Исторические этапы развития местного самоуправления в России
1. Местное управление в Древней Руси. Одной из наиболее ранних проявлений самоуправленческих начал на Руси явилась вечевая демократия. Наиболее известно новгородское вече, которое было основой управления Новгородской республикой. Как правило, деятельность вече сводилась к призванию князя и к законодательству. В вече принимали участие представители пяти концов (частей) Новгорода. В свою очередь, в каждом из этих новгородских «концов» действовала своя система самоуправления, имевшая свою структуру и решающая свои вопросы.
2. Земская реформа Ивана IV. Земская реформа отменила сложившуюся к 16 в. систему кормлений и учредила земские власти. Земская власть осуществлялась, как правило, в границах волостей. Самоуправление осуществлялось как путём проведения сходов, так и через орган местного самоуправления – земскую избу. Земские избы содержались за счёт средств местного населения; в их ведении находилось управление населением, сбор податей, суд и полиция.
3. Реформы Петра I. В период правления Петра I происходит централизация местного управления. Указом от 30 января 1699 г. земские избы были преобразованы в органы городского управления, самостоятельность которых была ограничена. Формировались городовые магистраты – сословные выборные органы, избиравшиеся на посадских сходах. В их компетенции находились отдельные вопросы в хозяйственной, полицейской и судебной сферах.
4. Реформы Екатерины II. Основой реформ послужили такие акты, как Учреждение для управления губерний (1775 г.), Жалованная грамота дворянству (1785 г.) и Жалованная грамота городам (1785 г.). Территория Российской Империи делилась на губернии (население – до 400 тыс. человек), а губернии делились на уезды (население – 20-30 тыс. чел.). Жалованная грамота дворянству гарантировала дворянам непосредственное участие в местном хозяйстве; органы дворянского самоуправления могли оказывать влияние на органы местного управления. Впервые самостоятельной территориальной единицей со своей системой управления и самоуправления становится город. Жалованная грамота городам учреждала органы сословного городского самоуправления. Впоследствии, во время правления императора Павла I, система местного управления становится более централизованной, затем, при Александре I, она вновь приобретает черты самоуправления.
5. Реформы Александра II. Отмена в 1861 году крепостного права привела к включению сельского общества в процессы самоуправления и образованию сельских обществ – территориальных единиц, управлявшихся сельским сходом и старостой. Сельские общества объединялись в волости. Волостное управление включало в себя волостной сход (один выборный «делегат» от 10 дворов), волостное правление (возглавляемое волостным старостой) и волостной крестьянский суд. 1 января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно данному документу, земские учреждения не входили в систему государственных органов. Земское самоуправление осуществлялось в губерниях и уездах. Система земского самоуправления включала земские избирательные съезды (своего рода избирательные коллегии, которые один раз в три года избирали гласных – выборных членов земских собраний), земские собрания (представительный орган) и земские управы (исполнительный орган, формируемый земским собранием). Городское самоуправление осуществлялось в соответствии с «Городовым положением» от 16 июня 1870 г. Система городского самоуправления включала в себя городские избирательные собрания, городские думы (распорядительные органы) и городские управы (исполнительные органы). В числе функций городского самоуправления – благоустройство города, содействие в обеспечении населения продовольствием, принятие мер против пожаров, «забота об охранении народного здравия» и т.д. 11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение.
6. Реформы после Октябрьской революции; советское время. После Революции, а затем - с принятием первой российской конституции – Конституции РСФСР 1918 г. – местное управление существенным образом изменилось. Органами власти на местах стали областные, губернские, окружные, уездные, волостные съезды Советов; городские и сельские Советы. При этом система Советов строилась на началах централизации и субординации: вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих. Тем самым местное самоуправление заменялось местным государственным управлением. Согласно Конституции РСФСР 1937 г., все звенья системы местных Советов стали избираться на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Решения, принимаемые местными Советами (с 1977 г. – Советами народных депутатов), претворялись в жизнь исполнительными комитетами, образовываемыми советами. В понятие «местные» советы входят как советы городов, районов, посёлков и т.д., так и областные и краевые советы.
7. Реформы начала 90-х годов. После 1985 г. система местного управления стала видоизменяться. В местных Советах стали появляться постоянно действующие органы – Президиумы (сами Советы продолжали осуществлять свою деятельность на общественных началах). Всё в большей степени разграничиваются функции собственно советов (как представительных органов) и исполнительных комитетов (как исполнительных органов). 6 июля 1991 г. принимается Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Законом определялось, что органами местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы, создаваемые в городах, районах в городах, поселках, сельсоветах, т.е. в низовых административно-территориальных единицах. Что касается краевых и областных советов и администраций, то за ними был закреплён статус органов власти субъектов РФ; они перестали характеризоваться как «местные». Осенью 1993 г. местные советы прекращают своё существование, а их функции на некоторое время передаются местным администрациям.
8. Современный этап. Начинается с принятия Конституции РФ 1993 года. Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление отделено от государственного управления. В соответствии с Конституцией, 28 августа 1995 г. принимается Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 6 октября 2003 г. принимается новый федеральный закон с аналогичным названием. Он окончательно вступил в силу 1 января 2009 г., а закон 1995 г. с этого времени полностью утратил силу.