Вопрос № 2. Философия и специальная педагогика
В специальной педагогике накоплен материал, который оказывает влияние на установки общественного сознания, на отношение к людям с ОВЗ.
Философия по отношению к специальному образованию выступает:
· как мировоззренческий фундамент, включающий систему наиболее общих представлений о человеке и его социоприродном бытии;
· как методологическая основа, предполагающая применение универсальных принципов и способов при изучении процессов специального образования.
Общие аспекты. Место специального образования в структуре бытия выявляется с помощью онтологического аспекта. Установлению педагогических приоритетов и прояснению ценностных предпосылок специального образования способствует аксиологический аспект. С позиций философско-антропологического аспекта проводится обобщение научных данных о человеке с ОВЗ. Социально-философский аспект рассматривает явления специальной педагогики в социокультурном контексте (например, положение человека с ОВЗ в мире социальных отношений определяется характером и уровнем специального образования).
Специфика философско-методологического обоснования явлений и фактов. Ключевые проблемы специального образования сложны, не могут быть решены средствами какой-либо одной науки, поэтому в основе философского исследования лежит междисциплинарный подход.
Первоначальные рассуждения об аномалиях и болезнях не отделялись от общефилософских воззрений, переплетались с размышлениями о других явлениях человеческой жизни.
Гераклит: «болезнь делает благим здоровье», целью жизни является освобождение от страданий. Платон: Здоровье и красота человека выражаются в соразмерности, равновесии души и тела. Устранять телесный недуг рекомендуется с помощью «упорядоченного образа жизни», а не лекарств. А. Аврелий: Болезнь связана с пороком и представляет наказание за грехопадение и неповиновение. Лечение телесных недостатков обесценивается, но возрастает значение раскаяния души. Прообраз современной психокоррекции.
С развитием практики лечения и обучения детей с недостатками развития в эпоху Нового времени философский анализ отклоняющегося развития становится более последовательным, перестраивается на систематизацию опытных данных. Дидро выделил особенности человеческих ощущений и показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тела и состоянием органов чувств. И. Кант построил классификацию слабостей и болезней души, обосновал необходимость государственной благотворительной помощи бедным, инвалидам и больным. Гегель поднимал проблему исцеления патологических явлений психики, анализировал разные способы лечения психических заболеваний. Ф.Энгельс: нищенское положение трудящихся и их жестокая эксплуатация являются основными причинами высокой заболеваемости, безнадзорности детей.
На заре становления специальной педагогики эффективность помощи инвалидам была недостаточно высокой. А. Шопенгауэр: сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены. Ф. Ницше: методы исправления – противоестественные и бесполезные.
В условиях социальных потрясений ХХ в., увеличения в популяции доли лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития.
В философии экзистенциализма (К.Ясперс, А. Камю, Ж.П.Сартр и др.) придается бытийный смысл патологическим явлениям, избавление от этих явлений связывается с движением к подлинному существованию. В специальной педагогике получила развитие идея А.Адлера о развитии ребенка с дефектом как процессе, направленном на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. В постмодернизме (М.Фуко, Ж. Делёз и др.) делается акцент на отсутствие границ между нормальными и патологическими явлениями. Трудности распознавания данных явлений в клинической практике. Постмодернистические идеи косвенно обосновывают тенденцию критики коррекционной деятельности.
В отечественной философии не проводилось анализа проблематики специальной педагогики как научной дисциплины. Некоторые проблемы специального образования получили философское освещение. А.Г.Спиркин проанализировал такие аномалии сознания, как «патологическая субъективность», состояние нарушенного сознания и др. Обучение слепоглухих детей было исследовано в работах Э. В. Ильенкова и Ф. Т. Михайлова. По мысли Л.С. Выготского, объектом дефектологии является не недостаток как таковой, а ребенок, отягощенный недостатком. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. Л.С. Выготский отметил единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социальных целей и задач общей и специальной школ» при различии их средств.
В настоящее время система специального образования переживает кризис, связанный с критическим переосмыслением ее традиционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения специальных учебных заведений, отставанием становления специально - образовательной помощи от изменений социальных потребностей. Преодоление кризиса произойдет в результате смены парадигмы, т. е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области (гуманизация, фундаментализация и интеграция).
Большой интерес для философии представляет вопрос, касающийся различий нормы и аномалии в человеческом развитии. Это один из важнейших вопросов в специальной педагогике, поскольку от его понимания зависит определение ее предмета. Широкое распространение в массовом сознании получили крайние мнения о нормальности людей и о всеобщей аномальности. Эти мнения основаны на смешении нормы и аномалии, поэтому они неприемлемы для специальной педагогики, делают бессмысленной специально-педагогическую помощь.
В специальном образовании на современном этапе интеграция выражается в многообразных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровых сверстников. Очевидна противоречивость этого процесса, который отвечает желаниям некоторых детей и родителей, но не всегда соответствует интересам других учащихся и родителей. Проблема интеграции не исчерпывается только включением ребенка с особыми нуждами в коллективы здоровых детей. Интеграционные тенденции наблюдаются в содержании специального образования, его методах и системе учебных учреждений для детей с недостатками развития. Эти тенденции весьма перспективны, потому что связаны с общими процессами развития науки и цивилизации.