Сокращения и единицы измерения

Сокращения.Все слова в письменной научной работе необходимо писать полностью. Допускаются только общепринятые сокращения, например: и т.п., ВУЗ, универсам, ГУМ.

Если в работе применяются узкоспециальные сокращения, символы, термины, перечень следует составлять в тех случаях, когда их общее количество – более 20 и каждое повторяется в тексте не менее 3-5 раз. Сокращения, символы и термины можно вынести как отдельное приложение, где в перечне расположить их столбцом, в котором слева приводятся сокращения (символы, специальные термины), а справа – детальную расшифровку.

Общепринятые сокращения в перечень не включают. Если общее количество узкоспециальных сокращений невелико, то при первом употреблении в тексте необходимо их дать полностью, а рядом указать в скобках буквенные аббревиатуры, например; общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Единицы измерения. Вкачестве единиц физических величин должны применяться единицы международной системы СИ. Следующие за числовым значением единицы печатаются без скобок; между последней цифрой и обозначением единицы следует оставлять интервал.

Например:торговая площадь – 1000 м 2.

4. Общие требования к языку и стилю курсовой работы

Курсовая работа подчиняется требованиям, предъявляемым к научному стилю. Как любой научный текст, курсовая работа должна удовлетворять требованиям логического построения и максимальной объективности изложения. Синтаксическая структура должна быть стройной, полной и по возможности стереотипной. Предложения должны быть развернутые, связи между элементами внутри предложения, между предложениями внутри абзацев и абзацами внутри глав выражены эксплицитно, что ведет к обилию и разнообразию союзов и союзных слов.

Важную роль в раскрытии логической структуры работы играет деление на абзацы. Каждый абзац желательно начинать с ключевого предложения, излагающего основную мысль. Для усиления логической связи между предложениями употребляются специальные устойчивые выражения и наречия, как: следовательно, таким образом, кроме того, наконец, итак; иными словами, точнее; по мнению…, по данным…, на ваш взгляд… и др.

Научный стиль характеризуется употреблением множественного числа личного местоимения первого лица вместо единственного: целью нашего исследования…, нами сформулировано следующее определение…, мы считаем…

Общая характеристика лексического состава научного текста имеет следующие черты: слова употребляются либо в основных прямых, либо в терминологических значениях, но не в экспрессивно-образных. Лексика литературная нейтральная или книжная.

Научный текст характеризуется преобладанием именного стиля, что дает возможность большего обобщения. По этой же причине предпочтение отдается конструкциям в страдательном залоге и неличным формам глагола.

Экспрессивность в научном тексте не исключается, но она специфична. Преобладает количественная экспрессивность: гораздо более ограничены…, наиболее важный…, чрезвычайно эффективный…, и т.п. Образная экспрессивность практически исключена.

Пример научного текста:

«Одной из актуальных задач лингвистики текста в плане создания типологии текстов является сравнение, по указанным выше параметрам, различных типов текста и в первую очередь текста как произведения речи (результата языкового творческого акта) и художественного текста как произведения искусства. Текст как произведение речи принадлежит первичной моделирующей системе – естественному языку. Художественный текст есть вторичная моделирующая система, каковой является искусство. Естественный язык для него лишь строительный материал.

Родовые признаки у различных типов текстов общие. Дифференциация осуществляется на уровне видовых признаков. Так, на художественный текст накладываются дополнительные особенности, которые определяются спецификой художественного творчества.

В настоящей статье мы ставим своей задачей определить онтологический статус художественного текста».

З.Я. Тураева. Художественный текст и пространственно-временные отношения // Семантико-стилистические исследования текста и предложения. – Л.: изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1980. – С. 4-5.

Цитирование. Оформление сносок

При использовании в работе прямых цитат из текста первоисточника возможны два варианта их оформления:

- оформление в виде прямой речи

Пример:

Величайший художник слова Л.Н. Толстой писал «Искусство – есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

- Оформление цитаты как части авторского текста

Пример:

В своих знаменитых семантических этюдах Б.А. Ларин показал, что «суггестивность, не сполна договоренность художественного текста», «весь его психический эффект» являются результатом «комбинаторных приращений смысла».

