Тема 5. Формирование органов
местного самоуправления (2 часа)
1. Правовая основа организации и проведения муниципальных выборов. Новеллы избирательного законодательства и их реализация на муниципальных выборах.
2. Избирательные комиссии по выборам депутатов представительного органа и главы муниципального образования. Виды. Правовой статус.
3. Выборы депутатов представительного органа муниципального образования.
4. Выборы главы муниципального образования.
Изучение первого вопроса предполагает знание системы нормативных актов по проведению муниципальных выборов. Это федеральные законы, законы субъектов. Что касается правовой основы по организации и проведению выборов в Алтайском крае, то она одна из полных. Принят и действует Кодекс Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов», включающий все основные положения по организации и проведению муниципальных выборов.
При подготовке второго вопроса важно исходить из знания федерального законодательства, прежде всего Федерального Закона РФ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В нем закреплены принципы, регулирующие организацию и проведение муниципальных выборов, даны определения основных понятий, связанных с организацией выборов. Кодекс Алтайского края содержит специальные главы, посвященные организации и проведению выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований.
При ответе на третий вопрос необходимо конкретизировать знания о выборах депутатов, в частности о возможности их избрания в представительный орган муниципального образования по одномандатным и многомандатным округам мажоритарной и пропорциональной системам. Важно на примере выборов конкретного депутата, представляющего ваши интересы, показать применение действующего законодательства.
Изложение четвертого вопроса должно основываться на том, что должность главы муниципального образования может замещаться (один из вариантов) посредством выборов. При этом староста избирается сельским сходом, а глава муниципального образования либо всем населением посредством всеобщих выборов (г. Барнаул), либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В зависимости от вида избрания можно вести речь об объеме полномочий («сильный» глава, «слабый» глава).
Нормативные правовые акты
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 28 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2253.
2. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ от 26 ноября 1996 г. // СЗРФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: ФЗ от 12 июня 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
5. Устав (Основной закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС//СЗ Алтайского края. 1995. № 10.
6. Кодекс Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» от 08 июля 2003 г. № 35-ЗС // СЗ Алтайского края. 2003.
7. Устав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края от 20 июня 2008 г. // Вечерний Барнаул. 2008.
Литература
1. Берг О.В. Совершенствование законодательства о муниципальных выборах // Право и власть. 2001. № 1. С. 73-74.
2. Васильев А.А. Дифференциация и организация местного самоуправления // Проблемы местного самоуправления. 2002. № 2.С.21-24
3. Выборы в органы государственной власти и местного самоуправления: законодательное регулирование и перспективы совершенствования избирательного процесса. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Сытых, И.Л. Акимовой. Барнаул, 2005.
4. Ежукова О.А. К вопросу о возможности переноса Единого дня голосования // Конст. и муницип. право. 2010. № 6. С. 30-33.
5. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации. История. Теория. Практика. М., 1996.
6. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М., 2006.
7. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник. М., 1999.
8. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда / Отв. ред. А.А. Вешняков. М, 2000.
9. Макаров И.И. Комиссия по проведению конкурса на должность главы местной администрации: формирование и состав // Журнал рос. права. 2010. № 5. С. 81-87.
10. Научно-практический комментарий к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». М., 2007.
11. Сунцов А.П. Правонарушения в сфере избирательной системы субъекта Российской Федерации. Тюмень, 1999.
Тема 6. Органы местного самоуправления (4 часа)
1. Понятие и система органов местного самоуправления.
2. Представительный орган муниципального образования. Председатель представительного органа. Статус депутата представительного органа муниципального образования. Организационно-правовые формы деятельности.
3. Глава муниципального образования. Особенности правового статуса.
4. Местная администрация. Структура. Организационно-правовые формы деятельности. Комитеты, отделы, управления. Правовой статус.
5. Муниципальная служба. Понятие и порядок прохождения.
6. Контрольный орган муниципального образования.
Рассматривая вопрос о понятии органа местного самоуправления, необходимо обратиться к общей теории государства, в которой определены основные признаки, присущие различным органам. Своеобразие муниципальных органов проявляется в отнесении главы муниципального образования к разряду органов местного самоуправления. Важно показать какие из признаков органа присущи главе муниципального образования. В этом вопросе необходимо учесть положения конституционной концепции местного самоуправления.
Согласно структуре органов местного самоуправления, закрепленной в Конституции РФ и ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», исследуем второй вопрос. Понятие представительного органа традиционно, но обращаем внимание на виды представительных органов и их роль в системе самоуправления. Важно знать и основные организационно-правовые формы деятельности представительного органа. Изучаем не только правовой статус главы муниципального образования, но и его особенности.
Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования выполняют основной объем полномочий по реализации местного самоуправления. Их деятельность осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Комитеты, управления, отделы, возглавляемые руководителями, решают проблемы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, поэтому, как правило, образуются структурные подразделения местной администрации в сферах здравоохранения, народного образования, культуры, социального обеспечения, охраны правопорядка.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 2009, 21 января.
2. Европейская Хартия местного самоуправления. Страсбург, 15 октября 1985г.// СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
3. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 28 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995.N 35. Ст. 3506.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06 октября 2003 г., в ред. от 15 октября 2006 г.//СЗ РФ. 2003.N 40. Ст. 3822.
6. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02 марта 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
7. О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. // САПП. 1993. N 41. Ст. 3924.
8. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. // САПП. 1993. N 44.Ст. 4188.
9. Устав (Основной закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС//СЗ Алтайского края. 1995. № 10.
10. О муниципальной службе в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 4 декабря 2007 г. // СЗ Алтайского края. 2007.
11. Кодекс Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» от 08 июля 2003 г. // СЗ Алтайского края. 2003. № 87. Ч.1.
12. Устав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края от 20 июня 2008 г. //Вечерний Барнаул. 2008.
13. Регламент администрации города Барнаула от 16 июня 2009 г.: Постановление администрации города Барнаула от 16 июня 2009 г. № 3001.
14. Регламент Барнаульской городской Думы от 15 июня 2007 г.: решение Барнаульской городской Думы № 589 от 15 июня 2007 г.
15. Положение об общественной палате города Барнаула: Постановление администрации города Барнаула от 10 августа 2009 г. № 3881.
16. Положение о комитете по делам здравоохранения города Барнаула: решение Барнаульской городской Думы от 26 декабря 2008 г. № 34.
Литература
1. Адриченко Л.В. Муниципальная служба в Российской Федерации // Журнал рос. права. 2008. № 4. С. 14-16.
2. Бабичев И.В. Органы местного самоуправления муниципального образования как публично-правовая система: некоторые вопросы институционализации // Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 2010. № 3. С. 65-82.
3. Борисов А.С. Субъекты заседаний представительных органов муниципальных образований // Гос. власть и местное самоуправление. 2000. № 1. С. 8-10.
4. Ванеев О.Н. Электронный муниципалитет: пути информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением // Совр. рос. право. 2010. № 4. С. 59-63.
5. Васильев В.И. О полноте статуса муниципального выборного лица // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 127-135.
6. Голубцов В.Г. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных органов // Журнал рос. права. 2006. № 6. С. 58-68.
7. Гончаров В.В. Взаимодействие региональной исполнительной власти с исполнительными органами местного самоуправления. Современные проблемы и перспективы развития // Закон и право. 2010. № 6. С. 12-15.
8. Девяткина А.И. Конституционно-правовая сущность организации взаимодействия систем органов государственной власти и местного самоуправления в условиях экономического кризиса // Закон и право. 2010. № 6. С. 40-45.
9. Карасев А.Т. Отзыв в системе местного самоуправления // Рос. юрид. журнал. 2007. № 2. С. 35-86.
10. Кожевников О.А. О реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ // Рос. юрид. журнал. 2010. № 1. С. 56-60.
11. Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования // Журнал рос. права. 2008. № 7. С. 23-30.
12. Митягин Ю.В. Неприкосновенность депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления // Рос. юрид. журнал. 2010. № 2. С. 32-38.
13. Степанова А.Н. К вопросу об отзыве главы муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8. С. 34-37.
14. Шугрина Е.С. Отдельные аспекты организации и деятельности представительных органов муниципального образования в материалах судебной практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 53-61.
15. Шугрина Е.С. Удаление главы муниципального образования в отставку: проблемы законодательного регулирования и правоприменительная практика // Местное право. 2009. № 7-8. С. 11-22.
16. Щепачев В.А. Органы местного самоуправления как субъекты права законодательной инициативы // Местное право. 2010. № 1. С. 53-58.
Тема 7. Компетенция местного самоуправления (4 часа)
1. Понятие предметов ведения местного самоуправления.
2. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации.
3. Компетенция органов местного самоуправления. Соотношение компетенции представительного органа муниципального образования и иных органов местного самоуправления.
4. Полномочия местного самоуправления в хозяйственной сфере.
5. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере.
6. Полномочия местного самоуправления в сфере охраны правопорядка.
