Правописание некоторых союзов.

1. Союзчтобы пишется в одно слово, а местоимениечто с частицейбы пишется раздельно; частицубы мы уожем отделить от местоимения, перенести в другое место: Я прошу,чтобы вы посоветовали мне, как быть, но:Что бы вы мне посоветовали? =Что вы мне посоветовалибы?

2. Союзытоже, также пишутся в одно слово, а указательное местоимението и наречиетак с частицей же пишутся раздельно: частицу же от местоимениято и наречия так можно отбросить; к местоимению то можно прибавить слово самое: а) Вы едете в деревню? Я тоже думаю поехать туда (и я думаю поехать туда). Все пошли, и мой старик, смотрю, тоже поплёлся, но: То же слово, да не так бы ты молвил (то ... слово). Я писал и вто жевремя прислушивался к их разговору (в то ... время; в то ... самое время). б) Он прилично пишет стихи, рисует также недурно, но: Вы всё так жемолоды, как десять лет назад (так ... молоды, как ...).

3. Союз зато пишется в одно слово; предлог за с указательным местоимениемто пишется раздельно: Много поработали, зато всё закончили, но: Спрячься за то дерево –он тебя не заметит.

БИЛЕТ 26

Предлоги.Разряды.Правописание.

Предлоги– это служебные слова, которые, употребляясь в сочетании с существительными и местоимениями, выражают разного рода отношения между предметами или отношения предметов к действиям, состояниям или качествам.

В предложениях: Я положил тетрадьна стол. Я положил тетрадь в стол. Я уронил тетрадьпод стол – предлогина, в, под уточняют значение винительного падежа, указывая, куда именно направлено действие: на поверхность предмета –на стол; внутрь предмета – в стол; ниже предмета –под стол.

Предлогио, в, на, при служат для образования предложного падежа; без предлогов этот падеж вообще не употребляется.

Предлоги указывают различные отношения: пространственные: У лукоморья дуб зелёный, златая цепьна дубе том (П.); временные:В ночь погода зашумела (П.); причинные: В слезах отчаянья, Людмилаот ужаса лицо закрыла (П.); целевые: Для берегов отчизны дальней ты покидала край чужой (П.) – и другие отношения: Меньшую дочь он выдавалза князя храброго Руслана и мёд из тяжкого стакана за их здоровье выпивал. (П.)

Каждый предлог употребляется с каким-нибудь определённым падежом; некоторые предлоги – с двумя и даже тремя падежами.

Наиболее употребительные предлоги: I. Предлоги, употребляющиеся с одним падежом:

с родительным: без (безо), до, из (изо), от (ото), у, для, ради;

с дательным: к(ко);

с винительным: про, через (чрез), сквозь;

с творительным: над (надо), пред – перед( предо, передо);

с предложным: при.

II. Предлоги, употребляющиеся с двумя падежами:

с винительным и предложным: в(во), на, о(об, обо); сравните: войти в лес (вин.) – быть в лесу (предл.), положить на стол (вин.) – лежать на столе (предл.), говорить о ноже (предл.) –порезаться о нож (вин.);

с родительным и творительным: между (меж); сравните; читать между строк (род.) –интервал между строками (твор.);

с винительным и творительным: за, под(подо); сравните: положил за шкаф, под стол (вин.) – лежит за шкафом, под столом (твор.).

III. Предлоги, употребляющиеся с тремя падежами:

с винительным, дательным и предложным: по: сравните: воды по колено (вин.) –ударить по колену (дат.).–По ком звонит колокол (предл.);

с родительным, винительным и творительным: с (со); сравните. спросить с дочери (род.) –ростом с дочь (вин.) – мать с дочерью (твор.).

Различают предлоги первообразные и производные. Первообразные – это наиболее древние предлоги, для которых в современном языке нельзя найти слов, послуживших основой для их образования. Таких предлогов в нашем языке большинство. Это преимущественно однофонемные (в, к, о, с, у), односложные и двусложные предлоги (до, за, из, между, из-за и др.).

