Схема наблюдения за коллективом учеников
Дата 15 апреля 2014 год.
Экспериментатор: Нечепуренко М.В.
Класс: 2 «Б» возраст 8 – 9 лет
Время:11.05
Деятельность: (урок, перемена, мероприятие): перемена (в столовой на 1эт. Школы)
Цель: Не включённое наблюдение за поведением младших школьников для отчёта.
Параметры наблюдения | Описание |
Композиция группы (состав, возр., половой, социал. полож. т т.д.) | 14 детей из них 8 девочек и 6 мальчиков ( из тех кто питается) не ходят 6 и остались в классе. Обеспеченные 12 чел. и 2 чел. питаются бесплатно ( льгота за сч.школы) |
Социометрическая структура группы Характеристика лидеров Отверженных членов группы | Окружили учителя с права и с лева, отдельно напротив сел маленький мальчик, одна девочка с хвостиком кушать отказалась. Лидеры - две девочки дежурные всё сделали быстро и чётко. Пока все мыли руки. Долго ели два ребёнка и остальные ждали нетерпеливо. |
Коммуникативная структура группы | Общение было тихое и вежливое. Переговаривались с друг другом. «Один спал в тарелке молча» Девочка запачкалась и ей мальчики предложили салфетку. |
Структура социальной власти (формальная, неформальная) | Формально под пристальным присмотром учительницы вели себя прилично |
Групповые нормы | Нормы выполнялись – сказали спасибо и убрали за собой. Дождались всех. |
Интересы и предпочтения группы | Компот выбрали все. Второе доели лишь 4 Еда была вкусной и можно было выбирать. |
Эмоциональная стабильность и благополучие членов отряда | Никто не выкрикивал и не скакал. Благополучно и без происшествий добрались в класс на 3 этаж. У детей в классе тоже было всё в порядке. Обстановка чуткости и внимания ко всем. |
Тип руководства (директивный, кооперативный) | Ольга Юрьевна руководитель-демократ систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Тон обращения с детьми – уважительный, располагающий к сотрудничеству. Улыбается. Поправляет воротнички, берёт за руку боевых …( Взаимное доверие – копер.тип) |
Совместимость членов группы, психологический климат, сплоченность | К совместной деятельности уже способны но всё ещё ждут одобрения от «классной мамы»обладают - взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу. Совместимы по возрасту и знаниям. Уже стараются помогать друг другу. Идентифицируют себя как 2 Б класс |
Особенности и частота межгрупповых конфликтов | Конфликтной ситуации извиняются по детски « мирись - мирись и больше не дерись» Бывают часто, но решаются. |
Группы риска | Тревожные, Леворукие, СДВГ, зрение слабое и др.( Низкая самооценка у большинства по учёбе) |
Активность (по результатам участия в мероприятии) | Приветливы, коммуникабельны, активно действуют со ст.приборами, аккуратны. |
Этап развития группы - Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений | Предположение – Второй класс - ещё не установились дружеские связи между мальчиками и девочками. Возраст младшего школьника. Традиции только устанавливаются. Общее дело значимо пока не для всех. Инициативу проявляют ждя одобрения от Ольги Юрьевны. |
Наблюдение дополняется беседой с классным руководителем.
Выводы об особенностях детского коллектива. Отношение к различным видам деятельности только начинает формироваться, и оно неустойчиво. Появляется заинтересованность в совместных делах, но не у всех школьников. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей. Микрогруппы по партам образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатий, но чаще на основе общности интересов.
В центре, как правило, дети, обладающие привлекательными для всех знаниями, умениями либо обладающие соблазнительными для других вещами (компьютером, значком, куклой феей). В последнем случае они носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются уже на первоначальной стадии развития. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохраняющиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бывают сильные перепады общего настроения. Чувство «мы — единое целое», «мы — коллектив» возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные. Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. Контакты с другими первичными коллективами школы и вне ее чаще всего эпизодичны. Конфликты самостоятельно пока не разрешают. Для коллектива класса характерны следующие черты: слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности с игровыми формами организации, стремление к подражанию классам старших возрастов. Установлено, что классный коллектив для детей весьма значим. При общей ориентации деятельности на классного руководителя Ольгу Юрьевну у отдельных детей, однако, наблюдается конфликтность в отношениях с ним. Индивидуальность этого класса в изучении профессий родителей и путешествия путём ежемесячных экскурсий и бесед – завели альбом путешественника. У девочек более выражена дружба. К планированию ребята привыкли: пишут планы сочинений. Организация выполнения плана тоже постоянный фактор взаимодействия: намечаемые дела, целесообразные сроки, распределение обязанностей и т. д. Существенно хуже удается анализ. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой Это – Даша Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих Это – Илья. В классе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы. Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности. Самооценка снижена. Многим учителям приходилось сталкиваться с классами, у которых так и не сложилось положительного отношения к наставнику. В данном классе Ольга Юрьевна воспринимается как « классная мама»и отношения сложились удачно. Успешно воспитывать питомцев под силу прежде всего одаренному, духовно щедрому педагогу, являющему наглядный и убедительный пример богатства талантливой личности и как раз для младших классов. Тогда счастлив и он, и те, в кого он поверил и кто уверовал в него. Мне понравилось её уверенное руководство и то что класс отвечает ей взаимностью, симпатией, доверительным сотрудничеством. Дисциплина на отлично.
Примерная схема изучения возрастных особенностей учащихся.
- на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, на занятиях и переменах собрать наиболее яркую информацию, которая иллюстрирует возрастные закономерности развития детей на определенном возрастном этапе по предложенной схеме;
- описать наблюдаемую ситуацию, зафиксировать в протоколе через конкретные примеры;
- проинтерпретировать результаты на основании возрастных закономерностей развития.