

Вы ознакомились с общими требованиями, предъявляемыми к аттестационной работе и рекомендациями по её подготовке и защите. Выполнение этих рекомендаций представляет необходимое, хотя и недостаточное условие успешной, методологи­чески грамотной научной работы. Данные рекомендации остаются актуальными и при выполнении аттестационных работ и по другим направлениям переподготовки.

Приложение 1

Примеры формулировки тем аттестационных работ

1. Снижение тревожности первоклассников на начальной стадии их обучения в школе.

2. Сказкатерапия как средство снижения школьной тревожности первоклассников.

3. Педагогическое содействие развитию адекватной самооценки старшеклассников в рамках системы самоуправления.

4. Повышение профессиональной мотивации безработных в условиях службы занятости.

5. Тренинг как средство развития профессиональной мотивации безработных.

6. Развитие готовности к профессиональной мобильности у студентов в рамках психологических дисциплин.

7. Психолого-педагогическое содействие адаптации молодых специалистов.

8. Развитие мотивации трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями умственного раз­вития.

9. Учебная игра как средство повышения социализации воспитанников детских домов.

10. Развитие мотивации предпринимательской деятельности у студентов вуза в рамках психолого-педагогических дисциплин.

11. Снижение агрессивности подростков в рамках внеклассной деятельности.

12. Развитие памяти младших школьников на уроке русского языка.

13. Проектная деятельность как средство повышения познавательной мотивации подростков.

14. Снижение агрессивности подростков посредством арттерапии.

15. Развитие коммуникативных способностей школьников во внеурочной деятельности.

16. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Приложение 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Центр дополнительного профессионального образования

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Развитие профессиональной мотивации у студентов младших курсов колледжа в рамках дополнительного образования

  Выполнил слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе программы «Педагогика и психология общего, профессионального и дополнительного образования» Иванов Иван Иванович____________________________________ (подпись) «___» ______________ 2018 г.  
  Руководитель аттестационной работы   ____________________________________ (подпись) «___»________________2018 г  

Троицк, 2018

Приложение 3

Содержание

Введение………………………………………………………………... 1. Проблема развития профессиональной мотивации студентов в психолого-педагогической литературе………………………...………… 2. Раскрытие сущности понятия «профессиональная мотивация», применительно к теме исследования ……………………………………… 3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического содействия развитию профессиональной мотивации у студентов младших курсов колледжа……………………………….….. Заключение……………………………………………………………. Список литературы………………………..………………………....        

Приложение 4

Введение

Актуальностьисследования. Современные условия развития общества ставят перед системой среднего профессионального образования новые приоритеты и задачи, заставляют искать пути существенного повышения его качества. Однако при организации образовательного процесса администрация и преподаватели вуза сталкиваются с рядом трудностей, одна из которых –профессиональная мотивация обучающихся.

Тем не менее, в истории педагогики и психологии накоплен определенный опыт в рассматриваемой области, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему.

Разработанность проблемы исследования:

- проблеме развития мотивации посвящены исследования Н.А. Березовина, М.В. Левченко…… и др.: в исследованиях Г.И. Постоваловой, А.Н. Утехиной,…. анализируются психолого-педагогические особенности развития профессиональной мотивации;

- в аспекте выбранной темы важны работы, в которых описываются теоретические основы, методики и технологии организации дополнительного образования.

Вместе с тем особенности современного профессионального образования предопределяют необходимость рассмотрения проблемы развития профессиональной мотивации студентов первых курсов колледжа с новых позиций. Таким образом, возникают противоречие между:

- необходимостью организации психолого-педагогического содействия развитию профессиональной мотивации студентов на начальной стадии их обучения в колледже и недостаточной исследованностью этой проблемы в теории и практике педагогики и психологии.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Развитие профессиональной мотивации у студентов младших курсов колледжа в рамках дополнительного образования».

Объект исследования– образовательный процесс в колледже.

Предмет исследования – развитие профессиональной мотивации у студентов младших курсов колледжа.

Целью исследования разработать программу психолого-педагогического содействия развитию профессиональной мотивации у студентов младших курсов колледжа в рамках дополнительного образования.

Гипотеза исследования. В истории педагогики и психологии накоплен значительный материал по рассматриваемой проблеме, адаптация которого к современным условиям может быть достаточно продуктивна.

Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы исследовать состояние проблемы развития профессиональной мотивации у студентов колледжа.

2. Раскрыть сущность понятия «профессиональная мотивация» применительно к теме исследования.

4. Разработать программу психолого-педагогического содействия развитию профессиональной мотивации у студентов младших курсов колледжа в рамках дополнительного образования.

Приложение 5

Заключение

1. Обобщение результатов психологических исследований, связанных с проблемой развития профессиональной мотивации студентов колледжа, позволило прийти к заключению, что в истории психологических и психолого-педагогических исследований накоплен значительных опыт, адаптация которого к современным условиям позволит создать систему психологического содействия этому процессу.

2. Раскрытие сущности понятия «профессиональная мотивация» применительно к теме исследования позволяет рассматривать её как…… (дается определение понятия и далее указывается структура профессиональной мотивации). Анализ психологической литераторы по проблеме исследования позволил выявить возрастные особенности студентов, влияющие на развитие профессиональной мотивации студентов .

4. Исследование психолого-педагогической литературы и обобщение практического опыта позволили нам разработать программу психолого-педагогического содействия развитию профессиональной мотивации у студентов младших курсов колледжа в рамках дополнительного образования, построенных на принципах…

Приложение 6

Список литературы

2. Абишев, А.А. О проблемах перехода на кредитную технологию в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая [Электронный ресурс] / А.А. Абишев // umo.kaznu.kz/13_1_kubeev.asp

3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2008. – 335 с.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.

5. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 608 с.

6. Асанов, Н.А. Организация образовательного процесса на основе кредитной технологии [Текст] / Н.А. Асанов, Д.А. Калдияров, Г.С. Минажева. – Алматы : Казах. университет, 2012. – 86 с.

7. Асмолов, А. Г. Вариативное образование в изменяющимся мире: Опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы в России [Текст] / А.Г. Асмолов // Вариативные педагогические системы. – М., 2014. – С. 40–52.

8. Асмолов, А.Г. Содействие ребенку в развитии личности [Текст] / А.Г. Асмолов // Новые ценности образования. – М.: ИННОВАТОР, Вып. 6. – 2015. – С. 39–44.

9. Ахметова, Г.К. Вопросы внедрения кредитной системы обучения в Казахском национальном университете [Электронный ресурс] / Г.К. Ахметова, Ж.Д. Дадебаев, Н.А. Асанов // umo.kaznu.kz/article_pdf.

10. Ахметова, Г.К. Стратегия пошагового внедрения кредитной системы обучения в вузах [Электронный ресурс] / Г.К. Ахметова, Ш.Т. Таубаева, А.А. Ульман // umo.kaznu.kz/article_pdf/Akh_Tau_Ull.pdf

11. Бабанова, О.Т. Педагогические аспекты доступности высшего образования для молодежи провинции [Текст] / О.Т. Бабанова // Педагогические науки. – 2014. – № 2. – С. 15 – 21.

Троицкий филиал

Н.В. Лежнева

Методические рекомендации по выполнению

аттестационной работы

при реализации программы профессиональной

переподготовки

для направления «Психолого-педагогическое образование»

Троицк 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….
1. Требование к аттестационной работе………………………….
2. Выбор темы исследования………………………………………
3. Структура аттестационной работы……………………………..
4. Руководство аттестационными работами……………………...
5. Техническое оформление аттестационной работы……………
6. Технологические аспекты выполнения аттестационной работы ………………………………………………………………….……..  
7. Работа с литературой……………………………………………
8. Изложение изученного материала…………………………..…
9. Оформление аттестационной работы……………………….…
10. Защита курсовой работы………………………………………
Заключение…………………………………………………………

Введение

Выполнение слушателями за период переподготовки самостоятельной аттестационной ра­боты, помогают овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятель­ности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать уме­ние ее отстаивать и защищать. Предлагаемые методические рекомендации по выполнению аттестационной работ помогут слушателями в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.

Требование к аттестационной работе

Для слушателей, проходящих профессиональную переподготовку по психолого-педагогическому направлению, предусмотрены определенные требования. В результате выполнения аттестационной работы слушатель должен:

- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике и психологии;

- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современ­ной литературе на основе ее анализа;

- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области педагогики и психологии, определенный темой исследования;

- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.

Выбор темы исследования

Темы аттестационных работ определяются с учетом профессиональных интересов и по­требностей практической деятельности слушателей.

Тематика аттестационных работ должна отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать задачам переподготовки специалистов.

2. Отвечать потребностям современного общества.

3. Учитывать направление и проблематику современных научно-педагогических исследований.

4. Учитывать разнообразие интересов слушателей в области педагогической и психологической теории и практики.

Темы аттестационных работ могут быть выбраны различными способами:

1. Преподаватель определяет тему аттестационной работы слушателя, при­влекая его к разработке определенной проблемы в рам­ках своей исследовательской работы.

2. Слушатель работает по теме, отражающей тот аспект воспитатель­но-образовательной, методической работы, который является для него при­оритетной.

3. Слушатель работает по теме, соответствующей его интересам. Опре­делению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие са­мостоятельно выбрать тему исследования:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделан­ных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных ис­следований, с использованием новых, более совершенных ме­тодов;

- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;

- консультации с ведущими учеными для выявления малоизу­ченных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Выбирая тему, необходимо учесть, что современное исследова­ние в рамках аттестационной работы носит междисциплинарный характер.

Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется, так как для каждого слушателя тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.

В выборе тем аттестационных работ активно участвует научный руководитель, который помогает слушателю справиться с анализом большого количества информации, необходимым для выбора темы.

Структура аттестационной работы

Аттестационная работа имеет следующую примерную структуру:

1. Титульный лист оформляется по образцу, приведенному в Приложении 2.

Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляется небольшой (4–6 слов) подзаголовок.

2. Содержание – это перечень пунктов и подпунктов плана аттестационной работы в той последовательности, в какой они представлены в работе. При этом формулировки должны точно соответствовать со­держанию работы, быть краткими, последовательно и четко отражать логику работы. В содержании указывается номер страницы, на кото­рой начинается каждый пункт или подпункт (Приложения 3).

3. Во введении автор обосновывает тему исследования и её актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу (Приложение 4).

На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе.

4. Основная часть для каждой из аттестационных работ имеет свою специфику.

Аттестационная работа содержит три параграфа:

1) история развития и современное состояние исследуемой проблемы;

2) раскрытие сущности основных понятий исследования, применительно к теме исследования;

3) методические рекомендации по изучению или развитию (нивелированию) исследуемого параметра.

Общий объем: не менее 25 страниц и не более 40 страниц, включая список литературы. Количество страниц в приложении (если такое есть) не учитывается.

5. В заключении приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования. При необходимости отмечается перечень нерешённых вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. Количество пунктов в заключении строго соответствует количеству задач: каждый пункт – это анализ того выполнена поставленная задача или нет (Приложение 5).

6. После заключения пишется список используемой литературы (Приложение 6).

Наши рекомендации