При сочетании первообразных предлогов с косвенными падежами местоимений он, она, оно, они соответствующая падежная форма местоимения начинается с согласногон: в нём, до неё, между ними и т. п. При сочетании этих местоимений с предлогами непервообразными, производными, то есть такими, которые произошли от наречий, существительных и деепричастий в более позднее время, согласный н не ставится. Сравните: благодаря ему, навстречу ей, в отношении их.

Правописание предлогов.

Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис. Производные предлоги, состоящие из первообразного предлога и бывшей падежной формы существительного, пишутся обычно в два слова:в связи, по мере, в виде, в течение, в продолжении и пр. Принято писать в одно слово:ввиду, вместо, насчёт, вследствие, сверх.

Во всех случаях бывшая падежная форма существительного сохраняет своё прежнее падежное окончание, поэтому у предлоговв течение, в продолжение, вследствие, образованных от винительного падежа единственного числа, пишется на конце е.

БИЛЕТ 27

Междометия.Разряды.Правописание.Звукоподражательные слова.

Междометия – это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их.

Примеры. Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.) – выражается сожаление;Ба! Знакомые всё лица! (Гр.) – выражается удивление;Ух! Кончено – душе как будто легче. (П.) – выражается чувство облегчения после тяжёлого переживания;Шш... слушайте! (П.) – требование тишины; Эй, чего растянулись на дороге! (М. Г.) – оклик с целью привлечь внимание;Но! Трогай! – понукание;Тпру! Стой – требование остановки и т. п.

Междометия по значению можно разбить на следующие группы:

1) Междометия, выражающие чувства: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе и т. п.: а! ах! ба! ай да! ура! ужо! э-эх! тьфу! фи! фу! уф! ой-ой! ох! о! увы!

В зависимости от смысла всей речи, от интонации, от обстановки разговора некоторые из перечисленных междометий употребляются при выражении разных чувств, например:Ах, как приятно! (радость). Ах, это ужасно! (горе, возмущение).

2) Междометия, выражающие различные побуждения: вон! прочь! (желание удалить); ну! ну-те (побуждение к речи или действию); на! нате! (побуждение к тому, чтобы брали что-нибудь); цыц! те! шш! (запрещение); марш! (побуждение идти); эй! (желание, чтобы обратили внимание).

3) Междометия, выражающие различные чувства и изъявления воли по отношению к речи собеседника: вот ещё! (несогласие), ой ли? (недоверие), право! (уверение) и др.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац! хлоп! мяу! кукареку! гав-гав! Эти слова не называют звуков, издаваемых животными или предметами, а воспроизводят их путём подражания им, например: Порою двухствольное ружьё бухает раз за разом:бух-бух! (М. Г.)Бац, бац! Раздались выстрелы. (Л. Т.)

Междометия не являются членами предложения.

В роли междометий может быть употреблена любая часть речи и даже целое словосочетание, когда они служат не для называния фактов действительности, а для выражения чувств и воли; некоторые же слова, которые постоянно употребляются в этой роли, превращаются в междометия: батюшки! страсть! ужас! беда! горе! ей-богу! чёрт возьми! и др.

В свою очередь, некоторые междометия могут употребляться в значении других частей речи, и тогда они входят в состав предложения: Татьянаах! а он реветь... (П.) (Междометие ах употреблено в значении глагола, в предложении является сказуемым.) Далече грянуло ура. (Междометие ура употреблено в значении существительного, в предложении является подлежащим.)

Междометия на, ну и некоторые другие, выражающие побуждение, получают иногда окончания множественного числа повелительного наклонения: нате, нуте и т. п.

От междометий образованы слова других частей речи, например: от междометий ах, ox – ахи, охи (существительные); ахнуть, охнуть или ахать, охать (глаголы), от побудительного ну–понукать, от междометий ай, ой – глаголы айкать, ойкать.

Звукоподражательные слова

Слова, являющиеся по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков, называются звукоподражательными. По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями. Однако в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией.