Второй способ более распространен. Дословно цитируемая фраза заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, так как входит в состав авторского предложения.

Важным моментом в оформлении работы является сноска. Наиболее удобный, экономичный и правильный способ оформления сноски следующий: после цитирования первоисточника или упоминания фамилии автора, на которого Вы ссылаетесь, в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке используемой Вами литературы и номер страницы в данном источнике.

Пример:

Е.В. Гулыга рассматривает генерализацию или обобщение в языке как процесс перехода от единичного к общему на основе выявления наиболее общих признаков предметов [5].

Цифра «5» означает, что в Вашем списке литературы под этим номером находится источник, на который Вы ссылаетесь.

Если цитата проводится полностью, то необходимо дополнить ссылку указанием страницы. Это будет означать, что в данном источнике на данной странице находятся слова, которые Вы приводите в качестве цитаты.

Пример:

В. Зарецкий в статье «Образ как информация», излагая теорию К.Шеннона, разрабатывавшего основы теории информации, пишет, что «речь представляет собой последовательность конечного числа элементов, причем на каждом определенном месте в этой последовательности может оказаться с разной степенью вероятности любой из элементов» [12, с. 137].

Оформление библиографического списка

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

После общего количества страниц источника печатается строчная буква «с».

Например – 445 с.

Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э. Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 445 с.

Если ссылка дается на статью из журнала или сборника – количественная характеристика представляет собой номера страниц, на которых опубликована эта статья. Перед номерами страниц ставится прописная буква «С» с точкой.

Например: С. 12 – 15.

Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – М., 2000. – С. 12 – 15.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Книги:

Без автора:

1. Производственный менеджмент [Текст]: учебник / Под ред. В.А. Козловского. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с. – (Серия "Высшее образование").

2. Традиции и новации в отечественной духовной культуре [Текст]: сб. материалов третьей южно-уральской межвузовской науч.-практич. конференции / Науч. ред. Н.П. Парфентьев. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 160 с.

3. Хрестоматия по возрастной физиологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 288 с.: ил. – (Серия "Высшее образование").

Библиографическая запись начинается с фамилии первого автора, если книга имеет не более трех авторов. Все авторы (включая первого) приводятся за косой чертой (/) в области ответственности

1 автор:

Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 208 с.

2 автора:

Мураховский, В.И. Азбука цифрового фото. Настольная книга фотолюбителя [Текст] /В. Мураховский, С. Симонович. – СПб.: Питер, 2008. – 144 с.: ил.

3 автора:

Курепина, М.М. Анатомия человека [Текст]: учеб. для вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 384 с.: ил.

Если авторов четыре и более, то библиографическая запись начинается с заглавия, после которого за косой чертой (/) в области ответственности приводится первый из авторов с добавлением [и др.]

4 автора и более:

Социальная работа [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.] – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с. – (Серия «Высшее образование»).

Многотомное издание:

1. Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в Российской Федерации Т.1 / МО РФ, Ассоциация негосударственных высших учебных заведений (АНВУЗ). – М.: МО РФ, АНВУЗ. в 11-ти томах. – 1999. – 574 с.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х томах [Текст]: Т.1 / Ж. Годфруа; Пер. с франц. - 2-е изд., стереотип. – М.:Мир, 1996. – 376 с.: ил.

Диссертация:

Одношовина, Ю.В. Культурные смыслы мира вещей: история и современность [Текст]: диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии / Ю.В. Одношовина; ЧГИ. – Челябинск, 2007. – 166 с.

Автореферат диссертации:

Комарова, А.Я. Клинико-лабораторные особенности течения репликативных форм вирусного гепатита Д: автореф. дис.: д-ра мед. наук / А.Я. Комарова ; С.-Петерб. мед. акад. последиплом. образования. – СПб., 2001. – 22 с.

Депонирован.науч. работы

Кубариков П.Г. Уретеролитотомия с использованием цианокрилатного клея / П.Г. Кубариков, М.И. Давидов; Пермск. гос. мед. ин-т. – Пермь, 1998. – 16 с. – Деп. во ВНИИМИ 09.03.1998, № 17245.

Патентные документы

Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК Н 04 В 1/38, Н 04J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В.И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. – № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (2 ч.). – 3 с.

Наши рекомендации