Рефлексивная карта готовности к учебной и производственной практики
(по профилю специальности) и результатов учебной и производственной практики (по профилю специальности) по ПМ 03 Классное руководство
Ф.И.О.студента______________________________________________
Уважаемый студент!
Оцените свой уровень сформированности профессиональных компетенций и свою подготовленность к решению задач профессионально – педагогической деятельности до начала практики и после нее в соответствии с предложенными вариантами ответов («++» - очень хорошо подготовлен, «+» - подготовлен, «?» - неопределенная степень готовности, «-» - подготовлен слабо, «--» - совершенно не готов)
Я готов: | ++ | + | ? | - | - - |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. | |||||
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. | |||||
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. | |||||
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. | |||||
ПК 1.5. Анализировать занятия. | |||||
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс обеспечивающую | |||||
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. | |||||
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. | |||||
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | |||||
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | |||||
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
Итоговая аттестация студента по учебной и производственной практике
(по профилю специальности) ПМ 01 Преподавание в социально-педагогической области дополнительного образования детей
Продукты оценки | Самооценка | Оценка руководителя от колледжа | Оценка эксперта (работодатель) | Заключение |
Портфолио студента – практиканта | ||||
Оценка руководителя | Заключение | |||
Отчет - самоанализ о результатах сформированности профессиональных компетенций в условиях учебной и производственной практики | ||||
Сравнительный анализ результатов саморефлексии итогов учебной и производственной практики и результатов экспертной оценки | ||||
Участие в итоговой конференции сообщение | ||||
Нетрадиционное представление личностно – профессиональных достижений в ходе практики | ||||
Итоговая оценка за учебную практику | ||||
Итоговая оценка за производственную практику |
Приложение
Примеры оформления отчетного материала практики
Конспект занятий
Продолжительность учебных занятий для детей 6 лет – 30 минут, 7-18 лет – 40 минут. Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и использования валеологических моментов. Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка учреждения перерывы между занятиями составляют 10 минут.
План учебного занятия
Название кружка
Ф.И.О. руководителя кружка
Дата проведения учебного занятия:
База проведения кружка
Количество присутствующих
Тема учебного занятия (согласно календарному плану кружка):
Цель (раскрывает содержание учебной деятельности на занятии):
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Методы организации учебного занятия:
- словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);
- наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: картинами, рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами и т.д.);
- практический (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции, выполнение письменных работ, проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, разработка сценариев спектаклей, праздников, проведение игр и т.д.).
Оборудование:
-дидактический материал
-материалы и инструменты
-наглядность
Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа кружка, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.)
Ход занятий
Организационная часть.(продолжительность)
Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.
Основная часть занятий. (продолжительность)
Включает в себя как изучение нового учебного материала, так и закрепление изученного материала, обобщение и систематизацию полученных знаний и умений, продолжение и завершение начатой работы в зависимости от типа занятий.
Заключительная часть занятий. (продолжительность)
Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы. Рефлексия.
ВАЖНО: Конспект занятия – это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования.
a. План-сетка |
Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) |
Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) |
Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) | Дата (день недели) |
Анализ предметных и социальных условий деятельности педагога ДО в данном учреждении
_____________________ Предметные условия деятельности_________________________
|
№ | Перечень профессиональных знаний педагога | Содержание профессиональных знаний педагога, необходимых для работы в данном учреждении |
В области педагогики | ||
В области психологии | ||
В области методики работы |
Протокол наблюдения занятия
Объект наблюдения:
Цель наблюдения:
Дата и время наблюдения:
Тема занятия:
Продолжительность:
Предполагаемый результат:
Программа наблюдения
№ | Критерии анализа | Как реализован критерий | |||
ярко проявляется | хорошо проявляется | слабо проявляется | не проявляется | ||
I. Организационный этап | |||||
Наличие плана-конспекта | |||||
Наличие дидактического материала | |||||
Психологический настрой воспитанников на работу | |||||
Сообщение темы, цели, задач занятия | |||||
Мотивационный настрой воспитанников: постановка проблемы, эвристический вопрос, познавательная задача и т п. | |||||
Актуализация знаний, способов деятельности воспитанников, опора на прошлый опыт | |||||
Соответствие оформления помещения тематике занятия | |||||
I. Основной этап | |||||
Направленность содержания на решение задач, поставленных перед учреждением/организацией | |||||
Оригинальность решения воспитательных задач через выбранную форму и содержание | |||||
Соответствие содержания занятия форме проведения | |||||
Соответствие содержания интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде |
№ | Критерии анализа | Как реализован критерий | |||
ярко проявляется | хорошо проявляется | слабо проявляется | не проявляется | ||
проблемам | |||||
III. Итоговый этап | |||||
Решение поставленных задач занятия | |||||
Достижение поставленной цели | |||||
Обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе | |||||
IV. Уровень владения методикой | |||||
Способность ориентироваться в конкретной педагогической ситуации и возможность использования своего прежнего опыта в новых условиях | |||||
Удовлетворенность воспитанников проведенным занятием (настроение, поведение, отношение к участникам) | |||||
Культура проведения занятия: четкость, последовательность запланированных событий, этапность, свобода проявления чувств, эмоций, переживаний воспитанников | |||||
Рациональность распределения времени на этапах учебного занятия. | |||||
Соблюдение техники безопасности и санитарной гигиены. | |||||
V. Уровень психолого - педагогической подготовки практиканта | |||||
Учет возрастных и личностных особенностей и возможностей учащихся, их жизненного опыта. | |||||
Стиль профессионально - педагогического обобщения - авторитарный - демократический - либеральный | |||||
Умение создать комфортную психологическую обстановку. | |||||
Эмоциональность педагога |
Самоанализ занятия
Тема занятия
Возраст воспитанников_______________________ Дата проведения
Положительный опыт (что получилось и хочется повторить) | На что обратить внимание, чтобы в дальнейшем избежать повторения |
Организационный этап | |
Основной этап | |
Итоговый этап | |
Уровень владения методикой проведения занятия | |
Уровень психолого - педагогической подготовки практиканта | |
Самоценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». |
«Требования по составлению анкет»
Методика Дембо-Рубинштейна
Анкета - средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.
Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 - уверено да; 4 - больше да, чем нет; 3 - не уверен, не знаю; 2 - больше нет, чем да; 1 - уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является его экономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера. Он обеспечивает сбор значительного объема информации, необходимой для статистического анализа.
Очень ответственной задачей является разработка самой анкеты, от того, насколько корректно, точно поставлены вопросы, как сформулированы варианты ответов, зависит качество данных, которые в последствии будут получены. Процесс обработки и анализа сведений будет во многом зависеть от качества самой анкеты. Анкета никогда не может быть универсальной, разрабатывается она с учетом цели опроса, категорий опрашиваемых, продуманности следующего этапа исследования.
Примерная структура анкеты может быть следующая:
– введение (преамбула) Преамбула к анкете вводит опрашиваемого в курс дела, говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе, разъясняет правила заполнения анкеты;
– личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владение иностранным языком и т.п.);
– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);
– вопросы и варианты ответов на них.
Правила составления анкет .
Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям .
- Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.
- Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером.
-
Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.
Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.
Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.
Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.
Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.
Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.
Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.
Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.
Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.
От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.
Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.
Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.
Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.
Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.
По форме вопросы делятся на три основные группы:
1) открытые, закрытые и полузакрытые;
2) прямые и косвенные;
3) личные и безличные.
Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.
К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.
Проверка и контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один из них - контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.
Аналитическая справка
Аналитическая справка представляет собой документ, в котором указываются данные исследований, проведенных в той или иной области. Ее создают для формулирования возникших проблем. Сюда вносятся несколько вариантов для выхода из сложившейся ситуации. За основу берется доступная всем информация.
Структура
Объем справки, а также ее форма жестко не регламентируется!
В качестве основы служат следующие элементы:
· аннотация;
· содержание;
· введение;
· основанная часть;
· заключение;
· подписи;
· приложение.
В аннотации кратко излагается суть основного документа. Это в первую очередь причины и обстоятельства, а также цели и задачи определенного объекта. Не менее важным фактором в данном случае являются методы и результаты работы.
Содержание документа
В содержании излагаются структурные дополнения, даются рекомендации. Обязательным является наличие введения. В некоторых случаях его не выделяют как отдельный заголовок.
Все данные вносятся с соблюдением логической последовательности и точной подачей информации. Докладчики опираются на дополнительную литературу, а также собственные источники. Сообщение и анализ данных проводится в несколько этапов. Все гипотезы обязательно должны иметь обоснование.
Аналитическая справка содержит прогнозы и выводы, в ней излагаются определенные рекомендации.
В качестве основы при этом берется изложенная информация. В приложении составляются таблицы со схемами, графиками и дополнительной информацией.
Цели документа
Одной из важнейших задач аналитической справки является проведение исследования в какой-либо области, например, анализ деятельности предприятия за год. Для объективности запрашивается информация с разных учреждений. Научные термины в большинстве случаев понимаются только специалистами, их следует заменять выражениями, которые будут понятны большинству.
Каждый раздел принято делать с новой страницы. В виде брошюры документ оформляется только после утверждения руководителем. Такая документация широко применяется для визуализации опыта в педагогической практике.
Требования
Среди основных требований к документу следует выделить такие особенности:
· четкое построение;
· последовательность при изложении материала;
· наличие аргументов;
· точная оценка.
Общие рекомендации
При составлении аналитической записки следует придерживаться определенных рекомендаций:
· Весь текст должен направляться на достижение конкретной цели (в большинстве случаев она одна).
· Нужно сделать предварительный запрос дополнительной информации, который повысит объективность записки.
· При подготовке используются имеющиеся методики, сопоставляются факты.
· Факты не должны рассматриваться в сочетании с посторонней информацией.
· Текст должен быть написан так, чтобы он был понят однозначно. Применение выражений и научных терминов приветствуется.
· Подробное раскрытие излагаемого материала.
· Размер записки должен составлять не менее 7 страниц.
· Презентация проводится после утверждения.
Аналитическая записка всегда заверяется ответственным лицом, передается на проверку и коррекцию в компетентное подразделение. Документ тщательно изучается, в него могут вноситься определенные изменения и дополнения.
Сфера применения
Такие документы широко применяются в качестве подтверждения изученной литературы или информации. Их используют учителя и студенты высших учебных заведений.
Это будет своего рода информационная работа для проведения анализа проблемы. Такой документ позволяет определить суть тех или иных вопросов, их масштаб в данном случае не имеет значения. Для этого предоставляется полная информация о состоянии в отрасли, а также всевозможные тенденции.