К звукоподражательным словам относятся все слова, являющиеся условным воспроизведением крика птиц: га-га (гуся), кря-кря (утки), ку-ку (кукушки), курлы-курлы (журавля), чик-чирик (воробья) и т.д.; животных: гав-гав (собаки), ква-ква (лягушки), мяу-мяу (кошки), му-у (коровы), бе-е (овец) и т.д.; воспроизведением каких-либо шумов природы или определенных действий, происходящих в результате деятельности людей: трах-тах-тах (раскаты грома), у-у-у (завывание вьюги), динь-динь (звук, издаваемый колокольчиком) и т.д. Например: ...Ква! Тебе любо, любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича (П.); Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети — курлы-курлы-курлы (Б. Пол.); Ррр... гав! гав! — постой, не кусайся (Ч.); На подоконнике ворковали голуби. «Су-уп-пру-г, су-уп-пру-г, су-уп-пру-г» — будто выговаривал один; «Су-уп-пру-у-га, су-у-пру-у-га», — отзывался второй (В. Салтыкова); Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин (П.).

БИЛЕТ 28

Текст.Виды текста.Признаки текста.

Текст — в общем плане связная и полная последовательность символов.

Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

В термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное.

У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.

По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:

  • повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),
  • описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),
  • рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).

Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному коммуникативному типу речи. Чаще всего тексты комбинируют описание, повествование и рассуждение, и какой-нибудь тип является доминирующим.

Тексты относятся к какому-нибудь из стилей речи. В зависимости от этого выделяют тексты:

  • разговорные (используются в разговорной речи, чаще всего существуют в устной форме; ха- растеризуются наличием предложений, простых по своему составу, и особой разговорной (а иногда и просторечной) лексикой);
  • официально-деловые (используются в официально-деловом стиле, чаще всего существуют в письменной форме; характеризуются наличием предложений, сложных по своему составу, обилием именных частей речи и специфической лексикой);
  • публицистический (используются в средствах массовой информации и их основная цель - привлечение интереса читателей или слушателей, а также информирование их; существуют как в письменной, так и в устной форме; характеризуются живостью, разнообразием, отбор лексических средств происходит в зависимости от цели и содержания текста);
  • научные (используются в различных сферах науки, существуют в основном в письменной форме (хотя немало и устных научных выступлений); характеризуются достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством терминов),
  • художественные (могут совмещать в себе разные виды текстов в зависимости от целей автора)

· Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

· Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»). Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.

· Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

· Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

· Различают цепную и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях, соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.) Здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

· В цепной связи главное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.

· Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения.

· Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.

· Вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование — это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. В описании в центре внимания словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности, перечисление его признаков. Особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.

· Однако в чистом виде названные типы речи используются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием, описание — с повествованием и наоборот. Главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.

· 128*. Прочитайте в учебнике по истории (или другому предмету) параграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблюдайте над связью предложений в тексте. Определите тип связи между предложениями. В чем эта связь выражается? Назовите языковые средства связи. Найдите ключевые слова, выделите микротемы.

· 129. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».

· К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. <...> Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.

· Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.

· Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.

· В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. <...>

· Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись2, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

· Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.

1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется такой способ связи?
2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.
3. Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4*. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите слова-связки.

БИЛЕТ 29

Способы сокращения текста.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

1. Содержательный уровень:

исключение из текста второстепенной информации.

2. Языковой уровень:

исключение

- повторов в предложении;

- фрагментов предложения (вводных и вставных конструкций, придаточных предложений и т.д.);

- одного или нескольких синонимов)

ОБОБЩЕНИЕ

Содержательный уровень:

свертывание информации за счет обобщения (перевод частного в общее)

УПРОЩЕНИЕ (ИЛИ ЗАМЕНА)

Языковой уровень: замена

- однородных членов обобщающим словом;

- словосочетания – словом;

- фрагмента текста предложением;

- придаточного предложения словосочетанием;

- сложного предложения простым;

- части предложения местоимением

СЛИЯНИЕ

Языковой уровень: соединение нескольких простых предложений в сложное

БИЛЕТ 30

Синтаксис и пунктуация.

Пунктуа́ция — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.

Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного.

Наши рекомендации