В ответах на первые три вопроса необходимо рассказать о компетенции населения муниципального образования и о компетенции органов муниципального образования в частности. Компетенция представляет собой полномочия в определенной сфере деятельности, которую еще называют предметом ведения, или областью применения полномочий. Предметы ведения, в свою очередь, включают в себя конкретные вопросы местного значения. Поскольку эти вопросы являются общими для всего муниципального образования, то надо уяснить, каким образом отличаются способы решения местных задач непосредственно населением, представительным органом, местной администрацией?
Круг задач, обозначенный в четвертом вопросе, весьма широк. Студентам надо выбрать из нормативных правовых актов (прежде всего устава муниципального образования) вопросы местного хозяйства. Кроме собственно хозяйственной деятельности местного самоуправления надо рассмотреть возможные отношения органов муниципальных образований по поводу местного хозяйства с государственными органами, а также с предприятиями и организациями различных форм собственности.
Порядок обсуждения пятого вопроса такой же, как и предыдущего. В первую очередь, следует определить круг вопросов, относящихся к социальной сфере. Главным образом речь пойдет об образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, спорте, отдыхе, досуге, социальном обеспечении, занятости, охране детства, семьи и т.д. Какие возможности и обязанности у местных органов имеются для решения обозначенных и аналогичных вопросов? Над этим следует поразмыслить на семинаре.
Назначение шестого вопроса состоит в формировании достаточного представления о возможностях муниципального образования в правоохранительной сфере. Студентам необходимо привести предельно полный перечень муниципальных органов, главное назначение которых – обеспечение прав и законных интересов населения. Подробно следует изучить правовой статус административной, наблюдательной комиссий, комиссии по делам несовершеннолетних, юридической службы муниципального образования. Ответ на данный вопрос темы будет неполным, если не рассмотреть взаимоотношения муниципальных органов с судами, прокуратурой, нотариатом, службами МВД. Следует четко выяснить, что такое муниципальная милиция, в чем специфика ее положения и финансирования, чем она отличается от других подразделений органов внутренних дел, как строятся их взаимоотношения, порядок прохождения службы, подчиненности в муниципальной милиции?
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 2009, 21 января.
2. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР от 9 апреля 1990 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 16. Ст. 267.
3. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 28 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06 октября 2003 г. //СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
6. Устав (Основной закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС//СЗ Алтайского края. 1995. № 10.
7. Устав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края от 20 июня 2008 г. // Вечерний Барнаул. 2008. 18 августа.
Литература
1. Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал рос. права. 2006. № 10. С. 44-51.
2. Ващенко А., Альбах Е. Контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений//Муниципальная экономика. 2002. № 2. С. 58-62.
3. Гончаров В.В. Взаимодействие региональной исполнительной власти с исполнительными органами местного самоуправления. Современные проблемы и перспективы // Закон и прав. 2010. № 6. С. 12-15.
4. Еремеева Л.Н. О создании механизма устойчивого развития экономики муниципалитетов // Местное право. 2009. № 9-10. С. 43-55.
5. Журавлев М.П. Профилактика правонарушений – одна из задач местного самоуправления//Проблемы местного самоуправления. 2002. № 1. С. 26-31.
6. Костюков А.Н. Конституция РФ и проблемы развития компетенционных возможностей местного самоуправления//Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 2. С. 8-11.
7. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. М., 1986.
8. Михайлов А.Г. Реализация полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью // Совр. прав. 2010. № 5. С. 54-57.
9. Муниципальное управление: учебное пособие. М., 2007.
10. Панфилов А.Н. Правовые проблемы реализации органами местного самоуправления полномочий по охране и сохранению объектов культуры населения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 39.
11. Помещикова С.А. Градостроительство и полномочия органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5. С. 39.
12. Рудакова Е.В. Институт правопреемства муниципального образования в отношении собственности: некоторые выводы в связи с конкретным судебным решением // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 62-66.
13. Солдатов А.П. Концептуальные подходы к решению проблемы правового регулирования создания и деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка//Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 6. С.35-37.
14. Соловьев С.Г. Вмешательство органов государственной власти в компетенцию местного самоуправления: механизм и правовые проблемы // Гос. власть и м/с. 2005. № 3. С. 12-20.
15. Соловьев С.Г. Проблемы функционального разграничения компетенции главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти // ГиП. 2004. № 3. С. 32-35.
16. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров. М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2004.
17. Управление муниципальным имуществом: учебное пособие. М., 2007.
18. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С. 52.