Протокол наблюдения в приложении
ВЫВОД:Класс дружный и спокойный. Дети здоровы. Воспринимают правила и правильно реагируют. Школьной дезадаптации не наблюдала. Педагоги справляются успешно. Открыты. Учатся мыслить. Начальный этап сплочения вокруг активистов 7 девочек и трёх мальчиков. Хорошо воспитаны: вежливы, не вмешиваются в разговор взрослых, уступают место девочкам. Уровень развития познавательности УУД средний. Отстающих «проблемных» двое. Занижение самооценки имеет место у всех. Работа ведётся по сплочению класса. Появились традиции. Интересы различны и разносторонние – общие любовь к путешествиям, спорту и подвижным играм. В классе обучаются 26 детей, из которых мальчиков – 13, девочек - 13. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу и к учёбе. Возраст 8 и 9 лет. Педагоги не менялись и детей изучили за первый год основательно - поэтому на данном этапе дают материал по силам и интересам. Между обучающимися достаточно ровные отношения, но есть и замкнутые дети ( такие как Лиза О.), отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми нужен индивидуальный подход. Некоторая масса обучающихся класса это дети со средними уровнем способностей и не высокой мотивацией учения, некоторые со сложностями поведения и обучения « дети группы риска» в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью. В классе можно выделить группу обучающихся мальчиков, которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии.
Небольшая группа учеников девочек проявляет желание и возможность изучать предметы на «продвинутом уровне». С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности. Дети сами могут выбирать уровень сложности. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. ( Смотрят на учителя - кивнёт или нет.) Переживают даже за оценку 4. В целом обучающиеся 2 «Б» класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, но класс стабильный и позитивный. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Значит выбор проведённого мероприятия викторины по теме Вода - верен. Удивлялись и восхищались поющими фонтанами. Реактивно передавали лёд. Опыты провели быстро и от любопытства повыскакивали но утихомирились благодаря учителю . Загадки знают, понятия путают. Свои команды поддерживают. При задании найдя клад куда бы вы потратили мнения разделились. (На волшебные палочки, на одежду , фкусности и подарки, на помощь старым людям и животным. Что говорит, что дети уже гуманны. )При склеивании аквариума друг другу помогали и обращались за помощью к взрослым лишь пять человек. Все дети вели себя активно, свободно, проявляли эрудицию, воображение и даже педагог подпевал и помогал отстающим. Все были награждены. Класс мне понравился своим позитивом к жизни.
Карта-схема изучения организованности коллектива. Эта карта-схема, предложенная Л. И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.
Положительные проявления организованности | Оценочная шкала | Отрицательные проявления организованности | ||||
В коллективе имеются органы эффективного самоуправления | В коллективе нет органов самоуправления | |||||
Коллектив иногда самостоятельно выбирает себе организаторов по играм | Коллектив не в состоянии без посторонней помощи что-то сделать без одобрения кл.рук. | |||||
Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом | Члены коллектива никогда не взаимодействуют друг с другом |
Положительные проявления организованности | Оценочная шкала | Отрицательные проявления организованности | ||||
Члены коллектива всегда оказывают друг другу помощь в работе | Никто и никогда в коллективе не оказывает помощь товарищам | |||||
Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро | Ни одна из трудностей, связанных с согласованием действий, не преодолевается | |||||
Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив | При возникновении трудностей, ситуаций опасности коллектив разрушается | |||||
Неудачи в достижении целей коллектива усиливают его стремление к ним | Неудачи в достижении поставленных целей расслабляют коллектив,ведут к отказу от них | |||||
Коллектив поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими коллективами | Коллектив не взаимодействует с другими коллективами, изолирует себя от них | |||||
Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ним работу | Коллектив не взаимодействует с более широким объединением школьников, противится налаживанию с ним деловых контактов | |||||
В коллективе доброжелательно и с участием относятся к новым членам, стараются помочь им освоиться и включиться в совместную работу | Коллектив враждебно относится к новым членам, противодействует их адаптации и включению в совместную деятельность |
Положительные проявления - организованы | Оценочная шкала | Отрицательные проявления организованности – сами справляются плохо | ||||
Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия | Члены коллектива не способны к эффективному согласованию своих действий | |||||
Имеющиеся в коллективе группировки по личным интересам хорошо взаимодействуют между собой | Имеющиеся в коллективе группировки никогда не взаимодействуют между собой | |||||
Коллектив активно сопротивляется любым попыткам его расформирования | Коллектив относится безразлично и легко поддается расформированию | |||||
Коллектив находит оптимальный способ взаимодействия между его членами в самых различных ситуациях и условиях | Коллектив никогда не способен найти оптимальный способ взаимодействия, каких бы условий это ни касалось | |||||
В коллективе есть хорошие, способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры | В коллективе нет хороших и способных организаторов, а лидеры такими возможностями не обладают |
Настоящая методика достаточно проста, не требует длительного времени для сбора и обработки информации.
ЛИТЕРАТУРА Абрамов Г. Е. Введение в практическую психологию. — М. , 1994. Андреева Г. М. Социальная психология. — М. :МГУ,1980. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М. ,1989. АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М. , 1984. Байбородова Л. В„ Паладьев С. Л. , Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков,1994. Безрукова B. C. Воспитательный процесс и его организация в практике. В приложении предоставлены методики и результаты проведённые психологом.
Вывод: Существенное влияние на качество педагогических условий в коллективе оказывают актив класса, в которые объединяются ученики по взаимным симпатиям и интересам. Это золотой фонд они являются душой класса, умеют и проявить инициативу, и организовать любое мероприятие. Поэтому надо не только поднимать статус и престиж этих учеников, но и предоставить им возможность вовремя устранять трудности в учебе, если они у них появились. Поддержка этой категории учеников очень важна для правильной организации работы коллектива второго «Б» класса.
Примерная схема наблюдения индивидуально-типологических особенностей ребенка.
- на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, на занятиях и переменах, в ходе бесед с классным руководителем собрать наиболее полную информацию о детях класса, которые имеют ярко выраженные индивидуальные особенности или относятся к группе риска;
- выбрать одного ребенка и понаблюдать за ним на протяжении практики, описать его симптоматику (проиллюстрировав примерами его поведения), дать интерпретацию выявленных симптомов, на основании знания теории высказать возможные предположения о причинах .
Предположение – переученная леворукость, слабая мотивация, заниженная самооценка, причина родительское воспитание и непосильная школьная программа «2100» либо низкая социальная адаптация в коллективе по вине учителя.
Семья, проживает в четырёхкомнатной квартире (хрущевка) рядом со школой. Состояние квартиры удовлетворительное. Обстановка в квартире небогатая, мебель старая, но все необходимое для жизнедеятельности имеется. Не особо уютно, но чистота и порядок. У Лизы и её брата есть все необходимое: отдельная кровать, письменный стол, книжные полки. Семья обеспечена полноценным питанием. Семья состоит из пяти человек. Работают только папа и т. Женя. Мама пенсионерка (из беседы с психологом) Лиза может бродяжничать. Отстаёт в успеваемости.